Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:40, контрольная работа
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Это наиболее точная формулировка этого слова.
Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.
Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше , чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос , изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он бал несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 15 - летний мальчик.
Вот, пример как относятся дети к своим родителям. Пишет 14-летний подросток: ”Моему другу повезло с родителями, потому что они считают своего сына за человека. Я целые дни провожу в их доме. Его отец любит отгадывать кроссворды, заводить радиолу; нашу музыку называет «шум», но разрешает слушать... Мои родители, наоборот, думают только о моих уроках.
Что я человек, личность и у меня могут быть дела - это им даже в голову не приходит. Кандидаты наук, а к телефону не зовут. Разговаривают со мной как с ребенком и будто всегда с обидой, хотя бы я даже все выучил. В доме у нас зеленая тоска...”
У этого подростка авторитет родителей очень низок. Они не считаются с его интересами и не заботятся о том, что творится в нем самом. В такой ситуации подросток сам никогда не расскажет о своих проблемах, ведь родители его
все-ровно не будут его слушать, им это не интересно.
Но всё же правильное
воспитание с первых же лет жизни (в атмосфере
любви, взаимопонимания и полного доверия),
безусловно, могут помочь избежать подобного
отношения детей к своим родителям.
Воспитание
В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким, чем родители это склонны признать. При анонимном анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что 60 процентов родителей используют физические наказания; среди них 85 процентов - порка, 9 процентов - стояние в углу (иногда на коленях на горохе , соли или кирпичах ), 5 процентов - удары по голове и лицу и т.д.
Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция. Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось.
Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.
Но если с маленькими детьми авторитарность еще « проходит» , то теперь она неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по старым, давно забытым счетам.
Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого опыта невозможно.
Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких “ипостасях”:
1) как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
2) как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
3) как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
4) как старший
друг и советчик, которому можно доверить
все.
Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется.
Переходный возраст - период эмансипации (освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков) ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть
эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью),
поведенческой, проявляющейся в том , насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери,
нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители , или на какие-то другие. Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную логику.
В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том , что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков , та и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир.
Любящие матери, не способные мыслить о ребенке отдельно от самих себя, часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав «пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои отношения с ними в новую, гораздо более сложную систему эмоциональных привязанностей, центром которой являются не родители, а он сам. Избыток материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать не только потому, что вызывают насмешки сверстников, но и потому, что пробуждают в нем самом чувство зависимости , с которым подросток борется. Чувствуя охлаждение, многие родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и т. д. Но без этого отношения переходный возраст не наступает. Он так и называется “переходный”, ведь в этот период подросток переходит в другую жизнь и начинает переосмысливать свои отношения с окружающими, в том числе и с родителями, начинает взрослеть.
И всё же: как нужно относится к подростку, чтобы с одной стороны не давить на него, не устраивать “семейные допросы” по вечерам и не нервировать тем самым своего сына или дочь, а с другой - быть уверенным в том, что с ним/ней всё в порядке, и здоровью и психике подростка ничего не угрожает.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания . Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности . Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально :
1) родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком ;
2) власть используется лишь в меру необходимости ;
3) в ребенке цениться как послушание , так и независимость;
4) родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым ;
5)
он прислушивается к мнениям ребенка,
но не исходит только из его желаний.
Если родители будут поступать со своими детьми, как было описано выше, то дети будут чувствовать родительскую любовь, семья станет для него тем местом, где его понимают, где ему помогут. И тогда подросток будет гордиться тем, что у него такие замечательные родители и рассказывать друзьям о том, как его родители помогли ему выйти из ситуации, которая казалась безвыход-ной. И тогда подросток будет по-настоящему счастлив.
Кто то из великих сказал: “Поверь мне, счастье только там,
Отношения
подростка к учителям
Эта проблема также глобальна и многообразна. Подростки по-разному относятся к учителям: с безразличием, с насмешкой и неприязнью или с доверием, уважением и участьем.
В первом классе у школьника авторитет учителя даже выше, чем авторитет паы с мамой. Начиная с 5-ого класса авторитет учителя резко падает.
Отношение к учителю зависит от самого учителя. Он должен быть в некотором роде психологом, другом, человеком, любящим свой класс и относиться с любовью к своему предмету и своей работе вцелом. Учитель должен вести урок, чтобы ученикам было на нём интересно.
Но это вовсе не значит, что урок дожжен быть построен на игре, как в детском саду. Подростки должны уметь самостоятельно принимать решения, научиться отстаивать свою точку зрения и грамотно аргументировать её.
Чтобы воспитать личность, учитель должен давать ученикам право высказаться.
Для этого учителю нужно проводить с учениками всякого рода дискуссии.
На уроке литературы, например, можно устроить дискуссию по поводу того или иного произведения или писателя.
Чтобы
преодолевать стереотипы собственного
мышления, учитель должен знать специфические
опасности и вредности своей профессии.
Американский социолог У. Уоллер в
работе « Что учение делает с учителем»
(1932) описал некоторые из этих вредностей.
Многих учителей и вне школы отличает
назойливо-дидактическая, поучающая манера
держать себя. Привычка упрощать сложные
вещи, чтобы сделать их доступными детям,
способствует развитию негибкого, прямолинейного
мышления, вырабатывает склонность видеть
мир в упрощенном, черно-белом варианте,
а привычка постоянно держать себя в руках
затрудняет эмоциональное самовыражение.
Положение учителя - это постоянный искус, испытание властью. Дело не только в субъективизме и личной предвзятости в оценках и отношении к учащимся. В бюрократически организованной системе образования учитель является прежде всего государственным служащим, чиновником. Его главная задача - не допускать каких-либо происшествий и отклонений от официально принятых мнений.
Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями
“Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек”, - писала Н.К. Крупская. Но любимым учителем может быть только учитель любящий.
Да, с подростками работать нелегко: они порой не слушают, перебивают, плохо учатся и наспех выполняют домашние задания, но они ждут от учителя того же, чего ждут от родителей - понимания, уважения и поддержки. И настоящий учитель может всё это им дать. Он может выслушать, дать совет, не терзая подростка нравоученьями, и войти в положение, помочь, если у подростка проблемы. Школа также участвует в формировании личности подростка, как и дом, в котором он живёт. Не зря говорят: ”Школа стала для меня вторым род-ным домом”. Учитель, как и родители, участвует в воспитании школьника, начиная с того момента, как тот пошёл в школу. Учитель должен преподать школьнику те науки, которые потом пригодятся ему в жизни. И важно, чтобы школьник это осознавал. Если это будет так, то он, став подростком, будет уважать старших, с уважением и любовью относится к учителю и его профессии и вырастет отзывчивым, чутким, вежливым и понимающим человеком.
Информация о работе Конфликт и кризис подросткового возраста