Конфликты у младщих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является характер влияния тех или иных личностных структур на проявление конфликтности.
Объект исследования состоит в определении психологических особенностей конфликтов младших школьников.
Цель исследования – провести анализ конфликтов у младших школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть конфликты в младшем школьном возрасте, в частности определить физические и психические особенности младшего школьного возраста, а также проанализировать конфликтность у детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть пути разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 КОНФЛИКТЫ И МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ……………………………….5
1.1 Физические и психические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2 Конфликтность у детей младшего школьного возраста…………………..12
2 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………….16
2.1 Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...16
2.2 Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе……………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

Файлы: 1 файл

Конфликты у младших школьников-курсовая 2012.doc

— 65.92 Кб (Скачать)

2) изучить, насколько это  возможно, их мотивы, цели, способности,  особенности характера;

3) изучить существовавшие  ранее до конфликтной ситуации  межличностные отношения участников  конфликта;

4) определить истинную  причину возникновения конфликта;

5) изучить намерения, представления  конфликтующих сторон о способах  разрешения конфликта;

6) выявить отношение к  конфликту лиц, не участвующих  в конфликтной ситуации, но заинтересованных  в его позитивном разрешении;

7) определить и применить  способы разрешения конфликтной  ситуации, которые:

а) были бы адекватны характеру  его причин;

б) учитывали бы особенности  лиц, вовлеченных в конфликт;

в) носили бы конструктивный характер;

г) соответствовали целям  улучшения межличностных отношений  и способствовали бы развитию коллектива [13, c. 56].

Немаловажным условием для  успешного конструктивного разрешения конфликта является соблюдение таких  условий, как: объективность при рассмотрении, умение рефлексировать в конфликте, сосредоточение внимания на предмете конфликта и на интересах, а не на позициях и личностных особенностях, недопущение преждевременных выводов, взаимная положительная оценка оппонентов, владение партнерским стилем общения. Исследователями конфликтов также выделен ряд критериев, которые помогут педагогу судить о конструктивности или деструктивности разрешения конфликта. Конфликтное поведение связано прежде всего с личностными и ситуативными предпосылками. Личностные предпосылки со стороны учеников это: неумение объективно оценить ситуацию, слабо развитое логическое мышление, склонность к амбиции, завышенная самооценка, несдержанность, вспыльчивость и другие; со стороны учителей: костность педагогического мышления, авторитарность, неумение наладить педагогическое общение, низкая культура, отсутствие педагогического такта и другие. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что стиль руководства учителя - демократический, либеральный, авторитарный - также, по моему мнению, является личностной предпосылкой со стороны учителя и оказывает существенное влияние на поведение учителей в конфликте и особенности разрешения ими возникших конфликтных ситуаций [9, c. 143].

Таким образом, анализ теории и практики показывает, что поведение  отдельной личности в конфликте  оказывает решающее влияние на исход  конфликта.Исходя из положения о том, что конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить, а также для снижения количества деструктивных межличностных конфликтов, для формирования конструктивного опыта поведения при возникновении межличностного конфликта, наряду с методами управления и разрешения конфликтных ситуаций учителю необходимо владеть и методами по профилактике таких ситуаций в школе. Профилактика межличностного конфликта - это система мероприятий, направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учебно-воспитательный процесс  современной школы является отражением сложных и противоречивых процессов, происходящих в обществе в условиях его реформирования.

Формирование опыта взаимоотношений  и поведения в условиях разрешения конфликтных ситуаций является актуальной проблемой и, как показывает анализ практики, формировать такой опыт необходимо уже на ранней стадии обучения в начальной школе.

Традиционное понимание  конфликта как нежелательного, отрицательного атрибута школьной жизни не позволяет  учителю использовать его развивающий  потенциал, конструктивные функции.

На основании научного анализа категорий «конфликт», «межличностный конфликт»,межличностный конфликт - это ситуация, при которой возникают противоречия между участниками учебно-воспитательного процесса, обусловленные несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностных ориентаций.

При анализе причин конфликтов в межличностных отношениях, общении  младших школьников  учитывалось  содержание их деятельности и взаимоотношений  с другими представителями группы. В самом обобщенном виде основными  причинами являются: неудовлетворенность  потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе, например, на роль лидера.

В зависимости от стратегии  поведения субъектов в конфликтной  ситуации, ее исхода конфликт может  выполнять как конструктивную, так  и деструктивную функцию.

На основании изучения и анализа научной литературы и результатов констатирующего  этапа опытно-экспериментальной  работы были выявлены критерии и особенности  опыта межличностных отношений  младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов, что явилось второй задачей исследования.

Третья задача исследования состояла в разработке модели процесса формирования опыта межличностных отношений младшего школьника.

В основу построения модели процесса разрешения межличностных конфликтов положены ведущие противоречия, стимулирующие возникновение конфликтов в начальной школе между: неадекватным пониманием сущности конфликта и формированием конструктивного отношения к нему; необходимостью и потребностью конструктивного разрешения межличностного конфликта и уровнем практической готовности младшего школьника к реализации данной задачи. Эти противоречия определяют модель процесса разрешения межличностных конфликтов, состоящую из двух этапов – «ориентировочного» и «рефлексивного».

Заключительный диагностический  срез дает основание констатировать, что в целом выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Учитывая сложность и  многогранность исследуемой проблемы, выполненная работа не исчерпывает  всех ее аспектов. В ходе данного исследования был выявлен ряд новых смежных проблем, которые представляют теоретическую и практическую значимость: влияние внутренних механизмов и противоречий личности на нарушение стабильности отношений субъектов учебно-воспитательного процесса; поиск адекватных диагностических средств для изучения факторов, создающих конфликтогенную среду в учебно-воспитательном процессе начальной школы; формирование взаимоотношений в системе "учитель-ученик" в аспекте педагогического конфликта.

