Эмоционально-волевая сфера обучающихся в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования
выявить психологические особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Объектом исследования
являются младшие школьники.
Предмет исследования
психологические особенности волевых качеств настойчивости, упорства, решительности, выдержки младших школьников и их формирование при взаимодействии с психологом и педагогом.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...2
Глава I. Эмоционально-волевая сфера как условие развития младшего школьника в учебной деятельности
1.1. Понятие об эмоционально- волевой сфере в теории психологии
………………………………………................................................................................5
1.2. Структура волевого действия……………………………………………………...8
1.3. Влияние волевых качеств младшего школьника на успешность учебной деятельности…………………………………………………………………………...10

Глава II. Результаты исследования волевых качеств младших школьников
2.1. Организация и методы исследования……………………………………............15
2.2. Результаты изучения эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения
в начальной школе .………………………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………............28
Список литературы…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Марфутенко Е.И. Курсовая работа.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Зарегистрировано__________________

                                                                   _________________________________

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ  СФЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ 

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

 

Курсовая работа

студентки заочного отделения 3 курса группы 411151

Марфутенко Елены Ивановны

 

 

 

 

 

 

                                                                 Научный руководитель:

кандидат психологических  наук

                                    доцент

                                                Петрова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАРЫЙ ОСКОЛ - 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………...2

Глава I. Эмоционально-волевая сфера как условие развития младшего школьника в учебной деятельности

1.1. Понятие об эмоционально- волевой сфере в теории психологии

………………………………………................................................................................5

1.2. Структура волевого действия……………………………………………………...8

1.3. Влияние волевых качеств младшего школьника на успешность учебной деятельности…………………………………………………………………………...10

 

Глава II. Результаты исследования волевых качеств младших школьников

2.1. Организация и методы исследования……………………………………............15

2.2. Результаты изучения эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения

в начальной школе .………………………………………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………............28 
Список литературы…………………………………………………………………..30

Приложения…………………………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Возросший последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что выяснение закономерностей эмоционально-волевого развития может значительно углубить и понимание механизмов развития интеллекта личности в целом. Основной формой существования личности является ее развитие,  которое предполагает внутренние изменения в психике, сознании, мышлении, ценностях, потребностях, мотивах и т.д. Начальная школа наряду с когнитивной стороной развития должна ориентироваться и на формирование у ребенка ценностной ориентации,  развитие его эмоционально-волевой сферы,  выработку аффективных стереотипов,  на основе которых осуществляется поведение человека.  Реализация этой задачи потребует внести существенные коррективы в содержание начального образования,  методы и средства обучения, которые должны быть адекватными цели формирования личности школьника в

целом: его интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер[11].

       Важнейшим аспектом формирования личности ученые считают развитие

эмоционально-волевой  сферы, выполняющей функцию регуляции  жизнедеятельности. Изучением этой проблемы занимались многие психологи и педагоги:  А.  Е. Ольшанникова, В. И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, В. В. Ветрова, Л. И. Божович и др [13].

    Актуальность проблемы состоит в том,  что при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности,  повышенная отвлекаемость,  импульсивность, гиперактивность.  Не случайно учителя-практики отмечают возрастание отклонений аффективного развития современного ребенка.  Работа учителя в последние годы осложняется тем,  что появляется все больше и больше детей,  склонных к ссорам и агрессии,  избегающих своих сверстников,  замкнутых,  и т.д. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обедненная эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.

Поэтому своевременное  проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения младших школьников. Для этого важно необходимость изучения и использование средства психогимнастики в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.  Использовать различные этюды,  игры,  упражнения, психомышечные тренировки, которые повлияют на эмоциональные и волевые качества младших школьников. Общей задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. К сожалению,  на современном этапе мало изучено и остаётся нерешенным ряд вопросов по формированию эмоционально-волевой сферы младших школьников средствами психогимнастики. Его места и роли в системе начального обучения, влияния на познавательную деятельность младших школьников.  Значительный вклад по психогимнастике внесли такие психологи - практики как: М. И. Чистякова, Г. Юнова, Е. А. Алябьева и другие[12,14].

