Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:50, реферат
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Введение………………………………………………………………………..
1 Конфликты в деловом общении .…………………..……………………….
1.1 Понятие «конфликт»……………………..………………..……………..
1.2 Виды конфликтов…………………….. ………………..………………..
1.3 Предпосылки возникновения конфликтов в процессе делового общения……………………………………………………………………….
2. Методы управления конфликтами……………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… 1 Конфликты в деловом общении .…………………..………………………. 1.1 Понятие
«конфликт»……………………..………………..…… 1.2 Виды конфликтов…………………….. ………………..……………….. 1.3 Предпосылки
возникновения конфликтов в процессе
делового общения…………………………………………………………… 2. Методы
управления конфликтами…………………… Заключение…………………………………………………… Список использованных источников………………………………………… |
3
5 5 6 8 12 18 19 |
Введение
Наверное каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство
конфликтов возникает помимо желания
их участников. Это происходит из-за
того, что большинство людей не
имеет элементарного
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
Само слово «конфликт» содержит ответ. Оно – латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идей, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. Вопрос состоит в том, что делать с сотрудниками, имеющими собственную позицию, которые не являются молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими против собственной воли, но выполняющими все им предписанное, то конфликты неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действенном сотрудничестве, при котором работник и управляющий соотносят свои представления, которые имеют равный вес и принимаются в расчет при принятии решений. Возникающие дискуссии должны приводить к выработке совместных предложений, которые полезны всем сторонам. Предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис) в идеале образуют совместное решение (синтез).
Руководить
без конфликтов возможно, если научиться
такому управлению, при котором в
целенаправленном сотрудничестве с
другими устраняется все
В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут конструктивными или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.
Деятельность
зарубежных фирм, практика работы отечественных
организаций, особенно в условиях изменения
форм собственности, показывает, что современным
руководителям и управляющим персоналом
необходимы знания и навыки по управлению
конфликтами и их прогнозированию.
1 Конфликты в деловом общении
Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.
Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.
Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Конфликты
являются частью повседневной жизни. Конфликт
в социальной сфере как спор сторон,
как противоречие в их интересах и целях
естественен и поэтому неизбежен. Более
того, по словам известного специалиста
в области переговоров Р.Фишера, чем более
разнообразным становится мир, с тем большим
числом противоречий в интересах приходится
сталкиваться. Психологи также отмечают,
что конфликт позволяет предотвратить
стагнацию общества, ведет его к развитию,
стимулирует поиск решения проблем. Кроме
того, конфликт малой интенсивности, разрешенный
мирно, может предотвратить более серьезный
конфликт. Замечено, что в тех социальных
группах, где довольно часты небольшие
конфликты, редко дело доходит до крупных
противоречий. Вопрос заключается не в
том, чтобы предотвратить или не заметить
конфликт, а в том, чтобы предотвратить
конфликтное поведение, связанное с деструктивными,
насильственными способами разрешения
противоречий и направить участников
на поиск взаимоприемлемого решения.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.
Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Межгрупповые
конфликты сопровождаются: Проявлениями
деиндивидуализации, т. е.
Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны
считать, что именно «чужая группа ответственна
за негативные события».
Социальный
конфликт — это «ситуация, когда стороны
(субъекты) взаимодействия преследуют
какие-то свои цели, которые противоречат
или взаимно исключают друг друга» Но несмотря
на разницу подходов, в имеющихся определениях
конфликта можно выделить по крайней мере
три ключевых момента: во-первых, то, что
это предельный случай обострения социальных
противоречий, явное или скрытое состояние
противоборства, а также ситуация взаимодействия;
во-вторых, социальный конфликт выражается
в столкновении различных социальных общностей —
классов, наций, государств, социальных
институтов, социальных субъектов; в-третьих,
это то, что противодействующие стороны
преследуют свои различные, противоположные
цели, интересы и тенденции развития, которые,
как правило, противоречат или взаимоисключают
друг друга. Социальный конфликт — это
сложное явление, включающее несколько
аспектов. Но именно наличие противоборствующих
сторон со своими потребностями, интересами
и целями является основой конфликта, его
осевой линией.
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации, прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-
Следующая трудность, которая возникает в процессе общения и может оказывать влияние на возникновение конфликта, это то, что люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга. Даже если вы говорите ясно и прямо, вас могут не услышать. Как часто вам кажется, что люди не обращают внимание на ваши слова. Столь же часто и вы не в состоянии повторить то, что они сказали, так как в этот момент можете быть заняты обдумыванием контраргумента и т.п. Кроме того то, что говорит один, другой может не так понять. Все это вместе взятое и создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им.
Учитывая трудности в процессе общения, Е. Мелибрудой, В. Зигертом и Л. Ланге, была разработана модель поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения ее соответствия психологическим стандартам. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
Информация о работе Конфликты в деловом общении. Способы управления конфликтами