Эмпирическое исследование особенностей образного мышления младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.
Совсем недавно образовательная система ориентировала учителя на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний по его предмету. Сейчас же, гораздо важнее создать среду учения, которая была бы наиболее благоприятной для развития способностей ребенка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста…………………………………………………..5
Понятие о мышлении, его виды……………………………………………..6
1.2.Характеристика наглядно-образного мышления младших школьников….9
1.3. Способы развития наглядно-образного мышления младших школьников в образовательном процессе…………………………………………………….12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей образного мышления младшего школьного возраста……………………………………………….16
Заключение
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

лабораторн.docx

— 54.75 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование  наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста…………………………………………………..5

    1. Понятие о мышлении, его виды……………………………………………..6

1.2.Характеристика наглядно-образного  мышления младших школьников….9

1.3. Способы развития наглядно-образного  мышления младших школьников  в образовательном процессе…………………………………………………….12

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей образного мышления младшего школьного возраста……………………………………………….16

Заключение

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

Введение

    В настоящее время  при  новых государственных стандартах  в начальном образовании преподаватели  используют  на уроках интерактивные  доски, которые в какой-то мере  являются наглядностью.  Внимание  многих психологов во всем  мире привлечено к проблемам  развития ребенка - развития его  наглядно-образного мышления.  Этот  интерес далеко не случаен, так  как обнаруживается, что период  жизни младшего школьника является  периодом интенсивного и нравственного  развития, когда закладывается фундамент  физического, психического и нравственного  здоровья. На основании многочисленных исследований (А. Валлон, Ж. Пиаже, ГШ. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В Запорожец, А.Н. Леонтьев., B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.С. Сахарнов и др.) установлено, что наиболее сензитивным в отношении развития образного мышления и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.

   Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.

Совсем недавно образовательная система ориентировала учителя на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний по его предмету. Сейчас же,  гораздо важнее создать среду учения, которая была бы наиболее благоприятной для развития способностей ребенка.

Развивать ребенка через изучаемый материал - вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке.

Цель нашего исследования изучить  особенности наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста.

Объектом  нашего исследования является наглядно-образноe мышлениe младших школьников.

Предметом нашего исследования является особенности наглядно-образного мышления младших школьников.

Гипотеза нашего исследования является наглядно -  образное мышление младших школьников имеет свои особенности

Задачи:

1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития образного мышления в младшем школьном возрасте.

2. Изучить особенности наглядно-образного и вербально-логического мышления.

3. Выявить особенности наглядно-образного мышления младших школьников;

4. С помощью определенных методик выявить уровень развития наглядно-образного и вербально-логического мышления младшего школьника.

База исследования: 8 человек, гимназия №5,ученики 1класса

Методы исследования: «Исключение слов»

Глава 1. Теоретическое обоснование наглядно- образного мышления

1.1 Понятие о мышлении

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. 
   В мировой психологии на сегодняшний день известны два противоположных подхода к решению проблемы обучения и развития: согласно Ж. Пиаже, успехи в обучении определяются уровнем умственного развития ребенка, который ассимилирует1 содержание обучения в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой. По Выготскому Л.С., наоборот, процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зону ближайшего развития [3, с.10].  
По  Пиаже созревание, развитие «идет» впереди обучения. Успех обучения зависит от уровня развития, уже достигнутого ребенком. 
Выготский же утверждает, что обучение «ведет» за собой развитие, т.е. дети развиваются благодаря участию в деятельности, чуть превышающей их возможности, используя помощь взрослых. Он ввел понятие «зона ближайшего развития» – это то, что дети еще самостоятельно выполнить не могут, но могут сделать с помощью взрослых.

Точка зрения Выготского Л.С. в современной науке является ведущей. 
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой. [19,с.39].  
1.1. Понятие о мышлении, его виды

 

          Мышление – это  опосредованное и обобщенное  отражение действительности, вид  умственной деятельности, заключающийся  в познании сущности вещей  и явлений, закономерных связей  и отношений между ними.

 

          Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.         

 Вторая особенность  мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.

 

          Мышление – высшая  ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления  являются ощущения, восприятия и  представления. Через органы чувств  – эти единственные каналы  связи организма с окружающим  миром – поступает в мозг  информация. Содержание информации  перерабатывается мозгом. Наиболее  сложной (логической) формой переработки  информации является деятельность  мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит  жизнь, он размышляет, делает выводы  и тем самым познает сущность  вещей и явлений, открывает законы  их связи, а затем на этой  основе преобразует мир.

 

          Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

 

          Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач – практических и теоретических.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Вид этого мышления направлено на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно – действенного мышления  наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности  развития наглядно-образного мышления  в младшем школьном возрасте

Характеристика наглядно-образного мышления младших школьников

   Интенсивное  развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте.

   Младшим  школьным возрастом принято считать  возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам  его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного  и равномерного физического развития.

   Поступление  в школу вносит важнейшие изменения  в жизнь ребёнка. Резко изменяется  весь уклад его жизни, его социальное  положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится  отныне учение, важнейшей обязанностью  – обязанность учиться, приобретать  знания. А учение – это серьёзный  труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый  для него коллектив, в котором  он будет жить, учиться, развиваться  целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или  действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое количество наглядных  пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных  примеров. И запоминают младшие школьники  первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что  произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено,  неожиданно и ново. [2]

В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте  формально-логическое мышление.

   Мышление детей этого возраста значительно отличается  от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая  управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что  им  интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате, обучения в школе, когда необходимо  регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением.

   Учителя знают, что  мышление у детей одного и  того же возраста достаточно  разное встречаются такие дети, которым трудно и  мыслить практически и оперировать образами, и рассуждать, и такие, которым все это делать легко [14].

   О хорошем развитии  наглядно-образного мышления у  ребенка можно судить по тому, как он решает соответствующие  этому виду мышления  задачи. [7]

   Если ребенок  успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения этого  вида мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из-за того, что ему не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать,  то в этом случае считается, что  у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.

   Бывает что,  ребенок успешно решает и легкие и сложные задачи в рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим  детям в решении легких задач, объясняя причины допускаемых ими ошибок, а так же  может  придумывать сам легкие задачи, то этом случае считается, что у него третий уровень развития соответствующего  вида мышления.

Итак,  развитие  наглядно-образного мышления у детей одного и того же  возраста достаточно  разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к  развитию мышления у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Способы развития  наглядно-образного мышления младших  школьников в образовательном  процессе

  Усваивая знания по  различным учебным дисциплинам, ребенок овладевает одновременно  и способами, которыми эти знания  вырабатывались, т.е. овладевает приемами  мышления, направленными на решение  познавательных задач. Поэтому уровень  развития наглядно-образного мышления  младших школьников целесообразно  характеризовать с точки зрения  того, какие способы решения познавательных  задач и в какой степени  ими освоены.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей образного мышления младшего школьного возраста