Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:56, реферат
Наиболее распространенной разновидностью очного опроса является интервью. Сфера применения интервью чрезвычайно обширна, начиная статистики и медицины и заканчивая педагогикой и управлением. Но во всех этих сферах можно выделить две функции интервью как исследовательского метода: получение информации о событиях, явлениях, фактах, процессах и воздействие на респондента.
Введение………………………………………………………… 3
Классификация интервью……………………………………… 4
Подготовка к интервью………………………………………… 5
Проведение интервью…………………………………………. 6
Список используемой литературы…………………………….. 9
Содержание:
Введение
Наиболее распространенной разновидностью очного опроса является интервью. Сфера применения интервью чрезвычайно обширна, начиная статистики и медицины и заканчивая педагогикой и управлением. Но во всех этих сферах можно выделить две функции интервью как исследовательского метода: получение информации о событиях, явлениях, фактах, процессах и воздействие на респондента. В социологии и социальной психологии метод интервью служит для получения информации об особенностях социальных процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот метод занимает лидирующее положение. В чем же его достоинства?
Во-первых, при использовании метода интервью существует возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.
Во-вторых,
ситуация интервьюирования, по форме
близкая к обычному разговору, способствует
возникновению непринужденной обстановки
общения и повышению
В-третьих,
существует возможность вести наблюдения
за психологическими реакциями респондента,
ситуацией интервью и в случае
необходимости проводить
И, наконец,
вербальный характер общения устраняет
проблему непоследовательного
Но тут
же можно отметить и минусы интервьюирования:
этот метод требует больших
Интервью - это метод получения первичной информации, путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.
Классификация интервью
1.По степени формализации:
Стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
2.По стадии исследования
Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
3.По количеству участников
Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.
Подготовка к интервью
Подготовка к интервью – обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительностинтервью Подготовка заключается в следующих неразрывно связанных и неотделимых на практике типах работы:
- общая подготовка
- конкретная подготовка
- психологическая подготовка
Общая подготовка
Она состоит из общей идеологической и интеллектуальной подготовки, обще профессиональной, в том числе из углубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализации журналиста (деятельности). Интервью – это вопросный метод поиска знаний Правильная постановка вопросов требует, прежде всего, истинности их предпосылок, а это в первую очередь обеспечивается исходными позициями автора, его мировоззрением. Во всяком интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга.
Конкретная подготовка к интервью
Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих моментов:
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. Психологический труд требует хорошей памяти, внимания. Наблюдательности, воображения, впечатлительности, настойчивости, любознательностинтервью
В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга, он начинается в момент первого контакта интервьюера и собеседника и действует в течение всей беседы. В этом процессе есть закономерности, знание которых дает возможность контролировать его: два из которых – стереотипизация, обобщение.
Так же при подготовке у психолога
начинает складываться мнение о человеке,
с которым ему предстоит
Начальная стадия интервью
Под начальной стадией интервью понимается предварительная договоренность по телефону, если она имеет место, первые минуты непосредственного контакта. Начальная стадия имеет большое значение для всей беседы, поскольку в ней закладываются основы дальнейших взаимоотношений всех участников. Руководить интервью на этой стадии значит создать у интервьюируемого такое представление о ситуации интервью, которое помогало бы достичь плодотворного взаимодействия. Для этого необходимо:
Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Для успешного проведения ее психологу очень важно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать – это не значит принимать все, что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов. Порой нужно и направить беседу
Заключение интервью
Интервью подходит к концу. Этот
момент психологически интересен тем,
что интервьюируемый
Прощаясь, психоло гдолжен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время. Усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно.
Список используемой литературы:
1. Алан Е. Айви, Мэри Б. Айви, Линн Саймек-Даунинг. Консультирование и психотерапия. - Нью-Йорк, 1997.
2. Введение
в практическую социальную
3. Зимняя
И.А. Педагогическая
4. Иванова
С.В.Искусство подбора
5. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2003.