Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:47, реферат
В работе автор рассмотривает наиболее часто встречаемые эмоции, их психологические и физиологические основы, а так же их функции в жизни человека, связь с чувствами и мотивами.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1…………………………………………………………………….4
1.1 История исследования эмоций……………………………………....4
Глава 2……………………………………………………………………..8
2.1 Функции эмоций……………………………………………………..8
2.2 Виды эмоциональных состояний…………………………………..12
2.3 Характеристика отдельных эмоций………………………………..16
2.4 Эмоции и чувства……………………………………………………21
2.5 Эмоции и мотивы……………………………………………………24
2.6 Эмоциональность……………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы
Эмоции не только указывают
на важность и модальность явлений
действительности. Они поддерживают
установку на тот или иной функционально-энергетический
уровень жизнедеятельности: активный
или пассивный, спокойный или
тревожный и т.п. Выполняя любимую
работу, мы склонны трудиться с
полной отдачей. При отрицательном
эмоциональном отношении
Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией, эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, т.к. субъект на знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности.
А. Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж. Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признаю побуждающую функцию субъективных переживаний. Согласно Р. У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.
Полагая эмоцию в качестве компонента мотивации, Б. И. Додонов подчёркивает двойственность её психологической сущности: эмоции есть одновременно и оценка других ценностей, и ценности сами по себе. Как оценки эмоции направляют деятельность человека не те или иные объекты или отвращают от них. Как ценности они определяют склонность индивида к каким-то одним деятельностям и безразличие к другим. Эмоции играют роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими.
В работах В. К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности.
Мотивация открывается субъекту
в виде эмоциональных явлений, которые
сигнализируют ему о
Те процессы, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных оценок и побуждений, заслуживают отдельного внимания психологов – исследователей проблемы соотношения эмоций и мотивов.
2.6 Эмоциональность
В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях.
Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного.
Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легкоранимом.
В научной психологии понятие «эмоциональность» весьма продуктивно используется при рассмотрении индивидуальных различий эмоциональной жизни.
Эмоциональность трактуется
как совокупность свойств человека,
характеризующих содержание, качество
и динамику его эмоций и чувств.
Содержательные аспекты эмоциональности
определяются теми явлениями, ситуациями
и событиями, которые имеют особую
значимость для субъекта. Они связаны
со стержневыми параметрами
На вопрос о том, является ли эмоциональность врождённым или приобретённым свойством, нельзя ответить однозначно. Ещё И. П. Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от самого типа нервной системы и от тех влияний, которым подвергался индивид с момента рождения.
Замечено, что лица, перенесшие
тяжёлые заболевания, сильнее реагируют
на ситуации, вызывающие гнев и страх,
причём люди, имеющие несколько заболеваний,
реагируют ещё острее. В то же
время эмоциональные потрясения
имеют более или менее
Большинство психологов выражают
согласие с тем, что эмоциональность
следует рассматривать в
Остановимся на них.
Попытка расширить перечень
компонентов эмоциональности
Заключение
Эмоции и чувства представляют
собой отражение реальной действительности,
но только в форме переживания. При
этом понятия "эмоции" и "чувства"
обозначают различные психические
явления, которые, конечно, самым тесным
образом связаны между собой.
И в эмоциях и в чувствах
отражаются потребности человека, вернее,
то, как эти потребности
В эмоциональных переживаниях
отражается жизненная значимость действующих
на человека явлений и ситуаций.
Иначе говоря, эмоции — это отражение
в форме переживания жизненного
смысла, явлений и ситуаций. В
общем, можно сказать, что все
способствующее или облегчающее
удовлетворение потребностей факторы
вызывает положительные эмоциональные
переживания, и, наоборот, всё, что этому
препятствует, — отрицательные.
Важное отличие чувств от эмоций заключается
в том, что чувства обладают относительной
устойчивостью и постоянством, а эмоции
возникают в ответ на конкретную ситуацию.
Эмоции возникают как
Список литературы