Этические и психологические аспекты деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:43, контрольная работа

Краткое описание

Этика делового общения - учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.
Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Оглавление

1. Этические основы делового общения………………………………………………1-3
2. Морально- психологический климат в коллективе, его сущность и значения….4-6
3. Определите формулу конфликта……………………………………………………7-8
4. Общение в конфликтных ситуациях………………………………………………. 9-13
5. Разведите характеристики темперамента, характера и способностей…………...14-15
Список литературы…………………………………………………………………….. 16

Файлы: 1 файл

контр.раб по ПСИХОЛОГИИ.docx

— 38.40 Кб (Скачать)

1. Этические основы делового  общения.

     Этика делового общения - учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.

     Мораль  – это система этических ценностей,   которые   признаются человеком. Мораль – важнейший способ  нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах  общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

       Общение – процесс взаимодействия общественных  субъектов:  социальных групп, общностей или личностей,  в котором происходит  обмен информацией, опытом, способностями и результатами  деятельности.  Общение выступает как способ бытия общества и человека.  Именно  в процессе  общения происходят социализация  личности  и   ее   самореализация.

Деловое общение реализуется в  следующих основных формах: деловая  беседа; деловые переговоры; спор, дискуссия, полемика; деловое совещание; публичное  выступление; телефонные разговоры; деловая  переписка.

К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном  случае  будет  охарактеризована структура путем  выделения в  общении  трех  взаимосвязанных сторон:

    • Коммуникативной - состоит в обмене  информацией  между  общающимися  индивидами;
    • Интерактивной -  заключается  в  организации  взаимодействия  между общающимися индивидами (обмен действиями);
    • Перцептивной - означает процесс восприятия и  познания  друг  друга партнерами   по   общению   и   установления   на    этой    основе взаимопонимания.

Употребление этих  терминов  условно,  иногда  в  аналогичном  смысле употребляют и другие:  в  общении  выделяют  три  функции  -  информационно- коммуникативная,  регуляционно-коммуникативная,  аффективно-коммуникативная.

       Этику делового  общения следует учитывать в  различных ее  проявлениях: В  отношениях между предприятием  и социальной  средой,  между   предприятиями, внутри одного  предприятия  –  между   руководителем  и  подчиненными,  между подчиненным и руководителем,  между людьми одного  статуса.  Между  сторонами того или  иного вида делового общения,  существует своя  специфика.  Задача  и состоит  в  том,  чтобы   сформулировать  такие  принципы  делового  общения, которые не только соответствовали любому виду  делового  общения,  но  и  не противоречили общим нравственным принципам поведения  людей.  Вместе  с  тем они должны служить надежным  инструментом  координации  деятельности  людей, вовлеченных в деловое общение.

Таким  образом,  в  основе  этики  делового   общения   должна   быть координация, а по возможности и гармонизация,  интересов.  Естественно  если оно  осуществляется этическими  средствами  и  во  имя  морально  оправданных  целей.  Поэтому  деловое  общение  должно  постоянно  проверяться  этической рефлексией,  оправдывающей  мотивы  вступления  в  него.  При  этом  сделать этически правильный  выбор  и  принять  индивидуальное  решение  часто  дело совсем  непростое.  Рыночные  отношения  предоставляют  свободу  выбора,  но вместе с тем  увеличивают количество вариантов  решений,  порождают  комплекс моральных  дилемм, поджидающих деловых людей  на каждом  шагу  в  процессе  их деятельности и общения.

        Умение вести  себя с людьми надлежащим образом  является одним из важнейших,  если не важнейшим, фактором, определяющим  шансы добиться успеха в бизнесе,  служебной или предпринимательской  деятельности.  Для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:

1) принцип создания условий для  выявления творческого потенциала  и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно  согласовать личные цели сотрудника  с общими целями организации;

2) принцип полномочий и ответственности,  регламентирующий деловое общение  в рамках служебных прав и  обязанностей в соответствии  со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств  и использование его квалификации  и опыта.

Выделяет шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера.

3. Любезность, доброжелательность  и приветливость. В любой ситуации  необходимо вести себя с клиентами,  заказчиками, покупателями и сослуживцами  вежливо, приветливо и доброжелательно.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход – вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения – в контингент работников вашего уровня.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок.

    Деловое  общение   является  необходимой  частью  человеческой  жизни, важнейшим   видом  отношений  между   людьми.  Вечным  и  одним   из   главных регуляторов этих  отношений выступают этические   нормы,  в  которых  выражены  наши  представления  о  добре   и  зле,  справедливости  и   несправедливости, правильности  или   неправильности  поступков  людей.  И  общаясь  в  деловом  сотрудничестве со своими подчиненными,  начальником  или  коллегами,  каждый так или иначе, сознательно  или стихийно опирается на  эти  представления.  Но в   зависимости  от  того,  как   человек  понимает  моральные   нормы,   какое содержание в  них вкладывает, в  какой   степени  он  вообще  их  учитывает   в общении, он может как облегчить  себе  деловое  общение,  сделать   его  более эффективным, помочь  в решении поставленных задач  и достижении целей,  так   и

затруднить это общение или  даже сделать его невозможным.

       С учетом всего  вышесказанного этику делового  общения можно определить как  совокупность нравственных норм,  правил  и  представлений,  регулирующих  поведение и отношения людей  в  процессе  их  производственной  деятельности. Овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта.

