Конфликт в мотивах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. И люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны всех против всех.

Оглавление

Введение
Глава 1. Мотивы конфликта и психологическая защита.
1. Мотивы конфликта
2. Виды внутриличностных конфликтов
3. Психологическая защита личности
4. Виды психологических защит
Глава 2. Методы диагностики и коррекции конфликтов
2.1 Проблемы диагностики конфликтов
2.2 Описательные и аналитические методы
2.3 Экспериментальные исследования конфликта
2.4 Опросные методы.
Заключение

Файлы: 1 файл

контрольная по конфликтологии.docx

— 68.37 Кб (Скачать)

     Вертикальные  – участники обладают разными  статусами. Проявляется фактор власти. 

  1. Интересы  – ориентация субъекта деятельности на овладение, удержание, защиту, расширение определенного объекта, обладающего  большой значимостью.

    Показатели:

     а). характер интересов: экономические, политические, нравственные, психологические и  т.п.

     б). уровень притязаний участников конфликта  на объект противоборства.

     высокий уровень – притязания одной из сторон на полный объем конфликтной  ценности "Или все мне. или никому из нас ничего".

     средний уровень – "ты – мне, я –  тебе". дележ поровну, компромиссная  модель.

     низкий  уровень – "если противник сильный  и опасный, я отдам ему больше, чем получу сам".

     в). делимость "конфликтного пирога":

     объективно  подающиеся делению ( деньги, территория, материальные объекты);

     трудно  поддающиеся делению (властные функции, права и обязанности, сферы влияния);

     практически неделимые объекты ценностного  характера (моральные, духовные, религиозные, этические ценности).

  1. Ценности.
  2. Информация.

    Показатели:

     а). характер и качество информации:

     достоверность и надежность;

     официальная (неофициальная).

     б). значимость обладания информацией:

     высокая: - при обоюдной высокой значимости информации, как правило. обостряется  борьба;

    • при односторонней значимости следует ожидать давления со стороны.

    средняя: является помощником для мирных переговоров;

    низкая  – имеет место в ситуации высокой  значимости для другой стороны.

  1. Ролевая  структура. – позиции оппонентов, которые они занимают в данном конфликтном процессе.

     Показатели:

     а). статусные позиции оппонентов;

     б). объем полномочий, посредством которых  они могут влиять друг на друга;

     в).силовые  возможности влияния на поведение  друг друга 

     Диагностика организационных  конфликтов по модели Л.Гринхелга.

1. Предмет спора.

Является  ли он «делом принципа» или затрагивает  отдельные разногласия сторон. Отсутпление  от собственных принципов является трудным делом, поэтому в той  степени, в какой конфликт связан с отдельными разногласиями сторон, он легче поддается конструктивному  разрешению.

  1. размер ставок. –

    какова  ценность того, что может быть потеряно участником конфликта в случае неудачного для него исхода. Гринхелг считает, что люди могут преувеличивать реальную ценность «ставки», если они вовлечены  в противоборство с ориентацией на выигрыш или если исход конфликта может стать прецедентом для последующих ситуаций.

  1. Характер и степень взаимозависимости участников в данном конфликте.

    Связывает ли участников «строгое соперничество», когда выигрыш одной стороны  означает проигрыш другой, в связи  с чем возникает жесткая тенденция  следовать  только своим интересам, или же может быть найдено решение, при котором стороны могут  обоюдно выиграть от  решения  конфликта. Отношения по типу нулевой  суммы (одна сторона выигрывает за счет другой) делают конфликт трудно разрешимым.

  1. Характер отношений сторон.

    Являются  ли они эпизодическими (ограниченными  данной ситуацией – одиночная  трансакция) или участников конфликта  связывают длительные отношения. Последнее  обстоятельство будет способствовать более успешным поискам решения.

  1. Структура сторон.

    Для организационных конфликтов важной с точки зрения легкости или трудности  разрешения конфликтов является такая  харктеристика как наличие сильных  лидеров противостоящих сторон. Сильный  лидер способен объединить своих  сторонников для принятия соглашения. Гринхелг ссылается на опыт работы с профсоюзами в ситуациях  принятия решений по организационным  нововведениям. Сильные лидеры могут  занимать жесткую позицию в переговорах  и вести жесткий торг, но обеспечивают выполнение принятых соглашений. В  случае слабого лидера его позиция  может оспариваться несог7ласными  с ним членами группы, в результате чего противостояние изменениям и конфликты  на этой почве могут приобрести хронический  характер.

  1. Участие третьей нейтральной стороны

    Даже если третья сторона активно не вовлечена в диалог  между участниками конфликта, само ее присутствие способно сдерживать некоторые деструктивные проявления, прежде всего эмоционального характера, в конфликтном взаимодействии сторон. Позитивное влияние потенциально будет тем более сильным, чем более престижной. Влиятельной, вызывающей доверие и нейтральной является третья сторона.

