Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 07:53, дипломная работа
Актуальность темы. Когда мы говорим об этносах, об этнических группах, то имеем в виду очень широкий круг общественных явлений и процессов, которые происходят во всем мире и реализуются в самых различных измерениях.
Во-первых, в компетенцию этнопсихологии входит изучение состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире: белой, желтой, черной (европеоидной, монголоидной и негроидной). Спорным остается вопрос, можно ли население тихоокеанских островов считать расой. Но даже если остановиться только на трех вышеназванных, мы не можем игнорировать факт их отличий и также тех проблем взаимодействия, которые реально существуют между ними и особенно проявляются при совместной жизни в одной стране, в одном государстве.
Во-вторых, каждая из рас подразделяется на малые расы, а те, в свою очередь, — на еще более дробные части. Так, в составе индоевропейской группы находятся славяне, которые имеют как некоторые общие, так и специфические характеристики, отличающие их жизнь, быт, нравы от аналогичных групп народов.
Поэтому принимаем гипотезу. Корреляция между упорядоченными характеристиками мотивации человека - показателями жизнедеятельности в выборке людей, мало работающих в банке, и людей, долго работающих в банке, не достигают уровня статистической значимости, т.е. значимо не отличается от нуля.
Результаты
математической обработки сравнения личностных
характеристик представлены графически
в рис. 8.
Рисунок
8. Диаграмма сравнения
личностных характеристик
По формуле rs эмпирическое = -0,03
rs критическое = 0,94 (при p = 0,05)
rs
эмпирическое < rs критического
Поэтому
принимаем гипотезу. Корреляция между
упорядоченными характеристиками мотивации
человека - личностных характеристик
в выборке людей, мало работающих в банке,
и людей, долго работающих в банке. не достигают
уровня статистической значимости, т.е.
значимо не отличается от нуля.
Результаты
математической обработки сравнения функциональных
механизмов представлены графически в
рис. 9.
Рисунок 9. Диаграмма
сравнения функциональных
механизмов
По формуле rs эмпирическое = -0,53
rs критическое = 0,85 (при p = 0,05)
rs
эмпирическое < rs критического
Поэтому
принимаем гипотезу. Корреляция между
упорядоченными характеристиками мотивации
человека - функциональных механизмов
в выборке людей, мало работающих в банке,
и людей, долго работающих в банке, не достигают
уровня статистической значимости, т.
е. значимо не отличается от нуля.
Результаты
математической обработки сравнения
показателей жизнедеятельности
представлены графически в рис.10.
Рисунок 10. Диаграмма сравнения показателей жизнедеятельности
По формуле rs эмпирическое = 0,8
rs критическое = 0,85 (при p = 0,05)
rs
эмпирическое < rs критического
Поэтому
принимаем гипотезу. Корреляция между
упорядоченными характеристиками мотивации
человека - показателями жизнедеятельности
в выборке людей, мало работающих в банке,
и людей, долго работающих в банке, не достигают
уровня статистической значимости, т.
е. значимо не отличается от нуля.
Результаты
математической обработки сравнения личностных
характеристик представлены графически
в рис.11.
Рисунок 11. Диаграмма
сравнения личностных
характеристик
По формуле rs эмпирическое = 0,32
rs критическое = 0,94 (при p = 0,05)
rs
эмпирическое < rs критического
Поэтому
принимаем гипотезу. Корреляция между
упорядоченными характеристиками мотивации
человека - личностными характеристиками
в выборке людей, мало работающих в банке,
и людей, долго работающих в банке, не достигают
уровня статистической значимости, т.
е. значимо не отличается от нуля.
Результаты математической обработки сравнения функциональных механизмов представлены графически в рис.12.
Рисунок 12. Диаграмма сравнения функциональных механизмов
По формуле rs эмпирическое = 0,77
rs критическое = 0,85 (при p = 0,05)
rs
эмпирическое < rs критического
Поэтому
принимаем гипотезу. Корреляция между
упорядоченными характеристиками мотивации
человека - функциональных механизмов
в выборке людей, мало работающих в банке,
и людей, долго работающих в банке, не достигают
уровня статистической значимости, т.
е. значимо не отличается от нуля.
В ходе исследования не было выявлено существенных изменений ни в одном из вышеперечисленных параметров у обследуемых групп субъектов. Данная гипотеза лишь частично нашла своё подтверждение на практике.
