Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:43, курсовая работа
Предметом исследования является характер влияния тех или иных личностных структур на проявление конфликтности.
Объект исследования состоит в определении психологических особенностей конфликтов младших школьников.
Цель исследования – провести анализ конфликтов у младших школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть конфликты в младшем школьном возрасте, в частности определить физические и психические особенности младшего школьного возраста, а также проанализировать конфликтность у детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть пути разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 КОНФЛИКТЫ И МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ……………………………….5
1.1 Физические и психические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2 Конфликтность у детей младшего школьного возраста…………………..12
2 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………….16
2.1 Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...16
2.2 Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе……………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30
Неподготовленность ребенка к решению проблемных ситуаций, включающих конфликты, осложняет межличностные контакты, затрудняетвзаимопонимание детей и взрослых, снижает ихжизненный тонус, препятствует достижению детьмивозможных успехов в различных видах развивающей деятельности. Практика все больше убеждаетнас в том, что одного только стремления к сохранению позитивности в межличностных отношенияхнедостаточно, что необходимо выявить причинывозникновения конфликтов у младших школьников ипроанализировать, каким образом необходимо развивать способность к разрешению конфликтов.
В педагогической психологии достаточно полноописано психическое развитие детей младшегошкольного возраста. Психическое развитие – это целенаправленный процесс формирования сознания, включающийразвитие чувств, мышления, обеспечивающих активность восприятия, а также формирования духовных потребностей. В единстве психического развития ребенка и сопровождающих этот процесс конфликтных проявлениях происходит глубокое воздействие на внутренний, духовный мир детей младшего школьного возраста, которое способствуетформированию их личностных качеств. Однако запределами внимания исследователей остался вопрос, какую конкретную роль выполняют конфликтные проявления в психическом развитии детеймладшего школьного возраста [18, c. 120].
Существует большое число эмпирических исследований, в которых содержится фактический материал, свидетельствующий о наличии определенныхвозрастных закономерностей и особенностей функционирования конфликтов в процессе развития детей.Данный материал нуждается в теоретическом осмыслении с точки зрения психического развития детей. Однако того же требует построениеединой теории психического развития, которая былабы заведомо неполной без включения в нее конкретных сведений о конфликтах детей.
По содержанию среди видов конфликтов, возникающих у детей младшего школьного возраста, наиболее распространенными являются педагогическиеконфликты дидактического характера: детям приходиться отстаивать свое право на более высокую отметку или выражать неудовольствие по поводу низкой.
Как отмечает С.Л.Рубинштейн, механически, всиловом порядке подавлять конфликты невозможно,также невозможно их «искоренять»; вместе с тем ихнеобходимо умело распознавать и регулировать их функционирование. Таким образом, в способностиразрешать конфликты, возникающих в деятельностиребенка, отражаются его потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и интересы.Способность разрешать конфликты обусловленаустановками. На образование социальных установококазывает влияние та социальная среда, в которойребенок находится в состоянии тесного контакта:семья, учителя и референтная группа.
Ребенок является субъектом социальных отношений и сознательной деятельности. Активность, всвою очередь, выступает как деятельностное состояние организма. Конфликтные проявления, такимобразом, выступают как форма позитивной активности, направленной на разрешение проблемных ситуаций. Однако неизвестно, каким образом и в силукаких психологически обоснованных причин возникает способность разрешать конфликты [27, c. 74].
Понятие «личность» в нашем
определении – эточеловеческая индивидуальность,
выступающая каксубъект познания и преобразования
мира. Каждыйребенок представляет собой
конкретную личность,для которой характерно
то или иное отношение кокружающим людям
и определенное поведение сучетом конфликтных
проявлений в различных жизненных ситуациях.
Окружающий ребенка сложныйи многообразный
мир состоит из противоречий, но,вместе
с тем, существует как единое и неделимоецелое.
Личность и ее роль в жизни теснейшим образом
взаимосвязаны. Так, в игре через роли,
которыеребенок на себя принимает, формируется
и развивается его личность, и он сам. Остановимся
на широко распространенном определении
способностей какиндивидуально-
2.2 Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе
Специфика возникновения, развития и разрешения межличностных конфликтов в начальной школе находится в прямой зависимости от следующих факторов:
- возрастные особенности младшего школьника;
- специфика организации
учебно-воспитательного
- отношение младших школьников
к конфликту, которое включает:
понимание термина конфликт, причин
возникающих конфликтов, действия
в случае возникновения
В этой связи, первоочередной
задачей констатирующего этапа
опытно-экспериментальной
- преобразование социальной ситуации развития (переход от беспечного детства к позиции ученика), изменение привычного образа жизни ребенка, распорядка дня;
- начало формирования
отношений с классным
- значительные физические изменения в организме, что ведет к избытку физической энергии;
- нарушение психического
равновесия, неустойчивость в
волевом отношении,
- неустойчивость внимания
младшего школьника, так как,
во-первых, у него преобладает
возбуждение над торможением
и, во-вторых, проявляется естественное
стремление к подвижности,
- преобладание впитывающего
характера познания, а не запоминание,
стремление детей к
- появление новых потребностей
и обязанностей: подчиняться требованиям
учителя, выполнять домашние
- доверчивое подчинение
авторитету, но вместе с тем
и становление его
- недолговечность,
- отсутствие житейского
опыта конструктивного
- преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности [25, c. 31].