    Диагностическая модель конфликта (Greenhalgh, 1986)

  Континуум  точек зрения
Измерения Трудные для  разрешения Легкие для  разрешения
Предмет спора Вопрос принципа Отдельные разногласия
Размер  ставок Большой Маленький
Взаимозависимость сторон Нулевая сумма Позитивная  сумма
Характер  отношений сторон Одиночная трансакция Перспективы продолжения
Структура сторон Аморфная или  фракционная,  со слабым лидерством Связная, с сильным  лидерством
Вовлеченность третьей стороны Третьей нейтральной  стороны нет Вызывающая  доверие, влиятельная, престижная, нейтральная
Воспринимаемый  прогресс конфликта Несбалансированность: одна сторона чувствует, что понесла  большой урон Равный ущерб, причиненный сторонами друг другу.
 
  1. Воспринимаемый  прогресс конфликта

    Существует  ли возможность равной «цены»  для обеих сторон или же одна из них чувствует себя более пострадавшей. Последнее обстоятельство затрудняет поиски выхода. Хотя этот счет и определяется субъективно, стороны хотят быть убеждены, что общий счет примерно равный и что каждый  уже достаточно пострадал. 
     

     2.3. Экспериментальные исследования конфликта

     Наибольшее  число методических процедур для  экспериментального изучения конфликта  было предложено представителями бихевиористской  парадигмы. Среди разработанных ими экспериментальных игровых процедур – матричные игры (типа «дилеммы заключенного»0, коалиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы).

           Для исследования конфликтного взаимодействия в лабораторных условиях используются  деловые игры-задания, связанные с распределением общих  ресурсов  или необходимостью совместной заботы о них. Речь может идти, например, об общих финансах.

           Однако все эти  задания могут использоваться для  исследования поведения людей в  конфликтах или же для  обучения их тем или иным способам поведения, выбору стратегий и т.п. Но для  диагностики реальных конфликтов использовать их нельзя, поскольку при диагностике  вы имеете дело с целостностью, а  не с отдлеьными аспектами конфликта.

           Другим вариантом  методической процедуры экспериментального изучения конфликтов  является создание реальных конфликтных ситуаций между  участниками эксперимента в лабораторных условиях. Обычно испытуемому надо выполнить какое-либо задание, а  подставное лицо – участник эксперимента- мешает ему.  Таким образом изучается  выбор стратегии поведения, реагирования участников на конфликтную ситуацию. 

           Эксперименты с  провоцированием конфликтов в естественных условиях.

           Исследования такого рода  чаще всего моделируют ратковременное взаимодействие, кроме того, достаточно проблематичны такого рода исследования и с точки зрения этических  норм.

           Вместе с тем  практические конфликтологи (Л.Н.Цой), занимающиеся управленческим консультированием, используют этот метод для работы с реальными конфликтами. Был  сформулирован методологический принцип  для использования конфликта  в целях выявления всех существующих противоречий во взглядах, ценностях, представлениях, теоретических конструктах  ит.п.  В основу моделирования  конфликта (этот метод Цой назвала  «конфликт-метод»_)  положена закономерность этапов развития «естественного» разворачивания от эскалации конфликтной ситуации.

     «Конфликт-метод» – это путь познания и способ построения рациональной деятельности, а также освоения конфликтной действительности с целью выявления противоречий и минимизации деструктивных элементов в конфликте, перевода конфликта в социально-позитивное русло.

     Этот  метод позволяет:

     - выявить основные противоречия  между конфликтующими сторонами;

    • провести диагностику ситуации на микроуровне;
    • в соответствии с полученным материалом отделить «пустую» породу от ценной;
    • дать необходимые средства  работы с этим материалом участникам конфликта;
    • минимизировать разрушительные последствия и т.п.

    С того момента, когда конфликтологи  обратились к практическим вопросам  регулирования конфликтов, в основном и возникла задача диагностики, и  именно тогда они обратились  собственно к диагностике реальных конфликтных ситуаций. И здесь  доминируют скорее методы опроса. 

    2.4. Опросные методы.

     Диагностика конфликтов на личностном уровне:

          Большинство методик построены в рамках предметной позитивной методологии (очевидно, связано  это с тем, что большинство  из них основываются на методах, взятых у соц. психологии – тесты, социометрия).

      Ерина С.И. Шкала диагностики ролевого конфликта у руководителей первичного производственного коллектива.

        Выявляется  наличие  психологического  конфликта у руководителей, степень  его выраженности, зоны деятельности  руководителя, вызывающие конфликтные  переживания.  Руководителю  предлагается  опросник с набором суждений, с которыми он должен согласиться  или не согласиться. В зависимости  от его выбора и делается  заключение о наличии у него  внутриличностных конфликтов.

      Предметом изучения в этом классе методик является также стратегии поведения участников конфликта:

      Тест  Т. Томаса направлен на выявление  репертуара поведенческих тенденций  в противоречивых ситуациях. Человеку предлагается 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных  стратегий  стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары то, которое он считает более соответствующим  его типичному поведению. В результате можно определить, в  какой степени  в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, уступок или поиска компромисса. Формулировки  суждений "очищены" от ситуативного контекста и потому дают возможность диагностировать  именно личностные тенденции к преимущественному  использованию тех или иных стратегий.

Информация о работе Конфликт в мотивах