Конфликт в мотивах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 11:38, контрольная работа

Краткое описание

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. И люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны всех против всех.

Оглавление

Введение
Глава 1. Мотивы конфликта и психологическая защита.
1. Мотивы конфликта
2. Виды внутриличностных конфликтов
3. Психологическая защита личности
4. Виды психологических защит
Глава 2. Методы диагностики и коррекции конфликтов
2.1 Проблемы диагностики конфликтов
2.2 Описательные и аналитические методы
2.3 Экспериментальные исследования конфликта
2.4 Опросные методы.
Заключение

Файлы: 1 файл

контрольная по конфликтологии.docx

— 68.37 Кб (Скачать)

9. Конфликт нереализованной  возможности - конфликт в тех случаях, когда человек имеет способности и все возможности для того, чтобы, например, сделать быструю карьеру, но не хочет, т. к. придётся <впрягаться> и брать на себя ответственность, а у человека нет мотивации к достижениям, а есть мотивация избегания неудач. Однако он понимает, что грех не использовать представившуюся возможность, но всё равно не хочет стараться, за что и ругает себя.

10. Нормативно-ценностной конфликт - борьба между велением долга и нежеланием следовать ему. Ну не хочется выполнять семейные обязанности - заниматься детьми, обеспечивать семью, уделять внимание и время жене, хотя и должен. При малейшей возможности и даже при невозможности так и норовит уехать в командировку, пойти с друзьями на стадион, рыбалку или ещё куда-нибудь. Или не хочет человек делать то, что предписывает должностная инструкция. Например, контролировать подчинённых, наказывать их, а значит, портить с ними отношения. Принцип удовольствия иногда оказывается сильнее принципа реальности.  
 

    1.   Психологическая защита личности

  Впервые упоминание о психологической защите как особом механизме, ослабляющем напряжение интрапсихического (внутреннего) конфликта между бессознательными импульсами интериоризированными требованиями внешней среды, было сделано З. Фрейдом в работах конца XIX века. С тех пор изучение психологической защиты (эго — защитные процессы) стало одним из основных теоретических вопросов психоанализа, разработка которого внесла большой вклад в развитие науки, признаваемой сейчас не только психологами, но и педагогами.

  Последователями З. Фрейда — А. Фрейд, Н. Левиным, Т. Шебутани — описаны условия включения психологической защиты, ее цели и функции. В отечественной психологии эта тема долгое время была практически закрыта в основном по идеологическим соображениям, однако ряд исследователей в СССР, а потом в России изучали психологические процессы, близкие по существу и эго-защитным механизмам. Самым известным из них был Ф. Бассин, посвятивший много лет своей жизни исследованию перцептивной установки. В настоящее время в отечественной психологии появляются работы по вопросам влияния психологической защиты на процессы социальной адаптации и развития личности на формирование тех или иных вариантов девиантного поведения и нервно-психологических расстройств.

 Концепция психологической защиты в виде классического психоаналитического подхода была представлена А. Фрейд в книге «Эго и механизмы защиты» (1936 г.). Согласно разработанной З.Фрейдом структуре личности, психологические защиты рассматриваются как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения «Я» - компромисса между противодействующими силами «Оно» или «Сверх-я», а также внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых «я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности. Эта концепция в рамках психоанализа подверглась определенным изменениям. Согласно взглядам современного психоаналитика Бренкера, психологическая защита является определенным аспектом мышления, отражающим взаимосвязи между «Я» и «Оно». В зависимости от особенностей конфликтной ситуации (различное размещение ее на оси удовольствие - неудовольствие) «Я» может применять защитные механизмы как защиту при давлении влечений и их удовлетворении. В защитных целях «Я» использует любую установку, восприятие, отвлечение внимания, смещение на побудители иного поведения и вообще «все, что есть под рукой».

