Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:47, реферат
В работе автор рассмотривает наиболее часто встречаемые эмоции, их психологические и физиологические основы, а так же их функции в жизни человека, связь с чувствами и мотивами.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1…………………………………………………………………….4
1.1 История исследования эмоций……………………………………....4
Глава 2……………………………………………………………………..8
2.1 Функции эмоций……………………………………………………..8
2.2 Виды эмоциональных состояний…………………………………..12
2.3 Характеристика отдельных эмоций………………………………..16
2.4 Эмоции и чувства……………………………………………………21
2.5 Эмоции и мотивы……………………………………………………24
2.6 Эмоциональность……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы
Титульник
Психология и педагогика
Реферат эмоции
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1…………………………………………………………………….4
Глава 2……………………………………………………………………..8
2.1 Функции эмоций…………………………………………
2.2 Виды эмоциональных состояний…………………………………..12
2.3 Характеристика отдельных эмоций………………………………..16
2.4 Эмоции и чувства……………………………………
2.5 Эмоции и мотивы………………………………………
2.6 Эмоциональность………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Эмоциональные проявления, на мой взгляд, являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Через эмоции вы проявляете своё отношение к окружающему миру. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Чувства и эмоции
зависят от особенностей
В эмоциях и чувствах
проявляется также
Эмоции и чувства
— это своеобразное личностное
отношение человека к
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют однозначный смысл. Существуют оттенки эмоций, которые не всегда легко распознать. По моему мнению, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого человека и самого себя.
В своей работе я рассмотрю
наиболее часто встречаемые эмоции,
их психологические и
Глава 1
1.1 История исследования эмоций
Термин «эмоции» (франц. Emotion – волнение, возбуждение, эмоция, от лат. Emoveo – потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.
В 18 и 19 вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное); напряжение – расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение – успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь. Подобная эклектичность взглядов дала повод одному из оппонентов В. Вундта американскому психологу сделать критическое замечание в адрес трёхкомпонентной теории: «Теория Вундта – червяк. Разрежь пополам – каждая половина поползёт в свою сторону» (У. Джемс).
Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.
По теории Джемса – Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений» (в основном, висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами:
Однако периферическая теория не была лишена недостатков. Сам Джемс указывал на то, что в рамках его теории остаётся необъяснимым тот факт, что эмоция усиливается, если задерживается её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).
Теория Джемса – Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:
Таламическую теорию У. Кеннона и Ф. Барда, предложенную авторами в 1927 – 1928 гг., можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса – Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, напротив, «вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации.
Несмотря на очевидные достоинства, теория Кеннона – Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты являются фактором, детерминирующим эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру и Д. Сингеру (1962 г.). Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого необходимо когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации – физиологический компонент – обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами – физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация – дождливая погода – может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения. Подобный приём в нейролингвистическом программировании носит название «рефреминга» (смены рамки, изменение смыслового контекста, в который включается то или иное событие).
Глава 2
2.1 Функции эмоций
1. Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эта функция эмоций заключается в непосредственной (в форме переживаний) сигнализации субъекту о значимости для него оцениваемых предметов, ситуаций, событий: их полезности – вредности, потребностной значимости и т.д. Функция оценки в значительной степени сближает эмоции с мышлением. Как отмечает Б. И. Додонов, «информация сама по себе никакой значимости не имеет; она приобретает её в контексте потребностей субъекта». Эта первичная информация подвергается переработке мышлением и эмоциями, на основании этой переработки организм приобретает «аргументы к действию». Результатом оценочной деятельности мышления выступают понятия, а результатом оценочной деятельности эмоций – переживания, или эмоциональные обобщения.