Представленная работа посвящена изучению изменений, происходящих в этнических предубеждениях, когда люди различных этносов вступают в контакт друг с другом. Комплексное изучение этносоциальной установки является доказательством того, что категории «установка» и «отношение» тесно связаны между собой. Теоретический анализ социально-психологической литературы позволяет выделить основные проблемы в изучении этносоциальной установки: проблема формирования, проблема измерения и изменения, проблема соотношения основных компонентов, проблема взаимосвязи между установкой и реальным поведением. Эмпирическое исследование этносоциальной установки проходило в трех основных направлениях: установка на себя, установка к своему народу, установка к другому народу.
Проведенное исследование позволило сформулировать практические рекомендации по совершенствованию межнациональных отношений. Следует учитывать этнопсихологические особенности представителей коренного населения Казахстана: высоко развитое чувство национальной гордости, приверженность к национальным традициям; почтительное отношение к старшим по возрасту, по должности, положению; повышенной чувствительностью к словам, взрывной эмоциональностью; самостоятельностью, инициативностью, упорством и настойчивостью. Необходимо знать и дифференцировать национально-культурные особенности представителей коренного населения Казахстана, различать общее и особенное в традиционных формах и нормах поведения. Отсутствие реальных межнациональных контактов и личного опыта общения, поступление противоречивой и неадекватной информации из различных источников, которая формирует жестко фиксированный в сознании стереотип - «аульное население».
Изменение полюса предубеждений не представляется возможным, если использовать силовые и насильственные методы. Процесс перехода установки от крайней негативной фазы (фаза контрастных иллюзий), которая является наиболее прочной и устойчивой, к позитивной фазе (фаза констатирования равенства), невозможен без действия механизма нейтрализации установки.
На основе теоретического анализа проблемы было установлено, что имеются четыре основные группы лиц, которые могут влиять на процесс формирования и изменения этносоциальной установки: старшие по возрасту; превосходящие по социальному рангу; превосходящие по уровню интеллекта; превосходящие в умении в какой-то практической области.
Нейтрализация негативной этносоциальной установки может происходить следующим образом: в результате ослабления значимости этнической принадлежности объекта установки. Повышение значимости этнической принадлежности у осетин сопровождается увеличением конативных (вербальных) реакций, направленных на защиту собственной личности, своего «Я», собственного достоинства; уменьшение значимости этнической принадлежности у русских сопровождается реакциями, направленными на разрешение проблемной ситуации и препятствия.
Ослабление негативной установки может происходить в результате систематического воздействия информации, несоответствующей установке субъекта, воздействия информации, вызывающей несовместимые интеллектуальные и эмоциональные процессы; в результате снижения высоких показателей актуальности и интенсивности установки, т.к. низкие показатели актуальности и интенсивности установки определяют фазу действия ассимилятивных иллюзий, а высокие показатели определяют крайние фазы.
Нейтрализация установки возможна в ситуациях увеличения числа реальных межнациональных контактов. Уменьшение социальной дистанции при реальных контактах ведет к снижению эмоционального неприятия. Увеличение социальной дистанции при отсутствии реальных контактов ведет к повышению эмоционального непринятия. Актуальной задачей для научных исследований в будущем является поиск механизмов нейтрализации негативных форм проявления установки.
Процессу изменения этносоциальной установки подвержены в наибольшей степени лица, в возрасте от 18 до 25 лет, и в наименьшей степени лица, в возрасте от 56 лет и старше. У женщин (осетинской и русской национальностей), независимо от возрастных характеристик, наиболее ярко установка проявляется на эмоциональном уровне, а у мужчин - на когнитивном уровне. Данную особенность следует учитывать в качестве рекомендации по механизму нейтрализации.
Проведенное исследование показало, что маргинальное положение, которое занимают малочисленные национальные группы, делает их более открытыми для совместной деятельности с представителями основной и других национальностей.
Поиск и апробация механизмов нейтрализации негативной этносоциальной установки не представляется возможным, без проведения в дальнейшем комплексных социально-психологических исследований, направленных на изучение взаимных установок русского и казахского народов.
Приложение
1.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ
К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА
Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «ДА» или «НЕТ».
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
Информация о работе Этнопсихология предубеждения работников банка