Конфликты у младщих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является характер влияния тех или иных личностных структур на проявление конфликтности.
Объект исследования состоит в определении психологических особенностей конфликтов младших школьников.
Цель исследования – провести анализ конфликтов у младших школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть конфликты в младшем школьном возрасте, в частности определить физические и психические особенности младшего школьного возраста, а также проанализировать конфликтность у детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть пути разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 КОНФЛИКТЫ И МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ……………………………….5
1.1 Физические и психические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2 Конфликтность у детей младшего школьного возраста…………………..12
2 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………….16
2.1 Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...16
2.2 Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе……………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

Файлы: 1 файл

Конфликты у младших школьников-курсовая 2012.doc

— 65.92 Кб (Скачать)

ИПК

 

 

Курсовая работа «Конфликты у младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1 КОНФЛИКТЫ И МЛАДШИЕ  ШКОЛЬНИКИ……………………………….5

1.1 Физические и психические  особенности младшего школьного  возраста…………………………………………………………………………….5

1.2 Конфликтность у детей  младшего школьного возраста…………………..12

2 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………….16

2.1 Формирование способности  к разрешению конфликтов у  детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...16

2.2 Особенности разрешения  межличностных конфликтов в начальной  школе……………………………………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный уровень общественного  развития, его направленность и перспективы  с необходимостью требуют кардинальной перестройки системы образования, призванной обеспечить качественное повышение творческого начала в условиях сегодняшней школы. Одним из непременных условий успешной реализации воспитательного процесса является принципиальная смена учебно-воспитательных подходов в педагогической практике, отказ от традиционной учебно-дисциплинарной модели воспитания в пользу личностно-ориентированной. В содержательном плане подобная смена педагогических ориентаций в первую очередь означает действительное, а не декларативное обращение к учащемуся как к полноправному субъекту учебно-воспитательного процесса, реальный отказ от той системы взаимоотношений педагога с учащимися, при которой последние выступают лишь как в той или иной степени управляемый объект приложения профессиональных усилий учителя. В этих условиях немаловажным, а нередко и решающим фактором, от которого зависит успех этих усилий, является способность педагога прогнозировать и психологически грамотно предупреждать возникновение и развертывание острых конфликтных ситуаций, могущих перерасти в деструктивные по своему характеру межличностные столкновения. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, проблематика межличностного конфликта уже долгие годы привлекает пристальное внимание многих авторов. Применительно же к педагогической и возрастной психологии эта область приложения исследовательских интересов стала, можно сказать, уже традиционной. В то же время было бы ошибочным утверждать, что весь комплекс вопросов, связанных с этой проблематикой, на сегодня уже прояснен и ее разработка в целом завершена. Более того, можно без особого труда выделить целый ряд аспектов проблемы, либо недостаточно проанализированных в предшествующих работах, либо вообще оставшихся как бы за рамками исследовательской практики.. Изучение конфликтных ситуаций и межличностных конфликтов под этим углом зрения несомненно продуктивно и позволяет получить широкий спектр в значительной мере объективных данных об исследуемых процессах. В то же время в этом случае вне поля зрения психолога оказывается та психологическая реальность, которая характеризует субъективное восприятие и оценку участниками конфликта его характера, причин, движущих сил, особенностей зарождения, протекания и разрешения.

Предметом исследования является характер влияния тех или иных личностных структур на проявление конфликтности.

Объект исследования состоит в определении психологических особенностей конфликтов младших школьников.

Цель исследования – провести анализ конфликтов у младших школьников.

Задачи исследования:

- рассмотреть конфликты  в младшем школьном возрасте, в частности определить физические и психические особенности младшего школьного возраста, а также проанализировать конфликтность у детей младшего школьного возраста;

- рассмотреть пути разрешения  конфликтов в младшем школьном  возрасте.

В процессе исследования нами использовались следующие методы: теоретический и методологический анализ социальной, философской, психологической и педагогической литературы по проблемам конфликта, инновационным процессам, личностно ориентированному образованию.

 

 

 

 

 

1 КОНФЛИКТЫ И  МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

 

1.1 Физические и психические особенности младшего школьного возраста

 

Младший школьник имеет ряд  физических особенностей по сравнению  с дошкольниками и более старшими детьми. Костная система в младшем  школьном возрасте стала крепче, однако процесс окостенения еще не закончился. Это надо учитывать, требуя от детей  правильной посадки во время занятий. Не следует утомлять детей письмом, так как точные движения пальцев  и кисти руки для них еще  трудны.

Сердечно-сосудистая система у младшего школьника еще недостаточно развита, поэтому надо не допускать его переутомления во время учебных занятий и игр.

Высшая нервная система  достигает у младшего школьника (по сравнению с предыдущими возрастными  периодами) довольно высокого уровня развития. Вес мозга ребенка после 7 лет  значительно увеличивается. Если в  возрасте 3—6 лет мозг весит в  среднем 1100 г, то к 7 годам он достигает 1250 г, а в 9 лет весит около 1300 г. При этом с 7 до 11 лет особенно заметен  рост лобных долей головного мозга.