2. Функция побуждения. В эту рубрику попадают функции: «готовность к действиям», организующее/дезорганизующее влияние эмоций», облегчение филогенетических адаптивных реакций»:
- способность эмоций побуждать человека к действиям (или мотивационная функция);
- облегчения филогенетических адаптивных реакций. Считается, что в тот момент, особенно при неожиданно сложившейся сложной или опасной ситуации, когда человек не способен (например, в состоянии ревности, обиды, гордости, аффекта) найти для себя выход на уровне рациональности, именно эмоции навязывают ему определённый, закрепившийся в эволюции способ решения проблемы: бегство, оцепенение, нападение и т.д.;
- дезорганизационная функция. Эта функция эмоций состоит в их способности нарушать целенаправленную деятельность человека. Действительно, сильные эмоции могут значительно влиять на привычное течение жизни, отвлекать человека от необходимой деятельности при радостном возбуждении или вынуждать испытывать деятельностную беспомощность при печали и горе. Однако всё большее число исследователей считают, что сильная эмоция (например, аффект) дезорганизует лишь нормальное протекание обычной деятельности или поведения человека с тем, чтобы привлечь все его силы и внимание к какой-то другой, возможно жизненно важной именно в этот момент деятельности или поведению. Так, при аффекте, сопровождающем угрожающую ситуацию, человек может спастись благодаря мобилизованной аффектом силе или выносливости;
- регулирующая функция. Эта способность эмоций влиять на процессы познания заключает в себе «различные аспекты регулирующего влияния эмоций на накопление и актуализацию индивидуально опыта». Это, к примеру, так называемая функция «следообразования», благодаря которой эмоционально окрашенный (позитивно или негативно) опыт индивида закрепится в памяти. Это закрепление опыта позволяет при необходимости не только актуализировать этот опыт (вспомнить), но и получить эмоциональный упреждающий сигнал о возможном результате использования этого опыта. Эта возможность предвосхищения последствий облегчает человеку поиск путей выхода из проблемных ситуаций.
3. Функция активации. В эмоциональном состоянии происходит активация нервных центров, а значит и всего организма. Так, эмоции согласно «активационным» теориям обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы. Эта активация приводит к изменениям в состоянии внутренних органов и всего организма, означающим либо мобилизацию организма (активация органов действия, защитные процессы и т.д.) либо его демобилизацию (накопление энергии, настройка на внутренние процессы).
4. Экспрессивная функция. Эта функция осуществляется посредством мимики, пантомимики, голосовых реакций. Перечисленные сигналы оповещают окружающих об эмоциональном состоянии индивида, о его отношении к происходящему. Они играют значительную роль в коммуникативных процессах, являясь основой невербального общения. Испуг на лице может послужить предупреждением об опасности, выражение гнева служит предупреждением о последующих агрессивных действиях. Исследования экспрессивных проявлений эмоций убеждают в том, что большинство из них являются врождёнными, универсальными и не зависят от культуры, в которой вырос человек: гнев – сдвинутые брови, стиснутые челюсти, расширенные ноздри; презрение – прикрытые веки, отведённые глаза, отстранение тела; радость – широкая улыбка, прищуренные глаза и т.д. Однако в различных человеческих сообществах существуют свои, созданные культурой и усвоенные людьми в процессе социализации нормы экспрессивных проявлений. Обратимся к примеру из учебника Аткинсон Р.Л. и др.:
«Один психолог углубился
в китайские новеллы, чтобы определить,
как китайские писатели изображают
разные эмоции человека. Многие телесные
изменения, происходящие во время эмоции
(например, прилив крови к лицу, дрожь,
гусиная кожа), в китайской литературе
передают те же симптомы эмоций, что
и у западных писателей. Однако другие
телесные выражения в китайских
произведениях соответствуют
«Они вытянули наружу языки». (Они проявили признаки удивления.)
«Он хлопнул в ладоши».
(Он был рассержен или разочарован.
«Он почесал уши и щёки». (Он был счастлив.)
«Её глаза округлились и широко раскрылись». (Она сильно разозлилась)».
2.2 Виды эмоциональных состояний
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.
1.Чувственный тон –
это простейшая форма эмоций,
элементарное проявление
2.Собственно эмоции –
психическое отражение в форме
непосредственного