Этнопсихология предубеждения работников банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Когда мы говорим об этносах, об этнических группах, то имеем в виду очень широкий круг общественных явлений и процессов, которые происходят во всем мире и реализуются в самых различных измерениях.

Во-первых, в компетенцию этнопсихологии входит изучение состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире: белой, желтой, черной (европеоидной, монголоидной и негроидной). Спорным остается вопрос, можно ли население тихоокеанских островов считать расой. Но даже если остановиться только на трех вышеназванных, мы не можем игнорировать факт их отличий и также тех проблем взаимодействия, которые реально существуют между ними и особенно проявляются при совместной жизни в одной стране, в одном государстве.

Во-вторых, каждая из рас подразделяется на малые расы, а те, в свою очередь, — на еще более дробные части. Так, в составе индоевропейской группы находятся славяне, которые имеют как некоторые общие, так и специфические характеристики, отличающие их жизнь, быт, нравы от аналогичных групп народов.

Файлы: 1 файл

Дип.Этнопсих.предубежд.раб.банка.Кайнар.doc

— 581.00 Кб (Скачать)

    К тому же людям, мотивированным на успех  и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

    Исследования  McClelland показали, что люди, сильно мотивированные на успех и имеющие высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но и высокую мотивацию к избеганию неудачи (защиту).

    Люди  с высоким уровнем защиты, т.е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые боятся неудач, предпочитают малый или большой риск потому, что неудача при этом не угрожает их престижу.

    Ф. Буркард  утверждает, что установка  на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:

  • Степени предполагаемого риска;
  • Преобладающей мотивации;
  • Опыте неудач.

    Усиливают установку на защитное поведение  два основных обстоятельства:

    1 – когда без риска удается  получить желаемый результат;

    2 – когда рисковое поведение  ведет к несчастному случаю, неудаче.  Достижение же безопасного результата  при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

    4. Помимо данного методического  комплекса использовалась методика  “Мотивация успеха и боязнь  неудач” А.А. Реана.

    Методика  диагностики личности на мотивацию  к успеху Т. Элерса представляет собой опросник, состоящий из 41-го закрытого вопроса. Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:

  • Низкая мотивация к успеху;
  • Средний уровень мотивации;
  • Умеренно высокий уровень мотивации;
  • Слишком высокий уровень мотивации к успеху.

    Методика  диагностики личности на мотивацию  к избеганию неудач Т. Элерса. Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств  личности. Из трех необходимо выбрать  то одно качество, которое более  присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:

  • Низкая мотивация к защите;
  • Средний уровень мотивации;
  • Высокий уровень мотивации;
  • Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

    Методика  диагностики степени готовности к риску Шуберта. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень – оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до –2.

    Выделяется пять уровней готовности к риску:

  • Излишняя осторожность;
  • Склонность к осторожности;
  • средний уровень готовности к риску;
  • склонность к риску;
  • излишняя склонность к риску.

    Методика  определения мотивации к успеху и боязни неудачи А. Реана –  опросник, состоящий из 20-ти вопросов, позволяющий выделить несколько уровней преобладающей мотивации:

  • мотивация на неудачу (боязнь неудачи);
  • мотивация на успех (надежда на успех);
  • невыраженный мотивационный полюс;
  • ближе к избеганию неудачи;
  • ближе к стремлению к успеху.

2.2 Проведение экспериментально-опытной  работы, основные  результаты

 

    Исследование  проводилось на сотрудниках банка  АО «Евразийский Банк». Было выбрано четыре разновозрастных группы:

    1 – молодые сотрудники (только  окончившие обучение в вузе) (полиэтническая группа);

    2 – сотрудники, проработавшие около  5 лет в банке (полиэтническая группа);

    3 – сотрудники, проработавшие более  5 лет в банке (преобладают казахи);

    4 – сотрудники, проработавшие в  банке со дня его основания  – более 10 лет (преобладаю русские).

