Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:43, курсовая работа
Предметом исследования является характер влияния тех или иных личностных структур на проявление конфликтности.
Объект исследования состоит в определении психологических особенностей конфликтов младших школьников.
Цель исследования – провести анализ конфликтов у младших школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть конфликты в младшем школьном возрасте, в частности определить физические и психические особенности младшего школьного возраста, а также проанализировать конфликтность у детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть пути разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 КОНФЛИКТЫ И МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ……………………………….5
1.1 Физические и психические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2 Конфликтность у детей младшего школьного возраста…………………..12
2 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………….16
2.1 Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...16
2.2 Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе……………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30
2) изучить, насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера;
3) изучить существовавшие
ранее до конфликтной ситуации
межличностные отношения
4) определить истинную
причину возникновения
5) изучить намерения,
6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;
7) определить и применить
способы разрешения
а) были бы адекватны характеру его причин;
б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;
в) носили бы конструктивный характер;
г) соответствовали целям
улучшения межличностных
Немаловажным условием для
успешного конструктивного
Таким образом, анализ теории и практики показывает, что поведение отдельной личности в конфликте оказывает решающее влияние на исход конфликта.Исходя из положения о том, что конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить, а также для снижения количества деструктивных межличностных конфликтов, для формирования конструктивного опыта поведения при возникновении межличностного конфликта, наряду с методами управления и разрешения конфликтных ситуаций учителю необходимо владеть и методами по профилактике таких ситуаций в школе. Профилактика межличностного конфликта - это система мероприятий, направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебно-воспитательный процесс современной школы является отражением сложных и противоречивых процессов, происходящих в обществе в условиях его реформирования.
Формирование опыта
Традиционное понимание конфликта как нежелательного, отрицательного атрибута школьной жизни не позволяет учителю использовать его развивающий потенциал, конструктивные функции.
На основании научного анализа категорий «конфликт», «межличностный конфликт»,межличностный конфликт - это ситуация, при которой возникают противоречия между участниками учебно-воспитательного процесса, обусловленные несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностных ориентаций.
При анализе причин конфликтов
в межличностных отношениях, общении
младших школьников учитывалось
содержание их деятельности и взаимоотношений
с другими представителями
В зависимости от стратегии
поведения субъектов в
На основании изучения
и анализа научной литературы
и результатов констатирующего
этапа опытно-
Третья задача исследования состояла в разработке модели процесса формирования опыта межличностных отношений младшего школьника.
В основу построения модели процесса разрешения межличностных конфликтов положены ведущие противоречия, стимулирующие возникновение конфликтов в начальной школе между: неадекватным пониманием сущности конфликта и формированием конструктивного отношения к нему; необходимостью и потребностью конструктивного разрешения межличностного конфликта и уровнем практической готовности младшего школьника к реализации данной задачи. Эти противоречия определяют модель процесса разрешения межличностных конфликтов, состоящую из двух этапов – «ориентировочного» и «рефлексивного».
Заключительный
Учитывая сложность и многогранность исследуемой проблемы, выполненная работа не исчерпывает всех ее аспектов. В ходе данного исследования был выявлен ряд новых смежных проблем, которые представляют теоретическую и практическую значимость: влияние внутренних механизмов и противоречий личности на нарушение стабильности отношений субъектов учебно-воспитательного процесса; поиск адекватных диагностических средств для изучения факторов, создающих конфликтогенную среду в учебно-воспитательном процессе начальной школы; формирование взаимоотношений в системе "учитель-ученик" в аспекте педагогического конфликта.
Особую роль в формировании конфликтной компетентности у детей играют положительные эмоции, которые стимулируют и в некоторойстепени мотивируют деятельностьребенка. Это становится важным в период, когда начинается обучение в школе. На данном этапе необходимо продолжать развивать в ребенке те качества личности, которые помогут ему смотреть на мир добрыми глазами.
