Эмоции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

В работе автор рассмотривает наиболее часто встречаемые эмоции, их психологические и физиологические основы, а так же их функции в жизни человека, связь с чувствами и мотивами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1…………………………………………………………………….4
1.1 История исследования эмоций……………………………………....4
Глава 2……………………………………………………………………..8
2.1 Функции эмоций……………………………………………………..8
2.2 Виды эмоциональных состояний…………………………………..12
2.3 Характеристика отдельных эмоций………………………………..16
2.4 Эмоции и чувства……………………………………………………21
2.5 Эмоции и мотивы……………………………………………………24
2.6 Эмоциональность……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 49.72 Кб (Скачать)

Титульник

Психология и педагогика

Реферат эмоции  

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1…………………………………………………………………….4

    1. История исследования эмоций……………………………………....4

Глава 2……………………………………………………………………..8

2.1  Функции эмоций……………………………………………………..8

2.2  Виды эмоциональных  состояний…………………………………..12

2.3  Характеристика отдельных  эмоций………………………………..16

2.4  Эмоции и чувства……………………………………………………21

2.5  Эмоции и мотивы……………………………………………………24

2.6  Эмоциональность……………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………32 

Введение

Эмоциональные проявления, на мой взгляд, являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов  межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение  человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Через эмоции вы проявляете своё отношение к окружающему  миру. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек  проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

 Чувства и эмоции  зависят от особенностей отражаемых  предметов. Между человеком и  окружающим миром складываются  объективные отношения, которые  становятся предметом чувств  и эмоций.

 В эмоциях и чувствах  проявляется также удовлетворенность  или неудовлетворенность человека  своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

 Эмоции и чувства  — это своеобразное личностное  отношение человека к окружающей  действительности и к самому  себе.

Мир чувств и эмоций очень  сложен и многообразен. Тонкость его  организации и многогранность выражения  нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют  однозначный смысл. Существуют оттенки  эмоций, которые не всегда легко  распознать. По моему мнению, чем  лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого  человека и самого себя.

В своей работе я рассмотрю  наиболее часто встречаемые эмоции, их психологические и физиологические  основы, а так же их функции в  жизни человека, связь с чувствами  и мотивами.

 

 

Глава 1

1.1 История исследования  эмоций

Термин «эмоции» (франц. Emotion – волнение, возбуждение, эмоция, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.

В 18 и 19 вв. не было единой точки  зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное); напряжение – расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение – успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь. Подобная эклектичность взглядов дала повод одному из оппонентов В. Вундта американскому психологу сделать критическое замечание в адрес трёхкомпонентной теории: «Теория Вундта – червяк. Разрежь пополам – каждая половина поползёт в свою сторону» (У. Джемс).

Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.

По теории Джемса – Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений» (в основном, висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:

  • если из какой либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;
  • невозможно выполнение движений, соответствующих оной эмоции, и одновременное переживание другой;
    • имеется соответствие между определёнными переживаемыми эмоциями и типичными для них мимическими и телесными реакциями.

Однако периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс  указывал на то, что в рамках его  теории остаётся необъяснимым тот факт, что эмоция усиливается, если задерживается  её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).

Теория Джемса – Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:

  1. отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение;
  2. внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоциональных ощущений;
  3. одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях;
  4. искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определённых эмоций, этих эмоций не вызывают.

Таламическую теорию У. Кеннона и Ф. Барда, предложенную авторами в 1927 – 1928 гг., можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса – Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, напротив, «вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации.

Несмотря на очевидные  достоинства, теория Кеннона – Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты являются фактором, детерминирующим эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру и Д. Сингеру  (1962 г.). Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого необходимо когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации – физиологический компонент – обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами – физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация – дождливая погода – может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения. Подобный приём в нейролингвистическом программировании носит название «рефреминга» (смены рамки, изменение смыслового контекста, в который включается то или иное событие).

 

 

Глава 2

2.1 Функции эмоций

1. Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эта функция эмоций заключается в непосредственной (в форме переживаний) сигнализации субъекту о значимости для него оцениваемых предметов, ситуаций, событий: их полезности – вредности, потребностной значимости и т.д. Функция оценки в значительной степени сближает эмоции с мышлением.  Как отмечает Б. И. Додонов, «информация сама по себе никакой значимости не имеет; она приобретает её в контексте потребностей субъекта». Эта первичная информация подвергается переработке мышлением и эмоциями, на основании этой переработки организм приобретает «аргументы к действию». Результатом оценочной деятельности мышления выступают понятия, а результатом оценочной деятельности эмоций – переживания, или эмоциональные обобщения.

