Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа
Цель исследования
выявить психологические особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Объектом исследования
являются младшие школьники.
Предмет исследования
психологические особенности волевых качеств настойчивости, упорства, решительности, выдержки младших школьников и их формирование при взаимодействии с психологом и педагогом.
Введение………………………………………………………………………………...2
Глава I. Эмоционально-волевая сфера как условие развития младшего школьника в учебной деятельности
1.1. Понятие об эмоционально- волевой сфере в теории психологии
………………………………………................................................................................5
1.2. Структура волевого действия……………………………………………………...8
1.3. Влияние волевых качеств младшего школьника на успешность учебной деятельности…………………………………………………………………………...10
Глава II. Результаты исследования волевых качеств младших школьников
2.1. Организация и методы исследования……………………………………............15
2.2. Результаты изучения эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения
в начальной школе .………………………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………............28
Список литературы…………………………………………………………………..30
Таким образом, динамика волевой сферы отличается нарастающим характером и подъёмом к 4 классу, что даёт возможность учащимся к концу обучения в начальных классах дифференцировать и контролировать свои эмоциональные реакции и состояния
Полученные результаты могут свидетельствовать о преобладании процессов интеграции волевой и мотивационной сфер на начальном этапе обучения, которая наиболее выражена в 1 классе. Последующая дифференциация сфер личности может приводить к неравномерности проявления волевого усилия, которая наблюдается во 2 и 3 классе.
Рис.1. Динамика волевого усилия при выполнении интеллектуальной и длительной монотонной работы
Динамика интереса к основным и дополнительным учебным предметам отличается неравномерностью на протяжении обучения (табл.1).
Таблица 1 - Динамика интереса к учебным предметам
Количество учащихся, % | ||
Основные предметы |
Дополнительные предметы | |
1 класс |
54 |
44 |
2 класс |
66 |
34 |
3 класс |
42 |
58 |
4 класс |
61 |
39 |
Как видно из табл. 1, на протяжении обучения наблюдается повышение значимости основных учебных дисциплин во 2 и 4 классе и снижение интереса к ним в 3 классе, что определяет возрастающую осознанность обучения, формирование устойчивого познавательного интереса к 4 классу, обеспечивающего более высокий уровень интеграции личности младшего школьника. Полученные результаты свидетельствуют о том, что на начальном этапе обучения интерес к учебным предметам связан с особенностями эмоциональной сферы, развитием произвольной регуляции поведения. В 3 классе интерес к основным и дополнительным предметам определяется изменениями в отношении к обучению, изменениями в системе ценностных ориентаций учащихся. В данном случае можно говорить о преобладании процессов дифференциации в личностном развитии учащихся. К концу обучения в начальной школе интерес к учебным предметам становится более осознанным: учащиеся отдают предпочтение основным предметам, знания по которым необходимы для успешного обучения в средней школе, что может свидетельствовать об интеграции личностных сфер младших школьников.
Результаты исследования показывают, что личностное развитие младших школьников отличается неравномерностью динамики эмоциональной, мотивационной и волевой сфер на протяжении обучения в начальной школе. Наиболее существенные изменения наблюдаются в развитии мотивационной сферы, определяющей особенности интеграции эмоциональной и волевой сфер с 1 по 4 класс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью
исследования было выявить
В последние 10 — 15 лет разработано много методик, направленных на улучшение и коррекцию дружеских взаимоотношений детей и подростков — так называемый тренинг социальных навыков.
В психогимнастике тоже придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.
Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать — значит более или менее понять.
Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., изживаются невротические проявления страхи, различного рода опасения, неуверенность.
Таким образом, цель исследования, состоящая в выявлении психологических особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников достигнута. Гипотеза доказана, все задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
психологам и педагогам. Алябьева Е. А. – М. ТЦ сфера, 2003. С. 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Игры на развитие
эмоционально-волевой сферы
Игра «Угадай настроение»
Детям даётся набор пиктограмм с видами настроения (весёлое, грустное. Сердитое, доброе, счастливое и т.п.)
После определения «настроения» каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. Один ребёнок берёт пиктограмму, и не показывает её другому, называет настроение, которое на нём изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнёром. После этого дети сравнивают две выбранные картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
«Потопать ногами»
Воспитатель должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости. Необходимы физические упражнения. Это даёт выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека.
«Надуть шарик злостью»
Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
Приложение 2
Цветовой тест Люшера ( Для детей 8-14 лет)
Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.
Инструкция: "Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами - одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе". Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. "Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся". Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. "Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет".
Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: "Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет".
Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы:
"+" - наиболее приятные цвета;
"х" - приятные цвета;
"=" - безразличные цвета;
" " - неприятные, отвергаемые цвета.
Далее результаты соотносятся с интерпретационными таблицами для качественного анализа [25].
Оценка результатов.
4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.
1 балл - черный и серый
в начале ряда; ребенок отказывается
от выполнения. Ребенок находится
в кризисном состоянии,
Достоинства данного теста:
1. скорость проведения (15-25 минут);
2. широкий диапазон применения (от 6 лет и до бесконечности);
Информация о работе Эмоционально-волевая сфера обучающихся в учебном процессе