Эмоционально-волевая сфера обучающихся в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования
выявить психологические особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Объектом исследования
являются младшие школьники.
Предмет исследования
психологические особенности волевых качеств настойчивости, упорства, решительности, выдержки младших школьников и их формирование при взаимодействии с психологом и педагогом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...2
Глава I. Эмоционально-волевая сфера как условие развития младшего школьника в учебной деятельности
1.1. Понятие об эмоционально- волевой сфере в теории психологии
………………………………………................................................................................5
1.2. Структура волевого действия……………………………………………………...8
1.3. Влияние волевых качеств младшего школьника на успешность учебной деятельности…………………………………………………………………………...10

Глава II. Результаты исследования волевых качеств младших школьников
2.1. Организация и методы исследования……………………………………............15
2.2. Результаты изучения эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения
в начальной школе .………………………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………............28
Список литературы…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Марфутенко Е.И. Курсовая работа.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

       Таким образом, динамика волевой сферы отличается нарастающим характером и подъёмом к 4 классу, что даёт возможность учащимся к концу обучения в начальных классах дифференцировать и контролировать свои эмоциональные реакции и состояния

          Полученные результаты могут свидетельствовать о преобладании процессов интеграции волевой и мотивационной сфер на начальном этапе обучения, которая наиболее выражена в 1 классе. Последующая дифференциация сфер личности может приводить к неравномерности проявления волевого усилия, которая наблюдается во 2 и 3 классе.

Рис.1. Динамика волевого усилия при выполнении интеллектуальной и длительной монотонной работы     

         Динамика интереса к основным и дополнительным учебным предметам отличается неравномерностью на протяжении обучения (табл.1).

Таблица 1 - Динамика интереса к учебным предметам

 

Количество учащихся, %

Основные предметы

Дополнительные предметы

1 класс

54

44

2 класс

66

34

3 класс

42

58

4 класс

61

39


       Как  видно из табл. 1, на протяжении обучения наблюдается повышение значимости основных учебных дисциплин во 2 и 4 классе и снижение интереса к ним в 3 классе, что определяет возрастающую осознанность обучения, формирование устойчивого познавательного интереса к 4 классу, обеспечивающего более высокий уровень интеграции личности младшего школьника. Полученные результаты свидетельствуют о том, что на начальном этапе обучения интерес к учебным предметам связан с особенностями эмоциональной сферы, развитием произвольной регуляции поведения. В 3 классе интерес к основным и дополнительным предметам определяется изменениями в отношении к обучению, изменениями в системе ценностных ориентаций учащихся. В данном случае можно говорить о преобладании процессов дифференциации в личностном развитии учащихся. К концу обучения в начальной школе интерес к учебным предметам становится более осознанным: учащиеся отдают предпочтение основным предметам, знания по которым необходимы для успешного обучения в средней школе, что может свидетельствовать об интеграции личностных сфер младших школьников.

        Результаты исследования показывают, что личностное развитие младших школьников отличается неравномерностью динамики эмоциональной, мотивационной и волевой сфер на протяжении обучения в начальной школе. Наиболее существенные изменения наблюдаются в развитии мотивационной сферы, определяющей особенности интеграции эмоциональной и волевой сфер с 1 по 4 класс.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Целью  исследования было выявить психологические особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников. В курсовой работе подробно описано как формируются у младших школьников такие волевые качества, как настойчивость, упорство, решительность и выдержка и как они влияют на развитие его личности и влияют на успешную учебную деятельность. Различными методами исследования было установлено, что именно настойчивость, упорство, решительность и выдержка обусловливают успехи учащихся начальной школы. Эти качества могли быть сформированы различными средствами. Нами была показана возможность развития личности и учебной успешности в условиях инициаций, которые целесообразно использовать в качестве коррекции личности и ее проявлений. В исследовании было поставлено три задачи, среди которых связь развития волевых качеств и успешность в обучении младшего школьника, а также зависимость развития его личности и формирование волевых качеств в обучении были наиболее существенными. Эти задачи решались при помощи адекватных средств. На занятиях психогимнастикой дети обучались азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. В этом психогимнастика сближается с большой группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей и подростков. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

        В последние 10 — 15 лет разработано много методик, направленных на улучшение и коррекцию дружеских взаимоотношений детей и подростков — так называемый тренинг социальных навыков.

         В психогимнастике тоже придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.

          Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать — значит более или менее понять.

       Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., изживаются невротические проявления страхи, различного рода опасения, неуверенность.

