Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 13:56, реферат

Краткое описание

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика личностных качеств педагога……………………….4
1.1. Понятие «личностные качества педагога»………………………………….4
1.2. Профессиональная компетентность и педагогическая центрация………..5
2. Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении…………………………………………………………………………....7
2.1. Личностные и профессиональные качества, необходимые для педагога при общении с аудиторией…………………………………………………….....7
2.2. Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя…………………………………………………………………………......8
Заключение……………………………………………………………….………12
Список литературы………………………………………………………..……..13

Файлы: 1 файл

Личностные и профессиональные качества педагога.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

-  усиление воздействия через повышение  голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения [15, C.356-358]:

1)  естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;

2) напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;

3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);

4)  непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;

5)  эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;

6)  неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

2.2. Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя

         Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики [7, C.66].

 Такт в буквальном смысле - «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:

- иногда  такт отождествляют с качествами  воспитанности, и тогда данное  понятие приравнивается к понятию  вежливости,

- тактичность - это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,

- педагогический  такт - это специфический инструмент  влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них. Педагогический такт - это:

- «поведение  учителя, организованное как нравственно  целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них» [6, C.45];

- «одна  из основных педагогических способностей  и важная составная часть педагогического мастерства педагога» [16, C.92];

- «форма  поведения, когда человек идет  на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим» [17, C.88];

- «мера  педагогически целесообразного  воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения» [9, C.221];

- «особое  чувство оптимума, мера того, что  делает педагог» [1, C.85];

- «способность  устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов [8, C.49].

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются [9, C.225-226]:

- требовательность  и уважительность к воспитаннику;

- умение  видеть и слышать ученика, сопереживать  ему;

- деловой  тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во  внешнем облике педагога;

- в  умении быстро и правильно  оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в  умении сдерживать свои чувства  и не терять самообладания  в сложной ситуации;

- в  сочетании разумной требовательности  с чутким отношением к учащимся;

- в  хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- в  самокритичной оценке своего  труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога - высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения   учителя - тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях - четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе - непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его [1, C.90; 13, C.96-97].

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и  оскорблять его.

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

- индивидуально-типологические  особенности взаимодействия педагога  и обучающихся - особенности коммуникативных  возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога [2, C.95];

- совокупность  устойчиво применяемых педагогом  способов воздействия на учащихся [11, C.80].

Стиль общения педагога с учащимися - это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

- от  психического склада человека,

- его  ценностных ориентации,

- уровня  образования и общей культуры,

- влияния  ближайшего социального окружения (семья, друзья),

- авторитета  людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.

Авторитарный стиль подразумевает:

- взгляд  на ученика как на объект  педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,

- стремление  утвердить в жизни детского  коллектива законы нормативного  поведения,

- все  функции в управлении ученическим  коллективом сосредотачивает в своих руках,

-  отсутствие гибкости, веры в возможности  гуманной педагогики,

- предпочитает  такие методы воздействия, как  приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

Либеральный стиль:

- такой  учитель слабо адаптируется к  педагогическому труду,

- неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,

- почти  полное невмешательство педагога  в организацию воспитательного процесса,

- ограничивается  убеждениями, отсутствие должной  требовательности.

Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.

Демократический стиль:

- наиболее  благоприятен для организации  воспитательно-образовательного процесса;

- высокая  культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);

- интерес  к познанию учащегося (изучение  его склонностей, способностей);

- умеет  понять проблемы, настроения, стремления  и ориентации воспитанников;

- отдает  предпочтение таким методам, как  поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др. [16, C.102-104].

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

Заключение

В ходе исследования установлены следующие характеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешных педагогов:

- гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении  и самоактуализации,  преобладание интернальности  над экстернальностью;

- профессиональная компетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;

- профессионально  важные  качества: социальный  интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;

- психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.

  Какие же выводы можно сделать, основываясь на результатах исследования личности и деятельности педагога профессиональной школы?

1. Важным  условием достижения социально-экономических  целей обновления общества является  опережающее профессиональное образование. Обеспечение опережающего характера  образования возможно при условии перехода к личностно ориентированному обучению.

2. Психологическая  структура деятельности включает  деятельность, направляемую мотивами  и стратегическими целями; педагогическое  взаимодействие, определяемое тактическими  и операциональными целями; способы  осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий  и операций. Тематическим ядром (центральным  звеном) деятельности  педагога является  личностно ориентированное педагогическое общение.

3. Профессиональные функции, содержание деятельности педагога детерминируют его профессионально важные характеристики, ключевые квалификации и ключевые компетенции.

4. Анализ   содержания   профессионально-педагогической деятельности позволяет выделить три уровня ее реализации: виды деятельности, типовые    задачи, профессионально-педагогические умения.

5 Утверждение  личностно ориентированного обучения  в системе профессионального  образования предъявляет к педагогу  новые требования. Важным условием  становления педагога-фасилитатора и инноватора становится развитие ключевых квалификаций и компетенций.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990. – 320с.

2. Зеер  Э.Ф. Психология личностно ориентированного  профессионального образования. - Екатеринбург, 2000. – 212с.

Информация о работе Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении