Этапы развитя речи в младенческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:57, реферат

Краткое описание

Младенчество является подготовительным этапом в развитии. В этом возрасте закладываются предпосылки понимания речи взрослых, активного употребления слов. Понимание речи взрослых (пассивная речь) усваивается быстрее чем самостоятельная (активная).Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но использование его связанно с необходимостью:

Файлы: 1 файл

Речь.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

Пеньков Роман гр. 1181

Последовательность речевого развития в младенческом возрасте

Младенчество  является подготовительным этапом в  развитии. В этом возрасте закладываются  предпосылки понимания речи взрослых, активного употребления слов. Понимание  речи взрослых (пассивная речь) усваивается быстрее чем самостоятельная (активная).Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но использование его связанно с необходимостью:

  • -приобретения навыка пользования речевым аппаратом,
  • -знакомства со словесными формами,
  • -накопления содержания для речи
  • -установления содержания для речи,
  • -установления социальных связей с окружающими, так как развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности в общении со взрослыми.

Таблица 1

возраст Особенности
Первое  полугодие первого года жизни Младенец еще не понимает значение того что ему говорят, а он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором полугодии первого года жизни из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец очень чувствителен к интонации с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождается высказывание.

 Реагировать  на слова ребенок начинает  очень рано. На 3 неделе он сосредотачивается  на голосе взрослого. На 2-ом  мес. жизни прекращает крик под влиянием разговора с ним, сосредотачиваясь на лице взрослого.

 
Второе  полугодие первого года жизни Ребенок устанавливает  связь между словом и предметом  или действием,

 В 7-8 мес.  поворачивается к предмету в  ответ на вопрос взрослого "где?",выполняет разученные движения при их назывании взрослыми("ладушки","до свидания") В 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов не зависимо от их местоположения. Примерно в 9-10 мес. малыш понимает элементарные поручения ("дай маме ложку" и т. п.)

 В10-11 мес.  ребенок выбирает предметы по  словесному указанию взрослого.

На первом году возникают предпосылки слушания. Малыш сосредотачивается не только на речи взрослого, обращенной к нему, но и на песенках и маленьких стихотворениях.

 Развитие активной речи также включено в общение со взрослыми. На 3 мес. жизни малыш реагирует на слова взрослого смехом и звуками. Появляется гуканье (2-4 мес.). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Малыш произносит высокие певучие звуки. На 4 мес. малыш перекликивается со взрослым на расстоянии. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельности.

 На 5-6 мес.  ребенок произносит различные  звуки, сопровождая их движениями  для привлечения к себе внимания  со стороны взрослого, для "выражения"ему своих желаний.

 После 6 мес.  в речи младенца появляется  лепет - слоги и звуки, которые  перемежаются смехом и сопровождаются  движениями. С помощью лепета  малыш выражает свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке).

 После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов ("не","ам"). Так ребенок отвечает на понимание им высказывание взрослого. Такая речь возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов:

-жестов

-мимики

-звуков.

Это еще не собственно речь. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. Лепет - самостоятельная форма деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоций. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. К концу первого года в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. Развивается инициативное употребление осмысленных слов.

 

Заключение:

Не у всех детей процесс овладения речью  совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

Также надо помнить, что речевое развитие ребенка  является показателем его психического развития. Так что не только развитие психических процессов стимулирует  речевое развитие, но и наоборот, развитие речи стимулирует психическое развитие.

Информация о работе Этапы развитя речи в младенческом возрасте