Способность к наглядному пространственному
моделированию - одна из фундаментальных
специфических человеческих способностей,
и суть ее в том, что при решении различного
рода умственных задач человек строит
и использует модельные представления,
т.е. наглядные модели, отображающие взаимосвязь
условий задачи, выделяющие в них основные
значимые моменты, которые служат ориентирами
в ходе решения. Такие модельные представления
могут отображать не только наглядные
видимые связи между вещами, но и существенные,
смысловые связи, которые непосредственно
не воспринимаются, но могут быть символически
представлены в наглядной форме.
В формировании мышления
школьников решающее значение принадлежит
учебной деятельности, постепенное усложнение
которой ведет за собой развитие способностей
учащихся.
Однако для активизации
и развития наглядно-образного мышления
детей бывает целесообразно использовать
не учебные задания, которые в целом ряде
случаев оказываются для школьников более
привлекательными.
Развитию мышления
способствует любая деятельность,
в которой усилия и интерес ребенка направлены
на решение какой-либо умственной задачи.
Например, одним из самых
эффективных способов развития наглядно-действенного
мышления является включение ребенка
в предметно-орудийную деятельность, которая
наиболее полно воплощается в конструировании
(кубики, «Лего», оригами, различные конструкторы
и пр.).
Развитию наглядно-образного
мышления способствует работа
с конструкторами, но уже не по наглядному
образцу, а по словесной инструкции или
по собственному замыслу ребенка, когда
он прежде должен придумать объект конструирования,
а затем самостоятельно реализовать идею.
[19]
Развитие этого же
вида мышления достигается с помощью включения
детей в разнообразные сюжетно-ролевые
и режиссерские игры, в которых ребенок
сам придумывает сюжет и самостоятельно
воплощает его.
Неоценимую помощь
в развитии логического мышления окажут
задания и упражнения на поиск закономерностей,
логические задачи, головоломки. Предлагаем
ряд заданий, которые могут быть использованы
учителем в проведении развивающих занятий
со школьниками.
Задачи со спичками
такие как «Пять квадратов», «Шесть квадратов»,
«Еще шесть квадратов», «Дом», «Спираль»,
«Треугольники», направлены на развитие
наглядно-образного мышления.
Игры и задачи со спичками — хорошая
гимнастика для ума. Они тренируют логическое
мышление, комбинаторные способности,
умение увидеть условия задачи с неожиданной
стороны, требуют проявить смекалку.
Овладевая действиями наглядного
моделирования ребенок учится оперировать
знаниями на уровне обобщенных представлений,
овладевает опосредованными способами
решения познавательных задач (применение
мерок, схем, графиков), усваивает схематизирующее
определение понятий по внешним признакам.
Выводы по главе
Мышление - это особого рода
теоретическая и практическая деятельность,
предполагающая систему включенных в
нее действий и операций ориентировочно-исследовательского,
преобразовательного и познавательного
характера.
Мышление младшего
школьника отличается высокими
темпами его развития; происходят
структурные и качественные преобразования
в интеллектуальных процессах; активно
развиваются наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление, начинает
формироваться словесно-логическое.
Заключение
Таким образом, проанализировав
психолого-педагогическую литературу
по теме, можно сделать следующие выводы:
Мышление – это высший познавательный
психический процесс, в результате которого
порождается новое знание на основе творческого
отражения и преобразования человеком
действительности. Различают мышление теоретическое и практическое. При
этом в теоретическом мышлении выделяет понятийное и образное мышление, а
в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное.
Мыслительная деятельность людей совершается
при помощи мыслительных операций: сравнения,
анализа и синтеза, абстракции, обобщения
и конкретизации.
В младшем школьном возрасте
развиваются все три формы мышления
(понятие, суждение, умозаключение):
овладение научными понятиями совершается
у детей в процессе обучения; в развитии
суждений ребенка существенную роль играет
расширение знаний и выработка установки
мышления на истинность; суждение превращается
в умозаключение по мере того, как ребенок,
расчленяя мыслимое от действительного,
начинает рассматривать свою мысль как
гипотезу, т. е. положение, которое нуждается
еще в проверке.
Развитию наглядно-образного
мышления способствуют следующие виды
заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами,
но уже не по наглядному образцу, а по словесной
инструкции, а также по собственному
замыслу ребенка, когда он прежде должен
придумать объект конструирования, а затем самостоятельно
его реализовать.
Младший школьный возраст
является наиболее ответственным этапом
школьного детства. Основная задача взрослых
на этом возрастном этапе ребенка - создание
оптимальных условий для раскрытия и реализации
возможностей детей с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
У младшего школьника
ярко выражен конкретно-образный характер
мышления. При решении мыслительных задач
они опираются на реальные предметы и
их изображения. Выводы, обобщения делаются
на основе конкретных фактов.
Проблема развития и совершенствования
наглядно-образного мышления учащихся
– одна из важнейших в психолого-педагогической
практике. Главный путь ее решения – рациональная
организация всего учебного процесса.
Глава 2. Эмпирическое
исследование особенностей образного
мышления младшего школьного возраста.
