Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:56, реферат
Эмоции и чувства человека можно условно подразделить на положительные и отрицательные. Положительные – радость, счастье. Отрицательные – гнев, страх. Иногда невозможно определить «окраску» той или иной испытываемой эмоции. Но существуют также нейтральные чувства, одно из них - безразличие. Безразличие в различных источниках рассматривается как понятие «апатии», а также как сопутствующая или переходная эмоция.
1. Введение 3
2. Понятия и характеристики чувства безразличия 4
3. Научные исследования чувства безразличия 11
4. Выводы 12
5. Список литературы 13
Случается, что после сильного напряжения, связанного со стрессовыми ситуациями, у человека наступает состояние безразличия, когда не хочется ничего делать и все действия по уменьшению влияния факторов стресса кажутся бессмысленными. В известном смысле такое безразличие – это защитная реакция организма. После сильного потрясения, которое сопровождается расходованием психической энергии, в нервной системе развивается торможение, в процессе которого растраченная энергия восполняется. Если бы этого не происходило, люди быстро достигали бы нервного истощения, представляющего угрозу для здоровья и жизни. Но вместе с тем состояние безразличия нельзя считать благоприятным, поэтому, если оно возникло, желательно быстрее из него выйти. Несмотря на то, что безразличие не является собственно отрицательной эмоцией, последствия такого состояния губительны. Становясь безразличным к себе, человек останавливается в своем развитии, не ставит перед собой новых целей и не стремится к их достижению. А поскольку застой не может быть стабильным, он постепенно ведет к деградации. Иногда эмоциональную опустошенность после стресса можно «вылечить» отдыхом, иногда приходится принимать более активные меры. Активная деятельность, работа сутками ради достижения определенной цели – это тоже стресс. Безразличие в таком случае может свести «на нет» все результаты. Если же безразличие становится результатом стресса, обусловленного неприятностями в профессиональной деятельности, оно часто проявляется в равнодушии к тому, что еще недавно было смыслом существования. Испытав сильное потрясение, человек теряет интерес к работе в целом и к последующим трудностям в частности. У него опускаются руки, пропадает желание бороться и искать решение, и в результате проблема действительно может перерасти в настоящий кризис. Чтобы этого не произошло, безразличие следует в себе изживать. Существует психологический прием, позволяющий превратить «надо» в «хочется» и пробудить интерес к определенным вещам или видам деятельности, которые до этого не вызывали ничего, кроме скуки. Прием этот основан на парадоксе обратного влияния и, подобно гомеопатии, использует правило «лечи подобное подобным». Ничто так не мотивирует к работе как несколько дней вынужденного безделья. В состоянии безразличия не каждый способен прибегать к психологическим приемам хотя бы, потому что и это тоже представляется ненужным. Апатия парализует волю, и если ей поддаться, можно в конце концов уйти в настоящую затяжную депрессию. Выполняя привычные действия, пусть даже автоматически, мы все равно становимся причастными к процессу общей деятельности, и это подстегивает нас и не дает окончательно замкнуться в себе. Приобщаясь к живому рабочему процессу, неосознанно человек постепенно начинает проявлять все больший интерес к окружающему и сбрасывает оковы безразличия, возвращаясь к прежнему активному состоянию. [7].
У
детей дошкольного возраста когнитивная
система находится на стадии формирования,
что влечет за собой постоянное эмоциональное
возбуждение. Безразличие как эмоция практически
никогда не возникает у здоровых детей.
Только при сформировавшейся когнитивной
системе человек способен испытывать
безразличие или апатию. Чем выше уровень
развития интеллекта, тем больше подавляется
эмоциональная сфера. Безразличие становится
неотъемлемой чертой характера человека.
Подавление эмоциональной сферы (сознательное
или бессознательное) может дать обратный
эффект. Проявляя безразличие к окружающим,
человек черствеет, теряет способность
к сопереживанию. [8].
Научные исследования чувства безразличия
Н.П. Фетискин (1993) обнаружил состояние монотонии (скуки) у студентов на лекциях многих преподавателей, у школьников на уроках, у учащихся ПТУ в процессе их производственного обучения. И.А.Шурыгиной (1984) выявлено развитие скуки на занятиях в детских музыкальных школах. А.Я. Чебыкин (1989а) показал, что эмоции, которые студенты хотели бы испытывать на занятиях, не совпадают с эмоциями, которые они испытывают реально (вместо увлечения, радости, любопытства часто отмечаются безразличие, скука, боязнь). Он так же рассмотрел вопрос о том, какие эмоции сопутствуют разным этапам усвоения учебного материала. (Чебыкин, 1989б).
А.А.Борисова (1989) изучала успешность опознания эмоционального состояния человека по интонационному оттенку речи. Оказалось, что для слушателей это довольно трудная задача. По итогам исследования А.А.Борисова выявила, что легче всего определяется состояние радости, затем восхищения; хуже всего – состояния любопытства. Промежуточное положение по точности определения занимали состояния безразличия, удивления, обиды, тоски и тревоги. Выявлена тенденция лучшего распознавания положительных эмоциональных состояний по сравнению с индифферентными и отрицательными.
В.А.Лабунской и И.А.Переверзевой (1982, 1989) проводились исследования по способности людей оценивать внешние проявления эмоций. Авторы исследования установили, что чувство безразличия очень тяжело распознается как исследователем, так и исследуемым.
Е.Д.Хомской
и Н.Я.Батовой (1998) было выявлено, что
мужчинам проще опознавать безразличие
на фото, чем женщинам.
Выводы
Как видно из предшествующего материала большинство авторов сходятся на мысли, что безразличие является реакцией на сильный предварительный раздражитель и служит защитой организма при сильном стрессе.
Изучение
данной проблемы представляется важной
задачей для современной
Безразличие,
как самостоятельное чувство, не
изучено в достаточной мере. Поэтому
необходимо продолжать исследования данной
проблемы именно в этом аспекте ее проявления.
Список литературы