       В основе современных представлений о механизмах психологической защиты доминируют познавательные теории Гжеголовской. Эти механизмы определяются как защитные переоценки (ре-интерпретации), характеризующиеся изменением значения факторов эмоциональной угрозы, собственных черт и ценностей. В основе защитной деятельности, целью которой является снижение тревоги, разрешение конфликтной ситуации, снятие психического дискомфорта или повышение самооценки, лежит защита «Я» посредством искажения процесса отбора и преобразования информации. Благодаря этому сохраняется соответствие между имеющимися у человека представлениями об окружающем мире, себе и поступающей информации. 

    1.4 Виды психологических защит

     Когда невозможно реализовать противоречащие друг другу желания, выходом может явиться использование такого механизма психологической защиты как девальвация одной из альтернатив плюс рационализация .

Девальвация - умаление ценности альтернативы, обесценивание.

Рационализация - псевдоразумное, псевдологичное, но правдоподобное объяснение человеком своих желаний, поступков, мотивов, мыслей, чувств с целью маскировки, сокрытия от своего сознания истинных детерминант собственного поведения; самооправдание

     Иногда  просто нужно проявить волю, сделать  выбор между двумя одинаково  привлекательными объектами - юношами (девушками), или специальностями, или должностями, или судьбоносными решениями и перестать мучиться как известный буриданов осёл между двумя одинаковыми охапками сена. По терминологии Курта Левина это конфликт <приближение - приближение>

     Если  желание побеждает, а совесть  ещё жива, то справиться с её угрызениями, т. е. с внутриличностным конфликтом, помогает психологическая защита - рационализация, подавление, вытеснение, идентификация с агрессором, обращение ролей, девальвация.

     Подавление  - устранение из сознания чувств, от которых человек хочет избавиться и психотравмирующих воспоминаний в область предсознания (в "доступную память"). Достигается это постоянным волевым переключением внимания на другое до тех пор, пока подавляемый материал не забудется.

     Идентификация с агрессором - процесс эмоционально-когнитивного, как правило, неосознаваемого, самоотождествления индивида с другим человеком - потенциальным или реальным агрессором, уподобление этому человеку.

     Обращение ролей - перемещение из роли обвиняемого в роль обвиняющего - следует за идентификацией с агрессором.

  Проекция  - приписывание другому человеку своих собственных отрицательных качеств, намерений, переживаний, неприемлемых мыслей, чувств, мотивов, состояний, желаний.  

Структуры внутреннего мира личности, находящейся в конфликте Вид внутриличностного  конфликта
<хочу>

(<Я  хочу>)

<надо>

(<Я  должен>)

<могу>

(<Я  есть>)

 
Мотивационный конфликт (между <хочу> и <хочу>)
Нравственный  конфликт (между <хочу> и <надо>)
Конфликт нереализованного желания (между <хочу и <могу>)
Ролевой конфликт (между <надо> и <надо>)
Адаптационный конфликт (между <надо> и <могу>)
Конфликт неадекватной самооценки (между <могу> и <могу>)

Рис. 2. Основные виды внутриличностных конфликтов [ Анцупов А. Я., Шипилов А. И., Конфликтология, с. 297] 

      Ретрофлексия  - "поворот на себя". Когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, тогда их заблокированная энергия направляется на самого себя. В случае блокирования агрессии ретрофлексия проявляется в мышечных зажимах. Конфликт между Я и другими превращается во внутриличностный конфликт.

     Сублимация  - в психоанализе З. Фрейда - преобразование заблокированной энергии сексуального или агрессивного влечения, которое не может быть реализовано, в энергию социально приемлемой и поощряемой деятельности - творчества, спорта и т. п.

   Есть и два более узких вида адаптации: профессиональная (к работе - её ритму, режиму и нагрузкам) и социально-психологическая (к обществу, организации, коллективу, его нормам, правилам поведения, ценностям). И если человек ведёт себя так, как он привык, а не так, как принято в данной группе людей, т. е. вразрез с социальными ожиданиями, то неизбежны конфликты: межличностные, между личностью и группой, а затем и внутриличностный после отторжения новичка коллективом. Для избавления от психологического дискомфорта человек вместо критического самоанализа и пересмотра своего поведения может использовать девальвацию и рационализацию.

