Консультативная беседа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

В жизни каждого человека бывают такие критические моменты, проблемные ситуации, когда собственных психических сил не хватает для их решения. Спектр таких проблем может быть очень широк. Это и неприятности на работе, и неустроенность личной жизни, и неурядицы в семье, и трудности выбора профессии, и многое другое. Помочь в такой ситуации может квалифицированный специалист, осуществляющий психологическое консультирование.

Оглавление

Содержание 1
Введение 2
Этапы ведения консультативной беседы 3
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 4
Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез 6
Этап 3. Оказание воздействия 10
Этап 4. Завершение консультативной беседы. 14
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 42.23 Кб (Скачать)

Содержание

 
 

Содержание 1

Введение 2

Этапы ведения консультативной  беседы 3

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 4

Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных  гипотез 6

Этап 3. Оказание воздействия 10

Этап 4. Завершение консультативной  беседы. 14

Заключение 16

Список  литературы 17 
 

Введение

 

       В жизни каждого человека бывают такие  критические моменты, проблемные ситуации, когда собственных психических  сил не хватает для их решения. Спектр таких проблем может быть очень широк. Это и неприятности на работе, и неустроенность личной жизни, и неурядицы в семье, и  трудности выбора профессии, и многое другое. Помочь в такой ситуации может квалифицированный специалист, осуществляющий психологическое консультирование.

       Консультирование, как вид психологической помощи человеку, тесно связано с развитием  психологии как науки и практической деятельности. Взаимодействие консультанта и клиента психологической консультации (т.е. человека, получающего психологическую помощь от психолога-консультанта) происходит, как правило, в форме консультативной беседы.

       Консультативная беседа — это основная форма психологического консультирования, процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы  для личностного развития в позитивном направлении.

       Под техникой психологического консультирования понимаются специальные приемы, которые  психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования. В процессе консультирования психолог, как правило, решает две  основные задачи:

    1. помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;
    2. актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.

Этапы ведения консультативной беседы

 

       Слово «Этап» обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения.

         Этапы психологического консультирования  описывали и разбирали Алешина Ю.Е., Абрамова Г.С., Горностай П.П. и Васьковская С.В., Кочюнас Р.-А. Б. и многие другие. С нашей точки зрения наиболее оптимальное изложение можно найти в работах Алешиной Ю.Е.. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Жизнь слишком многообразна. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы.

 

       Длительность  данного этапа 5 – 10 минут при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 минут – 1 час 10 минут.

       На  протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:

       Можно встать навстречу клиенту или  встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.

       Желательно  подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь  поудобнее».

       После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему  паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог  собраться с мыслями и оглядеться.

       После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне Вас  называть?» После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет  клиенту, если его будут называть таким образом.

       Как пишет Кочюнас, клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно. Поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности. Часть этой информации предоставляется по запросу клиента, чтобы не испугать клиента до начала консультирования потоком информации. Но некоторые вопросы, например, вопрос об оплате, психологу-консультанту целесообразно поднять самому. Не следует вселять в клиента надежду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровне.

       Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видеозаписи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.

       Важно не позволять клиенту использовать консультанта в своих целях, далеких  от консультирования. Не следует соглашаться  звонить куда-либо по просьбе клиента, писать письма, приглашать на консультацию, то есть не делать ничего такого, что  можно было бы обозначить как вмешательство  психолога-консультанта по просьбе  клиента в частную жизнь других людей.

       После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу  клиента, что будет обозначать начало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее  заготовленную фразу, которая позволяла  бы осуществлять этот переход, чтобы  не растеряться неожиданно под впечатлениями  первого знакомства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной  фразы: «Что Вас привело ко мне?». Произнесение этой фразы знаменует  начало следующего этапа психологического консультирования.

Этап 2. Расспрос клиента, формирование и  проверка консультативных гипотез

 

       Длительность  данного этапа 25 – 35 минут при  средней продолжительности консультативной  беседы 45 минут – 1 час 10 минут.

       Данный  этап можно условно разбить на два подэтапа:

    • Формирование консультативных гипотез.
    • Проверка консультативных гипотез.

