Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:39, реферат
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг).
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
Введение 2
Межличностные конфликты в педагогическом процессе 4
Разрешение конфликтов в педагогическом процессе 8
Заключение 10
Содержание
Введение |
2 |
Межличностные конфликты в педагогическом процессе |
4 |
Разрешение конфликтов в педагогическом процессе |
8 |
Заключение |
10 |
Введение
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг).
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.
Среди участников конфликта различают:
- оппонентов – это
стороны, которые выступают в
противостояние из-за
- вовлеченные группы;
- заинтересованные группы.
Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.
Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:
·Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
1. Межличностные
конфликты в педагогическом
Конфликты между учениками и учителями возникают, как правило в старших классах. В младших классах учитель для ученика – непререкаемый авторитет, а в подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателями. Подростки стремятся к автономии, открыто отстаивают свое право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а так же собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме.
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:
Конфликт “ученик — ученик”
Большая часть конфликтов
среди учеников возникает из-за претензий
на лидерство в микрогруппах. Межличностные
конфликты могут возникать
Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.
Конфликт “ученик — учитель”
Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция “Я — взрослый”, которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем.
В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме.
Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая — в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в институт. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.
Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:
Конфликты несут негативные
последствия: ухудшение состояния
здоровья конфликтующих, снижение работоспособности,
большие эмоциональные затраты
и т.д., поэтому нужно уметь
разрешать конфликтные
Есть несколько способов разрешения конфликта:
На практике можно применять следующие этапы разрешения конфликтов:
2. Разрешение конфликтов в педагогическом процессе
Конфликты всегда гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Нужно уметь самому и учить других защищать свои законные интересы без конфликтов.
Нельзя превращать другого участника конфликта в инструмент борьбы . Таким способом невозможно добиться разрешения конфликта.
Нужно постоянно учиться контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
- оказывают разрушающее
влияние на здоровье того, кто конфликтует;
- ухудшает качество мышления;
- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.
Перевоспитание и воспитание
– процесс длительный, требующий
от учителя терпения, ума, такта и
осторожности. Оценивая результаты учебы
и поведения школьника, необходимо обращайть
внимание на то, что ему удалось сделать
и чего достичь. Только после этого уместно и
менее конфликтно сказать о недостатках
ученика. Опора на положительное в обучении
и воспитании учащихся позволяет повысить
эффективность работы учителя, способствует
профилактике конфликтов между педагогом
и школьниками.
Никогда нельзя на своих уроках давать
негативных оценок деятельности и личности
других учителей, администрации, родителей.
Всегда нужно помнить о том, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель- профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
По своему социально – психологическому статусу учитель всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Нужно поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в общении с учениками.
Заключение
Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.
Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования н воспитания школьников.
Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов повеления, необходимых для успешной работы учителя:
Существует три наиболее существенные особенности успешного учебного взаимодействия учителя с учениками:
1) каждый ученик включается в решение продуктивных задач на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками;
2) ситуации взаимодействия
и сотрудничества, являясь специфическим
средством решения