Рассмотрим основные пути
разрешения и профилактики конфликтов,
существующие в теоретической и
практической литературе. Это необходимо
для того, чтобы, во-первых, выявить
особенности, которые учителю необходимо
знать и учитывать при
В этой связи мы выделяем три аспекта:
- управление конфликтной ситуацией / конфликтом;
- непосредственно пути разрешения конфликта;
- профилактика конфликтов.
Итак, согласно формуле В.И. Андреева, конфликт это проблема + конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент. Следовательно, чтобы разрешить конфликт необходимо внести изменения в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация, как известно, перейти в конфликт без инцидента не может, поэтому, изменив ситуацию, предшествующую конфликту, мы можем предупредить конфликт.
Таким образом, если конфликт - это следствие определенной конфликтной ситуации, то прежде всего необходимо провести правильную диагностику конфликтной ситуации, то есть по возможности определить наличие проблемы и потенциальных участников возможного конфликта, их позиции и тип отношений между ними [3, c. 42].
По мнению А. Бодалева существует пять основных аспектов диагноза:
1) истоки конфликта, то есть субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречие мнений или конфронтация;
2) биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал;
3) стороны конфликта, будь то личности или группы;
4) позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и тому подобное;
5) исходное отношение к конфликту - хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия [10, c. 81].
Следовательно, педагогу в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению учебно-воспитательных целей и задач. Для того чтобы целенаправленно внести изменения в конфликтную ситуацию необходимо знать основы управления такой ситуацией. Под управлением конфликтной ситуацией мы понимаем меры, направленные на предупреждение инцидента, а, следовательно, не способствующие переходу конфликтной ситуации в собственно конфликт. Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта. Таким образом, при устранении конфликтной ситуации еще не возникший конфликт можно считать разрешенным [23, c. 18]. По мнению А.Г. Почебут и В.А. Чикер, управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации. Умело управляя конфликтом, можно разрешить его, то есть устранить проблему, вызвавшую данный конфликт. Теория управления предполагает два подхода к управлению конфликтом. (Приложение 1).
Другой отечественный исследователь Т.С. Сулимова выделяет следующие основные модели управления развитием конфликта: игнорирование, соревнование, компромисса, уступки, сотрудничество. (Приложение 2).
Таким образом, проведенный
анализ литературы показал, что универсальных
приемов «правильного»
- действия, направленные на предотвращение инцидента;
- действия, связанные с подавлением конфликта;
- действия, дающие отсрочку;
- действия ведущие к разрешению конфликта [17, c. 19].
Таким образом, разрешение конфликта - это заключительная стадия развития конфликта. Отечественные и зарубежные специалисты предлагают способы разрешения конфликтов в зависимости от различных подходов к изучению их сущности. Исследователь социальных конфликтов Т.С. Сулимова указывает, что конфликты, возникающие между индивидами в группе, разрешаются преимущественно двумя методами: методом принуждения и методом убеждения. Первый метод предполагает осуществление насильственных действий одного субъекта над другим. Второй метод ориентирован, прежде всего, на поиск компромиссов, взаимовыгодных решений. Основным его средством является убедительная аргументация своих предложений, а также знание и учет устремлений другой стороны. Именно поиск возможностей и путей достижения компромисса является одним из основополагающих при использовании данного метода.
Кроме того, возникновение и разрешение конфликта тесно взаимосвязано и с отношением конфликтующих друг к другу и их отношения к предмету конфликта, с нравственной позицией оппонентов. То есть, если конфликт произошел между двумя субъектами учебно-воспитательного процесса, которые до этого находились в доброжелательных или нейтральных отношениях, то стороны сделают все возможное, чтобы быстрее выйти из этого конфликта, конструктивно разрешить его. И, наоборот, если такая ситуация возникла между враждующими сторонами, то конфликт примет затяжную форму, будет усугубляться сторонами.
Разрешение конфликта определяется как процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Исходя из этого, можно отметить следующие этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:
1) установить действительных
участников конфликтной