Цель исследования

выявить психологические  особенности эмоционально-волевой  сферы младших школьников.

Объектом исследования

являются младшие школьники.

Предмет исследования

психологические особенности волевых качеств настойчивости, упорства, решительности, выдержки младших школьников и их формирование при взаимодействии с психологом и педагогом.

Гипотеза исследования.

Эмоционально-волевая  сфера влияет на успешную учебную деятельность и развитие младшего школьника.

 

Задачи исследования:

- проанализировать связь уровня развития эмоционально-волевых качеств младшего школьника и его успешность в обучении;

- выявить зависимость развития личности учащегося и формирования его волевых качеств в обучении;

- раскрыть психологические возможности в формировании волевых качеств младшего школьника, его развитии и учебной успешности.

Методы  исследования:

  • теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  • эксперимент;
  • методы обработки данных: качественный и количественный анализ.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 25 источников, приложения. В тексте курсовой работы содержится  1 таблица  и  1 рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие  об эмоционально-волевой сфере в теории психологии

      Эмоции и чувства играют огромную роль в жизни человека, выполняя очень важные функции:

1) выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия. Голод, жажда, боль заставляют живые организмы заранее позаботиться о восполнении питательных веществ, пока они еще не исчерпаны полностью. Это сигнальная (информативная) функция;

2) организуют и направляют поведение, переключают физиологическую активность живого существа на «аварийный» режим, так называемую алертность – состояние боевой готовности. Но постоянно находиться в состоянии алертности организм не может, так как это связано с большими энергетическими затратами.

Это регулятивная функция;

3) являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении себе подобными. Даже высшие животные по выражению лица человека, интонации голоса способны понимать его состояние. Это коммуникативная функция.

     Термин «воля» отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Понятие воли было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний. Воля проявляется в умении заставить себя делать то, что необходимо, подавить желания и влечения, которые этому препятствуют. Другими словами, воля – это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения. Человек с сильной волей умеет добиваться поставленной цели и доводить дело до конца. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего силы человека.

Чаще всего в жизни человека воля проявляется в следующих  типичных ситуациях, когда:

• необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, установками, несовместимыми друг с другом;

• несмотря ни на что надо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

• следует воздержаться от исполнения принятого решения в силу изменившихся обстоятельств.

     Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями. Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Могучим двигателем воли являются чувства. Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, потому что воля предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними. Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия. Прежде чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти оптимальные пути, обдумать замысел действия и составить его план.

      Идеалисты считали волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждали, что воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции, что воля никому и ничему не подчинена. По их мнению, человек в любом случае может поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем, потому что он свободен в своих действиях.

         Материалисты утверждают  детерминированность волевых действий. Волевая регуляция поведения и действий человека формируется и развивается под контролем со стороны общества, а затем самоконтроля личности и связана, прежде всего, с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.

            Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния – активность, собранность, готовность к деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура  волевого действия.

   Воля обнаруживает себя в умении совершать действия или сдерживать их, внешние или внутренние препятствия, в формировании дополнительных мотивов-стимулов к слабомотивированной деятельности. 
Волевое действие школьника развивается в том случае, если:

  1. цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность;
  2. эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;
  3. деятельность, которую ребенок должен осуществлять, является соразмерной его возможностям по уровню сложности — это обеспечивает переживание успеха. От выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные задания не способствуют развитию воли, а, наоборот, вызывают либо негативные переживания, либо безразличие, так как деятельность не требует приложения усилий;
  4. ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности видеть этапы достижения цели;
  5. внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.

     Волевое поведение в I классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко II—III классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. Однако его все равно еще рано именовать волевым субъектом, так как, во-первых, он обладает большой внушаемостью и может совершить какой-либо поступок просто "как все" или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет. Во-вторых, в этом возрасте еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении, и иногда ребенок не может устоять перед удовлетворением какого-либо своего желания. Однако именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах. Учебная деятельность, которую осваивает ребенок, обладает для этого большими ресурсами. Способствует этому и общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

Информация о работе Эмоционально-волевая сфера обучающихся в учебном процессе