Таким образом, решить проблему формирования конфликтной компетентности младшего школьника возможно с позиции внедрения в образовательный процесс технологических способов, специализированных подходов и методов. Все эти меры в совокупности сделают процедуру формирования конфликтной компетентности младших школьников продуктивной и результативной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
2. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. - М.: Просвещение. – 2005. – 138с
3. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. - М.: Просвещение, 2005. – 67с
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.- М.: Просвещение, 2003. – 375 с.
5. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2004. – 551 с.
6. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Прометей, 2003.- 208 с.
7. Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова. - М.: Просвещение, 2004. – 231с
8. Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов/ А.Б.Белинская. - М.: Прометей, 2000. – 212с.
9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2007. - 298 с.
10. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ А.А Бодалев.- М.: Аграф, 1986. – 126 с.
11. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2009. – 154 с.
12. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю.В. Васильев. - М.: Омега, 2000. – 201с.
13. Воробьева, Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Л.И. Воробьёва. - М.: Просвещение, 2006. – 135 с.
14. Гришина, Н.В. Психология социального конфликта / Н.В. Гришина.- СПб.: Питер, 2000. – 236с.
15. Гусева, А.С. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг / А.С. Гусева, В.В. Козлов. - М.: Владос, 2004. – 187 с.
16. Данакин, Н.С. Конфликты и технология их предупреждения / Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский. – Белгород, 2003 - 316 с.
17. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии.- 2002.- N 2.- С.14-20.
18. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российскоепед. агенство. 1995. – 340 с.
19. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 480с.
20. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская.- СПб.: “Детство – пресс”, 2006.- 143 с.
21. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. – М.: ВАХЗ, 2007. – 254 с.
22. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - Москва: "Академия", 2000. - 200с.
23. Потанин, Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. - М.: Просвещение, 2006. – 114с.
24. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж: 2000. – 410 с.
25. Психологическое изучение личности младшего школьника и классного коллектива / Под ред. Г.А. Ключниковой. - Новгород. 1989. - 55 с.
26. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка/ А.А. Рояк.- М.: Просвещение, 2008. – 74 с.
27. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение. 1991. – 275 с.
28. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490 с.
29. Фролов, С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты / С.Ф. Фролов. - М.: Владос, 2007.- 340 с.
Приложение 1
Управление конфликтом
Структурное управление |
Межличностное управление |
разъяснение требований к работе |
уклонение (уход от конфликта) |
координация и интеграция (использование принципа единоначалия в иерархических системах) |
сглаживание |
постановка четких общеорганизационных комплексных целей |
принуждение (навязывание своей точки зрения) |
создание оптимальной структуры вознаграждения |
компромисс |
решение проблемы (учет всех мнений) - наиболее оптимальный исход |
Приложение 2
Модели управления развитием конфликта
Модель |
Описание модели |
Игнорирования конфликта |
Условия использования: нет достаточных средств для результативного завершения конфликта; конфликтная ситуация не является острой и не требует безотлагательного разрешения; достигнутый результат в данный период может быть негативным. Результат: 1. стороны получают дополнительное время для концентрации своих возможностей для последующего завершения конфликта; 2. конфликт может быть завершен в процессе развития более актуальной конфликтной ситуации. Негативные последствия |
Соревнования |
Используется при условиях: у субъектов равные возможности в достижении результата; необходимо быстрое завершение возникшей конфликтной ситуации. Результат: при наличии конкурентных характеристик в содержании конфликта. Негативные последствия |
Компромисса |
Используется при условиях: равные
возможности субъектов в Результат: каждый субъект конфликта
достигает определенного Негативные последствия |
Уступок |
Используется при условиях: у
субъектов конфликта нет Результат: 1. получение желаемого результата для одного из субъектов конфликта; 2. сохранены партнерские отношения между субъектами. Негативные последствия |
Сотрудничества |
Используется при условиях: субъекты конфликта не имеют враждебного опыта; заинтересованность во взаимовыгодных партнерских отношениях; есть возможность завершения конфликта взаимоприемлемым результатом. Результат: 1. взаимовыгодный результат,
2. сохранены партнерские отношени |