Тест «Цветные Прогрессивные
Матрицы» (ЦПМ) включает 36 заданий, которые
составляют три серии — А, Аb и В — по 12
заданий в каждой. Этот тест разработан
для использования в работе с маленькими
детьми и престарелыми людьми, в антропологических
исследованиях и в клинической практике.
Он может успешно применяться в работе
с людьми, говорящими на любом языке, с
теми людьми, кто имеет физические недостатки,
страдает афазией, церебральным параличом
или глухотой, а также врожденной или приобретенной
интеллектуальной недостаточностью.
Три серии по двенадцать заданий,
составляющие ЦПМ, организованы так, что
позволяют оценить главные когнитивные
процессы, которые обычно формируются
у детей до одиннадцати лет. Эти серии
предоставляют испытуемому три возможности
разработки единой мыслительной темы,
а шкала по всем тридцати шести заданиям
в целом предназначена для возможно более
точной оценки умственного развития вплоть
до уровня интеллектуальной зрелости.
Задания в Цветных Прогрессивных
Матрицах подобраны таким образом,
чтобы оценить ход умственного развития
вплоть до той стадии, когда человек начинает
настолько успешно рассуждать по аналогии,
что этот способ мышления становится основой
для вывода логических умозаключений.
Эта завершающая стадия постепенного
развития интеллектуального созревания,
несомненно, одной из первых страдает
при органических поражениях мозга.
Предъявление теста в виде напечатанных
в книге цветных картинок позволяет сделать
решаемую задачу наглядной и свести к
минимуму необходимые словесные пояснения.
Манипулирования изобразительным материалом
не является здесь необходимым условием
успешного решения задачи, поскольку от
обследуемого требуется лишь указать
ту фигуру, которую он выбирает для заполнения
пробела в диаграмме.
Дети, посещающие подготовительную
группу детского сада №41 в возрасте от
6,5 до 7, 5 лет (в таблице указан возраст
7 лет): 4 девочки и 4 мальчика. Данные по
результатам тестирования этой группы
представлены в таблице № 1.
Цветные Прогрессивные
Матрицы Равена
(дети 6,5-7,5лет - подготовительная
группа детского сада)
Таб.1
|
№ п/п |
ФИО |
возраст |
пол |
А |
Ав |
В |
сумма |
время/мин |
1 |
Кристина |
7 |
ж |
7 |
10 |
7 |
24 |
12 |
2 |
Ксения |
7 |
ж |
12 |
11 |
11 |
34 |
8 |
3 |
Маша |
7 |
ж |
11 |
10 |
6 |
27 |
9 |
4 |
Настя |
7 |
ж |
11 |
12 |
10 |
33 |
10 |
5 |
Герман |
7 |
ж |
6 |
8 |
5 |
19 |
9 |
6 |
Степа |
7 |
ж |
6 |
6 |
5 |
17 |
9 |
7 |
Миша |
7 |
ж |
9 |
11 |
8 |
28 |
8 |
8 |
Максим |
7 |
ж |
10 |
10 |
9 |
29 |
7 |
Тестирование проводилось индивидуально.
Все дети принимали участие в тестировании
по методике ЦПМ Равена впервые.
Дети выполняли задание с интересом.
Работали быстро (минимальное время, затраченное
на тест 7 минут, максимальное – 12 минут).
Мальчики тратили на выполнение задания
в среднем меньше времени, чем девочки
(мальчики в возрасте 7 лет – 8,5 мин.; девочки
в возрасте 7 лет соответственно –
9,5 мин.).
Никто, кроме одной девочки
не возвращался к ранее пройденным заданиям
с целью проверить, правильный ли вариант
они выбрали. Ни один ребенок не отложил
решение очередного задания на последующее
время (не пропускали задания, решали подряд).
Общий средний балл в выборках
детей 7ми лет оказался 26,34. Девочки показали
в среднем высокий общий балл, чем мальчики
(девочки – 24,5, мальчики – 23,25;)
Из всего вышеизложенного можно
сделать вывод, что в группе обследованных
детей:
- мальчики тратили на выполнение
задание в среднем меньше времени, чем
девочки;
- общее количество баллов, полученных
девочками при выполнении задания в среднем,
а так же по абсолютному максимуму больше,
чем у мальчиков;
Вывод:
Я ставила перед собой следующую цель:
Исследование уровня развития мышления
младшего школьника. Я провела исследование
уровня вербально-логического мышления
и наглядно-образного мышления, выполнила
данную цель и поставленные задачи.
Под наглядно-образным мышлением понимается
такое, которое связано с оперированием
различными образами и наглядными представлениями
при решении задач.
Вербально-логическое мышление основывается
на использовании индивидом
системы языка. При диагностике вербальных
способностей исследуются возможности
индивида исключать лишнее, искать аналогии,
определять общее и оценивается его осведомленность
Как
показывают результаты исследования,
в младшем школьном возрасте большинство
испытуемых имеют средний уровень образного
мышления.
Проведя
качественный анализ полученных результатов
можно говорить о том, что я справилась
с поставленной целью и задачами, осуществив
исследование. Гипотеза нашего исследования
подтвердилась.
Литература
1. Богоявленская,
Д. Б. Интеллектуальная активность как
проблема творчества. 2005 г.
2. Блонский, П.П. Педология.
– М.: ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая
психология / Под ред.
В.В.Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2007.