Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 09:21, доклад
Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.
Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.
Изучением эмоций занимались такие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи и нейрофизиологи как Петр Кузьмич Анохин, Лев Семенович Выготский, Чарльз Дарвин, Уильям Джеймс, Кэролл Изард, Карл Георг Ланге, Алексей Николаевич Леонтьев, Конрад Лоренц, Александр Романович Лурия, Ариадна Ефимовна Ольшанникова, Герберт Спенсер, Константин Викторович Судаков, Поль Фресс и другие.
Функции эмоций
Чувства - сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и тому прочему.
Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Именно этот вид настроения называют самочувствием. На настроение влияют окружающая природа, события, выполняемая деятельность и люди. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность человека.
Эмоции в строгом значении
слова - это непосредственное, временное
переживание какого-либо чувства. С точки
зрения влияния на деятельность человека
эмоции делятся на стенические и астенические.
Аффектами называют кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно проявляющиеся в поведении человека и имеющие яркое внешнее выражение в его жестах, мимике, пантомимике, модуляциях голоса. В отличие от настроения аффект возникает внезапно, нарастает быстро и сравнительно быстро проходит. Аффекты появляются или в начале, или в конце соответствующей деятельности, отражая ожидания человека от предстоящей, значимой для него деятельности или ее ожидаемый конечный результат.
Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Современные психологи сходятся на точке зрения, согласно которой стресс на начальном этапе развития оказывает положительное влияние на человека, поскольку он способствует мобилизации психических сил и не вызывает физиологических изменений ( . Однако стресс постепенно преобразовывается в так называемый , а это состояние оказывает явное отрицательное воздействие на организм. Если защитные механизмы человека не могут справиться со стрессом, то в конечном итоге он получает психосоматическое или другое психическое отклонение.
Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда предметна. Страсть захватывает все мысли человека, часто ею нельзя управлять, а она сама начинает управлять им.
Фрустрация - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и так далее. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.
Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И. Еникеев).
Волевое поведение обусловлено внутренним планом действий, сознательным выбором цели и средств деятельности с учетом условий, необходимых для достижения планируемого результата, опережающим отражением действительности.
Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.
Каждое действие совершается для достижения определенной цели. - психический образ будущего результата действия или деятельности в целом. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий - характер и последовательность операций. Операция - структурная единица действия.
Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средств называется ориентировочной основой действия.
Каждая операция в структуре действия определяется условиями ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.
Умение - способность человека успешно выполнять определенные действия, деятельность с высоким качеством и хорошими количественными результатами. Навык - полностью автоматизированное движение или система движений (действий) человека, протекающих быстро, точно, без сознательного контроля со стороны человека и всегда (неизменно) приводящих к определенному, заранее известному результату. (Р.С. Немов) В навыке потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы. Сознательная регуляция деятельности проявляется в системе волевых психических состояний.
Диагностику эмоционально-волевой сферы можно проводить с помощью методики "Рисунок человека'', опросник "Признаки психического напряжения у детей'', методики исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеева, Детского апперцептивного теста (CAT), Цветового теста отношений (ЦТО), методики "Эмоциональные лица'', методики "Вежливость'', "Методики рисуночной фрустрации'' С. Розенцвейга.
Аффективные расстройства.
Изменения уровня чувственной сферы проявляются двумя группами расстройств: регрессом чувств и прогрессом чувств.
чувств наблюдается в форме исчезновения высших (предметных и мировоззренческих) чувств и преобладания низших (элементарных) чувств, вытекающих из органических потребностей.
Прогресс чувств характеризуется доминированием высших чувств, то есть чувств морального, эстетического удовлетворения, личного достоинства и других.
Изменения настроения обнаруживаются в виде повышенного (гипертимия) и пониженного (гипотимия) настроения. К разновидностям болезненного повышенного настроения относятся гипомания, мания, эйфория, мория, экстаз.
Гипомания, или гипоманиакальное настроение, характеризуется повышенной деятельностью, сочетающейся с разбросанностью в поступках, веселостью, повышенной общительностью, остроумием, предприимчивостью и уверенностью в себе.
Мания, или маниакальное настроение, проявляется триадой расстройств: повышением настроения, ускорением психической деятельности, увеличением темпа двигательной активности. В детском возрасте отмечаются смешанные, нерезко очерченные гипомании, проявляющиеся в повышенной веселости, чрезмерной подвижности с капризностью, непослушанием, дурашливостью, повышенной самооценкой, с фрагментарными идеями величия и признаками расторможенности влечений.
Эйфория. Благодушное, полное удовлетворенности и довольства, беззаботное настроение без оживления идеаторных процессов и стремления к деятельности, некритичное состояние, возникающее обычно на фоне более или менее выраженного интеллектуального дефекта.
Мория. Немотивированное повышенное настроение, сочетающееся с нелепостью и дурашливым поведением при наличии интеллектуального снижения.
Экстаз. Напряженное переживание блаженства, необычайного счастья, высшей степени восторга до исступленного восхищения, нередко с сужением сознания.
Болезненно пониженное настроение наблюдается
в форме депрессии, дисфории, тревоги,
страха. Характерными особенностями депрессии являют
Дисфория проявляется в виде напряженно-злобного или мрачно-недовольного подавленного настроения.
Тревога. Аффект напряженного переживания смутной, неопределенной, беспредметной опасности, катастрофы. Может сочетаться с недоверчивостью, настороженностью, внутренним беспокойством, нарушением целесообразной деятельности, суетливостью, беспорядочными метаниями, изменчивой мимикой, беспокойным взглядом, сбивчивой речью, учащенными сердцебиениями, прерывистым дыханием, холодным потом, бледностью, расширением глаз и зрачков, непроизвольным мочеиспусканием.
Страх можно определить как эмоциональное состояние, которое появляется в случае осознания человеком надвигающейся опасности. В конце раннего возраста (к 2-3 годам) появляются конкретные страхи: предметы, существа, явления. Примерно с трехлетнего возраста начинается период символических страхов. Например, страх темноты. Со страхом связано также и состояние тревоги, которое возникает в том случае, когда ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена.
К изменениям эмоциональной реактивности можно отнести патологический аффект, апатию и амбивалентность.
Возрастные особенности. Развитие аффективной сферы ребенка начинается еще до рождения. Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте - непосредственное эмоциональное общение с окружающими.
Важным новообразованием этого возраста является формирование у ребенка потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями.
Собственно улыбка возникает на лице младенца на первой неделе жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица. На 2-м и 3-м месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только на внешние раздражители. В этот же период ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Все это свидетельствует о появлении "комплекса оживления''.
Первичные эмпатические реакции ребенка на отрицательное состояние матери - тревогу, страх, огорчение - можно обнаружить в возрасте 2-3 месяцев. Они носят характер плача, двигательного возбуждения, отказа от пищи.
В связи с увеличением длительности бодрствования и дальнейшим развитием деятельности анализаторов у ребенка появляются условия для возникновенияположительных эмоций. Так, в процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Это способствует созданию у ребенка внутренних условий для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.
На втором году жизни, кроме положительных эмоциональных форм общения, могут возникать и отрицательные эмоциональные реакции. Находясь в состоянии недовольства чем-либо, ребенок не только кричит или плачет, но и топает ногами, дерется, а иногда и кусается. Ребенок способен испытывать такие эмоции, как радость, любовь, страх, обида и другие.
Начиная с четырехлетнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к 6 годам, при этом он лучше распознает отрицательные эмоции.
В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства. Например, ревность, гордость и самоуважение, себялюбие и эгоизм.