          Таким образом, цель исследования, состоящая в выявлении психологических особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников достигнута. Гипотеза доказана, все задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
    2. Братчикова, Ю.В. Успешность младшего школьника в учении / Ю.В. Братчикова // Журнал практического психолога. - 2008. - № 2. - С. 8-14.
    3. Дьяченко, Т.М. Динамика интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного и подросткового возраста (лонгитюдное исследование) : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Дьяченко Татьяна Михайловна. - СПб., 2005. - 225 с.
    4. Захарова, Е.А. Формирование личности младшего школьника в процессе обучения / Е.А. Захарова // Традиционные и новые аспекты исследований в науке и образовании : сб. материалов VIII межрегион. пед. чтений. - Каргополь, 2007. - С. 99-103.
    5. Зимина, Е. С. Психологические условия формирования личностной саморегуляции младших школьников : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Зимина Елена Сергеевна ; [Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т]. - Армавир, 2007. - 171 с.
    6. Матющенко, Л.М. Познавательный интерес как психолого-педагогическая основа саморазвития личности младшего школьника / Л. М. Матющенко // Психолого-педагогические проблемы образования. - Кемерово, 1998. - С. 44-52.
    7. Степанова, Н.А. Динамика личностного развития младших школьников / Н.А. Степанова // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2010. - № 2. - С. 89-93.
    8. Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и школа. - 2004. - № 2. - С. 103107.
    9. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации / Н.И. Чуприкова. - СПб. : Питер, 2007. - 448 с.
    10. Цукерман, Г.А. Две фазы младшего школьного возраста / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 2. - С. 66-67.
    11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Рубинштейн С. Л. Питер, 2008. – 713 с.
    12. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М.: Чистякова М. И. Просвещение, 1990. – 128 с.: ил. – ISBN 5-09-002823-0
    13. Немов Р. С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. -4-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-Кн.2: Немов Р. С.  Психология образования. – С. 608
    14. Алябьева Е.  А.  Психогимнастика.  Методические материалы в помощь

               психологам и педагогам. Алябьева Е.  А.  – М. ТЦ сфера, 2003. С. 88

    1. Чистякова М.И. Издательство: Чистякова М.И. Просвещение, Владос , 1995.
    2. Белопольская Н.А. и др. Азбука настроения. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра. Белопольская Н.А. М., 2002.
    3. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? – Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. М.: Просвещение, 2009.
    4. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Ярославль: Академия развития, 2004.
    5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Минаева В.М. – М.: АРКТИ, 2008.
    6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – Панфилова М.А. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
    7. Психология эмоций. Тексты Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, – М.:, 2008.
    8. Родари Дж. Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй). Родари Дж. – М.: Прогресс, 1990.
    9. Страхи – это серьезно. – М.: Издательский дом “Искатель.” – 1997.
    10. Стрелкова Л.П. Уроки сказки.– 2-е изд., Стрелкова Л.П. – М.:Педагогика, 1990.
    11. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ составитель Дубровская О.Ф. М, "Фолиум", 1995 или Цветовой психодиагностический тест М. Люшера, С.-Птб, Иматон, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей

Игра «Угадай  настроение»

Детям даётся набор пиктограмм с видами настроения (весёлое, грустное. Сердитое, доброе, счастливое  и т.п.)

После определения «настроения» каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. Один ребёнок берёт пиктограмму, и не показывает её другому, называет  настроение, которое на нём изображено. Второй  должен найти пиктограмму, задуманную партнёром. После этого дети сравнивают две выбранные картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

«Потопать ногами»

Воспитатель должен объяснить  детям: чтобы избавиться от злости. Необходимы физические упражнения. Это  даёт выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека.

«Надуть шарик  злостью»

Всю обиду и гнев можно  поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить,  как  этот шарик исчезает в голубом  небе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Цветовой тест Люшера ( Для детей 8-14 лет)

Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.

Инструкция: "Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами - одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе". Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. "Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся". Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. "Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет".

Все выборы испытуемого  записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: "Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет".

Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы:

"+" - наиболее приятные  цвета;

"х" - приятные цвета;

"=" - безразличные  цвета;

" " - неприятные, отвергаемые цвета.

Далее результаты соотносятся с интерпретационными таблицами для качественного анализа [25].

Оценка результатов.

4 балла - в начале  ряда синий, желтый, фиолетовый  цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное  эмоциональное состояние.

3 балла - допускаются  красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла - смещение черного  в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.

1 балл - черный и серый  в начале ряда; ребенок отказывается  от выполнения. Ребенок находится  в кризисном состоянии, требуется  помощь специалистов (психолога,  психотерапевта)

Достоинства данного  теста:

1. скорость проведения (15-25 минут);

2. широкий диапазон  применения (от 6 лет и до бесконечности);

Информация о работе Эмоционально-волевая сфера обучающихся в учебном процессе