 

 

2. Морально- психологический климат  в коллективе, его сущность и  значения.

     Морально-психологический климат коллектива – климат, который слагается из взаимно испытываемых его членами чувств и оценок, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих, а также на факторы окружающей среды. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива на выработку, принятие и осуществление совместных решений и на достижение эффективности совместной деятельности. Руководителю, деловому человеку важно знать пути формирования морально-психологического климата и механизмы сплочения коллектива. В своих управленческих решениях, при подготовке, обучении и расстановке кадров необходимо использовать эти пути, добиваясь оптимального согласования межличностного взаимодействия членов коллектива в условиях конкретной совместной деятельности.

      Важнейшая особенность  морально-психологического климата  в том, что он дает наиболее  интегральную и динамичную характеристику  психического состояния всех  проявлений жизни коллектива, так  как аккумулирует в себе в  конечном итоге взаимодействие  всех факторов и компонентов  внутри коллективной жизни: самочувствия  и деятельности, руководства и  лидерства, и др. В первую очередь  на состоянии климата отражаются  все достижения или, наоборот, просчеты коллектива в целом  и его руководства в частности.  Любое действие руководителя  или члена коллектива, особенно  действие отрицательного характера,  прежде всего, сказывается на  состоянии морально-психологического  климата, деформирует его. И  наоборот, каждое положительное  управленческое решение, положительное  коллективное действие улучшает  морально-психологический климат.

        Морально-психологический  климат  (МПК)  - один не только  из наиболее подвижных, но и  из наиболее значимых компонентов  в структуре социально-психологических  условий и важнейших факторов  всей жизнедеятельности трудового  коллектива. Высокая значимость  МПК обусловлена, прежде всего,  тем, что он отражает господствующее  внутреннее состояние трудового  коллектива, его психологическую  атмосферу. А поскольку трудовая  деятельность занимает в нашей  жизни важнейшее место и совершается  через участие каждого в совместной  работе трудового коллектива, то  и характеристики утвердившегося  в данном коллективе морально-психологического  климата представляют собой значимую  социально-психологическую составляющую  образа жизни каждой личности.

        К основным  элементам морально-психологического  климата служебного коллектива  относят среду его функционирования, т.е. социально-производственные, социально-экономические,  социально-образовательные, социально-профессиональные, социально-психологические, социально-культурные, социально-нравственные условия  деятельности его членов. Определить  климат того или иного аудиторского  коллектива – это значит выявить  факторы, которые либо препятствуют  совершенствованию отношений между  его членами, либо, наоборот, развивают  наиболее продуктивные формы  взаимоотношений, а именно: высокую  нравственность, профессионализм, ответственность,  компетентность и др.

   Морально-психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным.

На формирование определенного  морально-психологического климата  оказывают влияние следующие  факторы.

1. Совместимость его членов, понимаемая  как наиболее благоприятное сочетание  свойств работников, обеспечивающее  эффективность совместной деятельности  и личную удовлетворенность каждого.  Совместимость проявляется во  взаимопонимании, сочувствии, сопереживании  членов коллектива друг другу. Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.

2. Стиль поведения руководителя.

3. Успешный или неуспешный ход  аудиторской деятельности.

4. Применяемая шкала поощрений  и наказаний.

5. Условия труда.

6. Обстановка в семье, вне  работы, условия проведения свободного  времени.

В зависимости от характера морально-психологического климата его воздействие на личность аудитора будет различным: он может  стимулировать к труду, поднимать  настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к  производственным и нравственным потерям.

     Верный признак благоприятного  морально-психологического климата  — активное участие всех членов  коллектива в управлении,    которое   может  принять   форму   самоуправления.

Другим признаком положительного морально-психологического климата  является   высокая  продуктивность коллективной работы. Следующий признак  — развитые межличностные отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе предприятия. Можно отметить и такой признак  как  положительная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе. Кроме того, морально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в предпринимательской аудиторской деятельности: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной компетентности и гуманитарной культуры.

      Таким образом,  морально-психологический климат  – это преобладающий в группе  или коллективе относительно  устойчивый психологический настрой  его членов, проявляющийся в отношении  друг к другу, к труду, к  окружающим событиям и к фирме  в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Определите формулу конфликта.

     Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия,  которое характеризуется их противоборством на основе противоположно  направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

     Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы. 

     Инцидент - это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.

Конфликт связан с закономерностью  перерастания конфликтной ситуации в конфликт на основе инцидента. Закономерность инцидента состоит в том, что для перерастания конфликтной ситуации в открытое конфликтное взаимодействие (конфликтное поведение) обязательно необходим повод.

Формула конфликта выглядит следующим  образом:

КС + И = КФ

Из формулы следует, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или  проявлением другого. Для устранения конфликта необходимо устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Однако, в практической деятельности встречаются ситуации, когда устранение конфликтной ситуации невозможно по объективным причинам. В этом случае необходимо избежать возникновение инцидента, что требует наличия специальных навыков и умений бесконфликтного общения.

    Во многих конфликтах  можно обнаружить не одну конфликтную  ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Именно по этой причине ключевую роль в разрешении конфликта играет умение правильно определить и сформулировать конфликтную ситуацию. Важно помнить, что конфликтная ситуация - это диагноз болезни, имя которой "конфликт". Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.

    Для того чтобы сделать эту процедуру наиболее эффективной, приведем следующие несложные для запоминания правила:

Информация о работе Этические и психологические аспекты деловых отношений