Классификация интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:56, реферат

Краткое описание

Наиболее распространенной разновидностью очного опроса является интервью. Сфера применения интервью чрезвычайно обширна, начиная статистики и медицины и заканчивая педагогикой и управлением. Но во всех этих сферах можно выделить две функции интервью как исследовательского метода: получение информации о событиях, явлениях, фактах, процессах и воздействие на респондента.

Оглавление

Введение………………………………………………………… 3
Классификация интервью……………………………………… 4
Подготовка к интервью………………………………………… 5
Проведение интервью…………………………………………. 6
Список используемой литературы…………………………….. 9

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 19.97 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………         3
  2. Классификация интервью………………………………………         4
  3. Подготовка к интервью…………………………………………         5
  4. Проведение интервью………………………………………….          6
  5. Список используемой литературы……………………………..         9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Наиболее  распространенной разновидностью очного опроса является интервью. Сфера применения интервью чрезвычайно обширна, начиная  статистики и медицины и заканчивая педагогикой и управлением. Но во всех этих сферах можно выделить две  функции интервью как исследовательского метода: получение информации о событиях, явлениях, фактах, процессах и воздействие  на респондента. В социологии и социальной психологии метод интервью служит для  получения информации об особенностях социальных процессов и явлений, при этом по частоте применения во всем мире этот метод занимает лидирующее положение. В чем же его достоинства?

Во-первых, при использовании метода интервью существует возможность получения  глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.

Во-вторых, ситуация интервьюирования, по форме  близкая к обычному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности  ответов.

В-третьих, существует возможность вести наблюдения за психологическими реакциями респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректировку  соответственно возникающим переменам.

И, наконец, вербальный характер общения устраняет  проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов.

Но тут  же можно отметить и минусы интервьюирования: этот метод требует больших материальных и временных затрат по сравнению  с анкетированием.

Интервью - это метод получения первичной  информации, путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера  и респондента.

 

 

Классификация интервью

 

1.По степени формализации:

Стандартизированное, полустандартизированное и свободное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

2.По стадии исследования

Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного  исследования.

Основное  интервью. Используется на стадии сбора  основных сведений.

Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для  пополнения банка данных.

3.По количеству участников

Индивидуальное  интервью — интервью, в котором  участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

Групповое интервью — интервью, в котором  участвует более двух человек.

Массовое  интервью — интервью, в котором  участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

 

 

Подготовка  к интервью

Подготовка к интервью – обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительностинтервью Подготовка заключается в следующих неразрывно связанных и неотделимых на практике типах работы:

- общая подготовка 

- конкретная подготовка

- психологическая подготовка

 

Общая подготовка

Она состоит из общей идеологической и интеллектуальной подготовки, обще профессиональной, в том числе  из углубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализации  журналиста (деятельности). Интервью –  это вопросный метод поиска знаний Правильная постановка вопросов требует, прежде всего, истинности их предпосылок, а это в первую очередь обеспечивается исходными позициями автора, его  мировоззрением. Во всяком интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками  друг друга.

Конкретная  подготовка к интервью

Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих моментов:

  • определение цели интервью и характера необходимых сведений
  • изучение предмета интервью и собеседника
  • предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов
  • договоренность о встречи, месте, времени интервью

 

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. Психологический  труд требует  хорошей памяти, внимания. Наблюдательности, воображения, впечатлительности, настойчивости, любознательностинтервью

В любом интервью происходит процесс  восприятия и оценки  собеседниками  друг друга, он начинается в момент первого контакта интервьюера и  собеседника и действует в  течение всей беседы. В этом процессе есть закономерности, знание которых  дает возможность контролировать его: два из которых – стереотипизация, обобщение.

Так же при подготовке у психолога  начинает складываться мнение о человеке, с которым ему предстоит беседовать: о соц. группе, к которой он принадлежит, о его характере, о возможном  отношении к беседе. Однако все  это не должно мешать объективности  восприятия. Конечный же результат  интервью в значительной степени  зависит от взаимоотношений между  участниками беседы. В связи с  этим уже в период подготовки интервьюер должен обдумать, на сколько охотно  интервьюируемый будет сотрудничать с ним. Так же психологу необходимо прикинуть, не будет ли в интервью вопросов  или тем, которые вызовут раздражение, смущение интервьюируемого, а может быть какие-то другие реакции, неблагоприятные для психологической атмосферы беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение  интервью

 

Начальная стадия интервью

Под начальной стадией интервью понимается предварительная договоренность по телефону, если она имеет место, первые минуты непосредственного контакта. Начальная стадия имеет большое  значение для всей беседы, поскольку  в ней закладываются  основы дальнейших взаимоотношений всех участников. Руководить интервью на этой стадии значит создать у интервьюируемого такое представление о ситуации интервью, которое помогало бы достичь плодотворного взаимодействия. Для этого необходимо:

 

  1. Создание образа интервьюера.
  2. Создание представления о целях и задачах интервью
  3. Развертывание беседы

Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера  направить беседу. Для успешного  проведения ее психологу очень важно научиться слушать своего собеседника.  Уметь слушать – это не значит принимать все, что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов.  Порой нужно и направить беседу

Заключение интервью

Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя свободнее. В это время он может  припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Психолог должен быть внимателен к заключительным словам, не пропустить того значительного, что может в них содержаться.

Прощаясь, психоло гдолжен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время. Усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

1. Алан  Е. Айви, Мэри Б. Айви, Линн Саймек-Даунинг. Консультирование и психотерапия. - Нью-Йорк, 1997.

 

2. Введение  в практическую социальную психологию./ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1996.

 

3. Зимняя  И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д.: "Феникс", 1997.

 

4. Иванова  С.В.Искусство подбора персонала:  Как оценить человека за час. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

 

5. Общая  психология / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2003.


Информация о работе Классификация интервью