2.  Функция побуждения. В эту рубрику попадают функции: «готовность к действиям», организующее/дезорганизующее влияние эмоций», облегчение филогенетических адаптивных реакций»:

- способность эмоций побуждать человека к действиям (или мотивационная функция);

- облегчения филогенетических адаптивных реакций. Считается, что в тот момент, особенно при неожиданно сложившейся сложной или опасной ситуации, когда человек не способен (например, в состоянии ревности, обиды, гордости, аффекта) найти для себя выход на уровне рациональности, именно эмоции навязывают ему определённый, закрепившийся в эволюции способ решения проблемы: бегство, оцепенение, нападение и т.д.;

- дезорганизационная функция. Эта функция эмоций состоит в их способности нарушать целенаправленную деятельность человека. Действительно, сильные эмоции могут значительно влиять на привычное течение жизни, отвлекать человека от необходимой деятельности при радостном возбуждении или вынуждать испытывать деятельностную беспомощность при печали и горе. Однако всё большее число исследователей считают, что сильная эмоция (например, аффект) дезорганизует лишь нормальное протекание обычной деятельности или поведения человека с тем, чтобы привлечь все его силы и внимание к какой-то другой, возможно жизненно важной именно в этот момент деятельности или поведению. Так, при аффекте, сопровождающем угрожающую ситуацию, человек может спастись благодаря мобилизованной аффектом силе или выносливости;

 - регулирующая функция. Эта способность эмоций влиять на процессы познания заключает в себе «различные аспекты регулирующего влияния эмоций на накопление и актуализацию индивидуально опыта». Это, к примеру, так называемая функция «следообразования», благодаря которой эмоционально окрашенный (позитивно или негативно) опыт индивида закрепится в памяти. Это закрепление опыта позволяет при необходимости не только актуализировать этот опыт (вспомнить), но и получить эмоциональный упреждающий сигнал о возможном результате использования этого опыта. Эта возможность предвосхищения последствий облегчает человеку поиск путей выхода из проблемных ситуаций.

3.  Функция активации. В эмоциональном состоянии происходит активация нервных центров, а значит и всего организма. Так, эмоции согласно «активационным» теориям обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы. Эта активация приводит к изменениям в состоянии внутренних органов и всего организма, означающим либо мобилизацию организма (активация органов действия, защитные процессы  и т.д.) либо его демобилизацию (накопление энергии, настройка на внутренние процессы).

4. Экспрессивная функция. Эта функция осуществляется посредством мимики, пантомимики, голосовых реакций. Перечисленные сигналы оповещают окружающих об эмоциональном состоянии индивида, о его отношении к происходящему. Они играют значительную роль в коммуникативных процессах, являясь основой невербального общения. Испуг на лице может послужить предупреждением об опасности, выражение гнева служит предупреждением о последующих агрессивных действиях. Исследования экспрессивных проявлений эмоций убеждают в том, что большинство из них являются врождёнными, универсальными и не зависят от культуры, в которой вырос человек: гнев – сдвинутые брови, стиснутые челюсти, расширенные ноздри; презрение – прикрытые веки, отведённые глаза, отстранение тела; радость – широкая улыбка, прищуренные глаза и т.д. Однако в различных человеческих сообществах существуют свои, созданные культурой и усвоенные людьми в процессе социализации нормы экспрессивных проявлений. Обратимся к примеру из учебника Аткинсон Р.Л. и др.:

«Один психолог углубился  в китайские новеллы, чтобы определить, как китайские писатели изображают разные эмоции человека. Многие телесные изменения, происходящие во время эмоции (например, прилив крови к лицу, дрожь, гусиная кожа), в китайской литературе передают те же симптомы эмоций, что  и у западных писателей. Однако другие телесные выражения в китайских  произведениях соответствуют иным эмоциям, чем на Западе. Следующие  цитаты из китайских повестей наверняка  были бы неверно истолкованы читателем, незнакомым с этой культурой:

«Они вытянули наружу языки». (Они проявили признаки удивления.)

«Он хлопнул в ладоши». (Он был рассержен или разочарован.)

«Он почесал уши и щёки». (Он был счастлив.)

«Её глаза округлились  и широко раскрылись». (Она сильно разозлилась)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени  дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

1.Чувственный тон –  это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической  чувствительности, сопровождающие  отдельные жизненно важные воздействия  и побуждающие субъекта к их  устранению или сохранению. Может  быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).

2.Собственно эмоции –  психическое отражение в форме  непосредственного пристрастного  переживания жизненного смысла  явлений и ситуаций, обусловленного  отношением их объективных свойств  к потребностям субъекта. Это  мене сильные и более длительные, чем аффект, состояния, отражающие  совершающиеся, вспоминаемые и  вероятные события в форме  переживаний, сопровождающих субъективную  оценку этих событий. Или, словами  А. Н. Леонтьева: «Они имеют  отчётливо выраженный ситуационный  характер, т.е. выражают оценочное  личностное отношение к складывающимся  или возможным ситуациям, к  своей деятельности и своим  проявлениям в них. Собственно  эмоции способны предвосхищать  ситуации и события, которые  реально ещё не наступили, и  возникают в связи с представлением  о пережитых или воображаемых  ситуациях. Их важнейшая особенность  состоит в их способности к  обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний».

Информация о работе Эмоции