Общий психический склад  личности в значительной степени  зависит от соотношения процессов  возбуждения и торможения. Если в  раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над тормозными, вследствие чего ребенку трудно управлять  своими чувствами, произвольным вниманием  и т. д., то уже в младшем школьном возрасте, под влиянием условий жизни  и воспитания, происходит некоторое  уравновешивание процессов возбуждения и торможения [23, c. 12].

Конечно, младший школьник остается очень активным, деятельным и подвижным. Кипучая энергия  делает нередко импульсивным его  поведение, но это не значит, что  возрастные особенности ребенка  не поддаются воздействию педагога. Нельзя считать, что природа младшего школьника требует постоянного движения, беготни, шума и т. д. При достаточном интересе к работе и требовательности учителя младший школьник становится достаточно сдержанным, дисциплинированным и усидчивым. Но его энергии и потребности в движениях надо давать разумный выход: активные и разнообразные занятия на уроке, проведение физкультминуток, возможность подвигаться на перемене — все это делает младшего школьника способным управлять собой, преодолевая свои возрастные особенности.

Давая общую характеристику ученика начальных классов, нельзя не учитывать того, что дети 7 лет  очень отличаются по своим физическим и психическим качествам от детей 9 лет. Если первоклассник еще имеет  много черт, общих с дошкольниками, то ученик III класса уже обладает рядом  особенностей, характерных для детей  младшего подросткового возраста. Проходя путь развития от дошкольника к подростку, дети очень изменяются за 3 года и в интеллектуальном, и в волевом, и в эмоциональном отношении.

Для становления и развития теоретической позиции младшего школьника очень важна игра с  правилами. Помимо того, что в ней  выдвигаются на первый план правила, этот вид игры имеет ещё две  важные характеристики. Игра с правилами  в отличие от других видов игр  имеет специальный подготовительный этап. На этом этапе ребёнок направлен  на способ игровой деятельности, т. е. реализует теоретическую позицию. Кроме того, сама эта деятельность по освоению способа по своим характеристикам  очень похожа на учебную деятельность – ведущую деятельность младшего школьника [18, c. 65].

Другой характеристикой  игр с правилами, имеющей непосредственное значение для становления и развития теоретической позиции, является то, что способы реализации выделяются ребёнком в самостоятельную деятельность.

Дети, у которых теоретическая  позиция была сформирована к началу обучения в школе, но не претерпела изменений, испытывают проблемы и трудности в средней школе, так как этот образовательный этап предполагает сформированную учебную деятельность или умение детей учиться.

Условия развития теоретической  позиции в младшем школьном возрасте непосредственно связаны с использованием большого числа игр с правилами, где, с одной стороны, одни и те же правила могут быть использованы в разных видах игр, и, с другой стороны, одна и та же игра может  быть реализована с помощью разных правил. Помимо этого, развитию теоретической  позиции будет способствовать личностно  ориентированное обучение младших  школьников.

Достаточное развитие ориентировочного рефлекса, первой сигнальной системы  делают ребенка очень восприимчивым  ко всему конкретному, наглядному, что  можно непосредственно увидеть, услышать, потрогать руками. Поэтому  наглядный учебный материал воспринимается детьми очень хорошо. Но вместе с  тем за время начального обучения продолжает быстро развиваться и  вторая сигнальная система. Ребенок  уже в первых классах способен делать некоторые обобщения, правильные выводы, находить причины явлений.

Современная школа ставит своей задачей не приспосабливаться  к возрастным особенностям детей  как к чему-то неизменному, а, учитывая эти особенности, вести ребенка  дальше, помогать ему подняться на следующую ступень развития. При этом следует иметь в виду акселерацию, т. е. ускоренное психическое и физическое развитие детей в наше время (по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад) [12, c. 34].

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам  взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется  интерес к самому процессу учебной  деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к  содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками  чувства удовлетворения от своих  достижений. А подкрепляется это  чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое  маленькое продвижение вперёд. Младшие  школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель  хвалит их.

Большое воспитательное воздействие  учителя на младших связано с  тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая  важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных  классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов  непосредственного познания окружающего  мира – ощущений и восприятий. Младшие  школьники отличаются остротой и  свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший  школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё  новые и новые стороны.

Наиболее характерная  черта восприятия этих учащихся –  его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается  на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В  процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного  наблюдения.

Некоторые возрастные особенности  присущи вниманию учащихся начальных  классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности  волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.)[6, c. 39].

Значительно лучше в младшем  школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности  памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес  словесно-логического, смыслового запоминания  и развивается возможность сознательно  управлять своей памятью и  регулировать её проявления. В связи  с возрастным относительным преобладанием  деятельности первой сигнальной системы  у младших школьников более развита  наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Информация о работе Конфликты у младщих школьников