       Деятельность  психолога-консультанта на первом подэтапе «Формирование консультативных  гипотез»:

       Эмпатическое  слушание. Обычно, когда говорят  об эмпатии в психологии, то имеют  в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Развитие эмпатии традиционно  связывается с развертыванием процесса воображения во время общения (Шабалина). Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности консультанта. От начинающего консультанта достаточно хотя бы просто желать и внешне демонстрировать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».

       Принятие  концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы  не вызвать ответную защитную реакцию.

       Структурирование  беседы. Первый прием – задавая  какой-либо вопрос, меняя  тему обсуждения, консультанту следует объяснять  клиенту, почему он это делает, чем  это вызвано, чтобы для клиента  сохранялась хотя бы какая-то видимость  логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери».

       Второй  прием – краткое комментирование  того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это  помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько  раз. Кроме того, клиент получает возможность  прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с Вашей  точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги  по работе». Клиент получает стимул еще  раз проверить себя, обдумать, действительно  ли это так.

       Осмысление  того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных  гипотез. Слово «Гипотеза» происходит от греческого слова hypothesis – основание, предположение. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. В экспериментальной психологии приято выделять две составляющие гипотезы – зависимую переменную (испытывающую влияние) и независимую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную). Зависимая переменная, казалось бы, всегда отчетливо представлена в психологическом консультировании  - это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его в психологическую консультацию. Однако, психологу-консультанту необходимо выявить суть этих затруднений, сформулировав их как психологическую проблему. В данном случае мы понимаем словосочетание «Психологическая проблема» так, как понимает смысл этой понятийной единицы А.Ф. Ануфриев. Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Например, в ситуации, когда женщина жалуется консультанту на то, что ее дочь семнадцати лет «совсем отбилась от рук», психологическая проблема может быть сформулирована как девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм социализации) поведение дочери этой женщины. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную – то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического знания, например, о девиантном поведении. Каждая гипотеза – это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией. Вот пример консультативной гипотезы: «В основе девиантного поведения юноши лежат неурегулированные супружеские отношения его родителей». Такое может быть, когда мать, испытывая досаду на отца но, не имея возможности, ему это открыто высказывать, с раннего детства приписывает ребенку негативные черты, чтобы конфликтовать с ним вместо отца. Юноша просто демонстрирует своим девиантным поведением то, что от него ждут в семье, таким образом, спасая родителей от откровенного разговора и развода. Те, кто выберут специализацию «Психологическое консультирование», еще будут подробно изучать эти вопросы в курсе «Психология семьи и семейное консультирование». Пока же просто остановимся на том, что девиантное поведение юноши здесь есть переменная зависимая (испытывающая влияние), а неурегулированные супружеские отношения его родителей – переменная независимая (оказывающая влияние). Данная гипотеза в процессе проверки может и не подтвердиться. Тогда можно проверить альтернативную ей гипотезу – «В основе девиантного поведения юноши лежит активное функционирование источников десоциализации в той среде, в которой он живет». Под девиантным поведением здесь понимается поведение, отклоняющееся от социально-нормативно заданного, – отказ работать, учиться, хулиганские выходки и так далее.

       На  первом подэтапе второго этапа психолог-консультант  старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента  к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия  воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно, он старается осмысливать  ситуацию и формулировать консультативные  гипотезы. Когда у него формируется  несколько подобных гипотез, возникает  естественное желание занять более  активную позицию – начать задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять  какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует, и желание клиента услышать что-либо от консультанта – он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез знаменует переход консультативной беседы ко второму подэтапу второго этапа консультативной беседы.

       Деятельность  психолога-консультанта на втором подэтапе «Проверка консультативных гипотез»:

       Для проверки своих консультативных  гипотез психолог-консультант может  избрать два алгоритма:

       Начать  задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.

       Изложить  свою гипотезу (интерпретацию) клиенту  и спросить его, что он по этому  поводу думает. Редко бывает так, чтобы  клиент сразу же принял гипотезу и  согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.

       Но  и в том, и в другом случае для  того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две – три  конкретные ситуации, которые должны быть:

       тесно связанны с содержанием основных жалоб клиента;

       типичны для жизни клиента;

       желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

       Работа  с конкретными ситуациями важна  потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в  его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты  реальности, которые не замечаются рассказчиком.

Информация о работе Консультативная беседа