   Избегание - отказ от деятельности, которая служит источником неудовольствия, тревоги и других отрицательных эмоций.

Данная  классификация не является исчерпывающей, она открыта для пытливых и  наблюдательных.

  
 
 

Глава 2. Методы диагностики  и коррекции конфликтов

2.1 Проблемы диагностики  конфликтов

Проблемы  диагностики конфликтов:

  1. Слабая изученность самого феномена конфликта, особенно организационного конфликта как отдельного его типа, обладающего определенной спецификой;

    Для того, чтобы была возможна диагностика, необходимо наличие достаточно обширных знаний об объекте ( в данном случае, о конфликте, в частности, об организационном  конфликте), но таких знаний еще пока недостаточно, поэтому  в этой области  многие специалисты ориентируются  не на диагностику, а на исследование.

    Отсюда:

Большинство методик диагностики конфликтов  в блоке  описания реального ориентировано  на проблемный подход, (хотя есть (и  много) ориентированных на предметный подход).

      Отсюда:  преобладание качественных  и неформализованных  методов в большинстве методик.

  1. Наиболее изучен феномен конфликта – в психологии. Отсюда:

    Возможность создания методик диагностики конфликта  на базе психологических и социально-психологических  методов. Однако для диагностики  организационных конфликтов этого  недостаточно, поскольку в этом случае целый пласт конфликтов – позиционные  конфликты – остаются вне поля зрения.

  1. Общей проблемой большинства методик диагностики конфликтов является то, что они не позволяют  определить основные причины возникшего конфликта ( для определения причин обычно используют качественные методы), зато, как правило, позволяют выявить особенности взаимодействия  участников конфликта, их поведение в конфликте, уровня конфликтности личности или группы, но не собственно причины конфликта.
  2. Отставание в развитии технологического уровня знания от теоретического в плане анализа позиционных конфликтов в отечественной организационной конфликтологии:

    - в  основном, рассматривались внутриличностные, межличностные и межгрупповые  конфликты с точки зрения их  психологической составляющей, затем   анализировались и трудовые конфликты,  но не организационные. Хотя  в теоретическом плане эти  проблемы достаточно проработаны  как западными специалистами  по теории и социологии организаций,  так и отечественными (А.И.Пригожин, А.К.Зайцев). 

 

    1.   Описательные и аналитические методы: описание и анализ конкретных конфликтных ситуаций по предложенным исследователем схемам (сравнительно-исторический, системный подход, логический анализ и т.п.)
    • неформализованные или слабоформализованные показатели

      Основные  параметры ближе скорее к исследованиям, чем к диагностике:

    • получение нового знания;
    • ориентация на больший объем нового знания;
    • исследуется часть объекта
    • обязательна интерпретация: объяснение – итог исследования.

     В.Н.  Шаленко Структурная модель конфликта

  1. Взаимоотношения.

    Показатели:

     а) степени взаимозависимости конфликтантов  друг от друга: стабильность отношения.

    М. сформировать шкалу тесноты взаимосвязи.

     б). значимость взаимоотношений для  участников. Чем больше значимость отношений, тем больше они будут  их ценить, пытаться сохранить.

     Высокая значимость – с трудом совершается  разрыв отношений, стремление  разрешить  конфликт.

     Средняя значимость – разрыв неприятен, стороны  стремятся выйти на переговоры.

     Низкая  значимость – легко разрываются  отношения.

     в). Уровень взаимоотношений с точки  зрения равенства или неравенства (имеются в виду статусное равенство  или неравенство).

     напр. в организации: горизонтальные- участники  находятся на равных по уровню статусных  позициях,     они не обладают формальной властью диктовать свои цели и намерения.

Информация о работе Конфликт в мотивах