Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:38, курсовая работа
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности.
Введение 3
Глава1.Конституциональные теории личности. 4
Глава2.ТипологияК.Юнга 7
Глава3.Сенсорная типология личности 10
Глава4. Психогеометрическая типология 12
Заключение 14
Список литературы 15
Психогеометрия как система сложилась
в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер
– специалист по социально-психологической
подготовке управленческих кадров. Психогеометрия
– система анализа типологии личности
на основе наблюдения за поведением человека
и предпочитаемого выбора человеком какой-либо
геометрической фигуры
Расположив представленные геометрические фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные доминирующие особенности личности и поведения.
Посмотрев на этот рисунок
и выбрав фигуру с которой себя ассоциируешь
или которая больше всего нравится, может
ту, на которую упал первый раз взгляд.
Потом выбрав вторую по интересности фигуру,
третью и так далее. Первая фигура - это
то, что в личности человека преобладает,
последняя - то, что в себе(или в других)
человек не принимает/не понимает. Главное здесь не придумывать
ничего и выставить фигуры в порядке предпочтения
за 10 секунд.
Каковы же основные психологические характеристики
поведения?
Квадрат: организованность, пунктуальность,
строгое соблюдение правил, инструкций,
аналитичность мышления, внимательность
к детям, ориентация на факты, пристрастие
к письменной речи, аккуратность, чистоплотность,
рациональность, осторожность, сухость,
холодность, практичность, экономность,
упорство, настойчивость, твердость в
решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная
эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей
и знакомых.
Треугольник: лидер, стремление к власти,
честолюбие, установка на победу, прагматизм,
ориентация на суть проблемы, уверенность
в себе, решительность, импульсивность,
сила чувств, смелость, неукротимая энергия,
склонность к риску, высокая работоспособность,
буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный
политик, остроумие, широкий круг общения,
узкий круг близких и друзей.
Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность,
неопределенность, возбужденность, любознательность,
позитивная установка ко всему новому,
смелость, низкая самооценка, неуверенность
в себе, доверчивость, нервозность, быстрые,
резкие колебания настроения, избегание
конфликтов, забывчивость, склонность
терять вещи, непунктуальность, новые
друзья, имитация поведения других людей
("примеривание ролей"), тенденция
к простудам, травмам, дорожно-транспортным
происшествиям.
Круг: высокая потребность в общении, контактность,
доброжелательность, забота о другом,
щедрость, способность к сопереживанию,
хорошая интуиция, спокойствие, склонность
к самообвинению и меланхолии, эмоциональная
чувствительность, доверчивость, ориентация
на мнение окружающих, нерешительность,
слабый политик, болтливость, способность
уговаривать, убеждать других, сентиментальность,
тяга к прошлому, склонность к общественной
работе, гибкий распорядок дня, широкий
круг друзей и знакомых.
Зигзаг: жажда изменений, креативность,
жажда знаний, великолепная интуиция,
одержимость своими идеями, мечтательность,
устремленность в будущее, позитивная
установка ко всему новому, восторженность,
энтузиазм, непосредственность, непрактичность,
импульсивность, непостоянство настроения,
поведения, стремление работать в одиночку,
отвращение к "бумажной" работе, душа
компании, остроумие, безалаберность в
финансовых вопросах.
Таким образом, в ходе работы
были рассмотрены следующие вопросы:
Рассмотрены коституциональные теории
Э. Кресмера и У. Шеллдона;
Раскрыта типология К. Юнга;
Рассмотрена сенсорная типологии личности;
Раскрыта психогеометрическая типология
С. Деллингера.
По первому вопросу можно отметить, что
под конституцией понимаются структура
организма человека, врожденные физиологические
характеристики. Кречмер выделил четыре
типа конституции: астенический, атлетический,
пикнический, диспластический. С точки
зрения Шелдона, биологическая структура
(морфогенотип) лежит в основе внешних,
поддающихся наблюдению физических характеристик
индивида. Морфогенотип определяет не
только физические особенности, но и поведение
человека.
По второму вопросу следует отметить,
что К.Г. Юнг в своем подходе к определению
психологических типов выделил 2 основных
типа людей, которые он назвал интроветным
и экстравертным. Те в свою очередь делятся
также на ощущающий, чувствующий, интуитивный
тип и
мыслительный типы.
По третьему вопросу моно сказать, что
люди думают по-разному, и различия соответствуют
трем основным сферам сенсорного опыта
– визуальной, аудиальной и кинестетической.
По четвертому вопросу можно отметить,
что Психогеометрия – система анализа
типологии личности на основе наблюдения
за поведением человека и предпочитаемого
выбора человеком какой-либо геометрической
фигуры. Расположив представленные геометрические
фигуры в порядке их предпочтительности,
по фигуре, помещенной на первое место,
можно определить основные доминирующие
особенности личности и поведения
Также в ходе работы были решены две задачи
на определение идеалистического и материального
понимания психики
и отличительные особенности мышления.
Борисова Л.Г., Солодова Г.С.
Психология личности. – М.: Знание, 2000
Психология: Учебное пособие. / Удальцова
М. В., Попкова Т. В., Булыгина А.А и др. –
М.: Дело, 2001.
Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР,
1999. .Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов
высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.
Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Психология
личности. – М.: Знание, 2000 – с 41.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов
высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.
Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
– с 67
Психология: Учебное пособие. / Удальцова
М. В., Попкова Т. В., Булыгина А.А и др. –
М.: Дело, 2001. – 51.
Общая психология: Курс лекций для первой
ступени педагогического образования
/ Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. – с 89
Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Психология
личности. – М.: Знание, 2000 – с 52.
Рис1. Система Сьюзен Деллингер
Информация о работе Конституциональные теории личности и профессионального отбора