Особую роль в формировании конфликтной компетентности у детей играют положительные эмоции, которые стимулируют и в некоторойстепени мотивируют деятельностьребенка. Это становится важным в период, когда начинается обучение в школе. На данном этапе необходимо продолжать развивать в ребенке те качества личности, которые помогут ему смотреть на мир добрыми глазами.

Таким образом, решить проблему формирования конфликтной компетентности младшего школьника возможно с позиции внедрения в образовательный процесс технологических способов, специализированных подходов и методов. Все эти меры в совокупности сделают процедуру формирования конфликтной компетентности младших школьников продуктивной и результативной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 379 с.

2. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. - М.: Просвещение. – 2005. – 138с

3. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. - М.: Просвещение, 2005. – 67с

4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.- М.: Просвещение, 2003. – 375 с.

5. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2004. – 551 с.

6. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Прометей, 2003.- 208 с.

7. Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова. - М.: Просвещение, 2004. – 231с

8. Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов/ А.Б.Белинская. - М.: Прометей, 2000. – 212с.

9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2007. - 298 с.

10. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ А.А Бодалев.- М.: Аграф,  1986. – 126 с.

11. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2009. – 154 с.

12. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю.В. Васильев. - М.: Омега, 2000. – 201с.

13. Воробьева, Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Л.И. Воробьёва. - М.: Просвещение, 2006. –  135 с.

14. Гришина, Н.В. Психология социального конфликта / Н.В. Гришина.- СПб.: Питер, 2000. – 236с.

15. Гусева, А.С. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг / А.С. Гусева, В.В. Козлов. - М.: Владос, 2004. – 187 с.

16. Данакин, Н.С. Конфликты и технология их предупреждения /  Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский. – Белгород, 2003 - 316 с.

17. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии.- 2002.- N 2.- С.14-20.

18. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российскоепед. агенство. 1995. – 340 с.

19. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 480с.

20. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская.- СПб.: “Детство – пресс”, 2006.- 143 с.

21. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. – М.: ВАХЗ, 2007. – 254 с.

22. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - Москва: "Академия", 2000. - 200с.

23. Потанин, Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. - М.: Просвещение, 2006. – 114с.

24. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж: 2000. – 410 с.

25. Психологическое изучение личности младшего школьника и классного коллектива / Под ред. Г.А. Ключниковой. - Новгород. 1989. - 55 с.

26. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка/ А.А. Рояк.- М.: Просвещение, 2008. – 74 с.

27. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение. 1991. – 275 с.

28. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490 с.

29. Фролов, С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты / С.Ф. Фролов. - М.: Владос, 2007.- 340 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Управление конфликтом

Структурное управление

Межличностное управление

разъяснение требований к  работе

уклонение (уход от конфликта)

координация и интеграция (использование принципа единоначалия в иерархических системах)

сглаживание

постановка четких общеорганизационных  комплексных целей 

принуждение (навязывание  своей точки зрения)

создание оптимальной  структуры вознаграждения

компромисс 

 

решение проблемы (учет всех мнений) - наиболее оптимальный исход


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Модели управления развитием конфликта

Модель

Описание модели

Игнорирования конфликта

Условия использования: нет достаточных  средств для результативного завершения конфликта; конфликтная ситуация не является острой и не требует безотлагательного разрешения; достигнутый результат в данный период может быть негативным.

Результат: 1. стороны получают дополнительное время для концентрации своих  возможностей для последующего завершения конфликта; 2. конфликт может быть завершен в процессе развития более актуальной конфликтной ситуации.

Негативные последствия использования: 1. если конфликт требует незамедлительного  завершения; 2. один из субъектов может  получить негативный результат.

Соревнования

Используется при условиях: у  субъектов равные возможности в  достижении результата; необходимо быстрое  завершение возникшей конфликтной  ситуации.

Результат: при наличии конкурентных характеристик в содержании конфликта.

Негативные последствия использования: 1. если необходимо сохранение прочных  партнерских отношений между  субъектами; 2. если конфликтная ситуация имеет сложный структурный характер.

Компромисса

Используется при условиях: равные возможности субъектов в достижении желаемого результата; заинтересованность в положительном результате; необходимо сохранить партнерские отношения.

Результат: каждый субъект конфликта  достигает определенного компромиссного результата; полученный результат в  определенной мере и на данном этапе  удовлетворяет его.

Негативные последствия использования: 1. компромиссный результат минимально соответствует желаемому результату; 2. субъект вынужден был принять  компромиссное решение, но оно его  не удовлетворяет и он рассматривает  его как временную уступку.

Уступок

Используется при условиях: у  субъектов конфликта нет достаточных  средств для получения более эффективных результатов; для одного из субъектов конфликта важнее сохранить партнерские отношения; результат завершения конфликта для субъекта не имеет важного значения.

Результат: 1. получение желаемого  результата для одного из субъектов  конфликта; 2. сохранены партнерские  отношения между субъектами.

Негативные последствия использования: кто-то из субъектов согласился на уступку, но имеет отрицательный для себя результат.

Сотрудничества

Используется при условиях: субъекты конфликта не имеют враждебного  опыта; заинтересованность во взаимовыгодных партнерских отношениях; есть возможность  завершения конфликта взаимоприемлемым результатом.

Результат: 1. взаимовыгодный результат, 2. сохранены партнерские отношения, приобретен положительный опыт сотрудничества.

Информация о работе Конфликты у младщих школьников