    Исследование было проведено в два этапа:

    1 – выявление ведущей мотивационной  тенденции;

    2 – определение уровня тревожности.

    Далее результаты обрабатывались и анализировались, выявлялись основные закономерности.

    Исследование  проводилось на базе банка АО «Евразийский Банк», основанного в 1996 году, имеющего устойчивую структуру, эффективное развитие и повышенную систему мотивации сотрудников, благодаря чему в банке сотрудники работают с самого основания банка. Всего группы испытуемых сотрудников состояла из 40 человек.

    Мы  предполагаем, что мотивация достижения успеха, избегания неудачи и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, высокий уровень тревожности - с мотивацией избегания неудачи.

    Важно также указать, что благодаря  используемым методикам и критерию Спирмена, по которому проводился корреляционный анализ, выявлялись важные показатели и характеристики.

    Показатели  жизнедеятельности  как:

    Активность  - это  понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов – раздражителей.

    Личностные  характеристики как:

    Дружба  – личностные отношения между  людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности. Если детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

    Стремление  – мотив, который не представлен  субъекту в его предметном содержании, в силу чего на первый план выступает  динамическая сторона деятельности.

    Инициатива  – проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

    Лидер – член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.

    Воля  – способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения. Стремление – желание и готовность действовать определённым образом.            

    Функциональные  механизмы как:

    Решительность – готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намеренье  совершить определённый поступок.

    Уверенность в себе – готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.

    Интерес – эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.

    Внимание  – процесс упорядочивания поступающей  извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

    Настойчивость – личностное качество. Характеризуется  способностью преодолевать внешние  и внутренние препятствия при  достижении поставленной задачи.

    Сосредоточенность – сконцентрированность внимания человека.

    Итак, проведение эксперимента показало следующие  результаты. 

    Таблица 1.

Методика  диагностики личностного стереотипа на мотивацию к успеху Т. Элерса

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к успеху
низкий средний умеренно высокий слишком

высокий

Молодые сотрудники банка 16% 34% 38% 12%
Сотрудники, проработавшие около 5 лет  21% 30% 34% 15%
Сотрудники, проработавшие более 5 лет  20% 31% 31% 18%
Сотрудники, проработавшие со дня основания  16% 34% 29% 21%
 
 

    Как показали исследования, низкий и средний уровни мотивации достижения успеха меняются с возрастом незначительно. Основные изменения происходят на умеренно высоком и слишком высоком уровнях мотивации достижения успеха: умеренно высокий уровень снижается, тогда как слишком высокий – возрастает.

    Таблица 2.

Методика  диагностики личностного стереотипа на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к избеганию неудач
низкий средний умеренно высокий слишком

высокий

Молодые сотрудники банка 16% 44% 19% 21%
Сотрудники, проработавшие около 5 лет  22% 39% 22% 17%
Сотрудники, проработавшие более 5 лет  17% 40% 23% 20%
Сотрудники, проработавшие со дня основания  21% 26% 30% 21%
 
 

    Как видно низкий и слишком высокий  уровни мотивации к избеганию неудачи изменяются незначительно. Показатели среднего уровня имеют тенденцию к снижению. Умеренно высокий уровень мотивации к избеганию неудачи – повышается. 

 

     Таблица 3.

Методика  диагностики степени готовности к риску Шуберта

Группа

испытуемых

Уровень мотивации к избеганию неудачи
Излишняя  осторожность Склонность  к осторожности Средний Склонность к риску Излишняя склонность к риску
Молодые сотрудники банка 4% 16% 50% 16% 14%
Сотрудники, проработавшие около 5 лет  0% 8% 46% 31% 15%
Сотрудники, проработавшие более 5 лет 3% 3% 48% 33% 13%
Сотрудники, проработавшие со дня основания  4% 0% 68% 21% 5%

Информация о работе Этнопсихология предубеждения работников банка