Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа
Цель исследования
выявить психологические особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Объектом исследования
являются младшие школьники.
Предмет исследования
психологические особенности волевых качеств настойчивости, упорства, решительности, выдержки младших школьников и их формирование при взаимодействии с психологом и педагогом.
Введение………………………………………………………………………………...2
Глава I. Эмоционально-волевая сфера как условие развития младшего школьника в учебной деятельности
1.1. Понятие об эмоционально- волевой сфере в теории психологии
………………………………………................................................................................5
1.2. Структура волевого действия……………………………………………………...8
1.3. Влияние волевых качеств младшего школьника на успешность учебной деятельности…………………………………………………………………………...10
Глава II. Результаты исследования волевых качеств младших школьников
2.1. Организация и методы исследования……………………………………............15
2.2. Результаты изучения эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения
в начальной школе .………………………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………............28
Список литературы…………………………………………………………………..30
Зарегистрировано______________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
(НИУ «БелГУ»)
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Курсовая работа
студентки заочного отделения 3 курса группы 411151
Марфутенко Елены Ивановны
кандидат психологических наук
Петрова И.В.
СТАРЫЙ ОСКОЛ - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Эмоционально-волевая сфера как условие развития младшего школьника в учебной деятельности
1.1. Понятие об эмоционально- волевой сфере в теории психологии
………………………………………...............
1.2. Структура волевого действия………
1.3. Влияние волевых качеств младшего школьника на успешность
учебной деятельности………………………………………………
Глава II. Результаты исследования волевых качеств младших школьников
2.1. Организация и методы
2.2. Результаты изучения эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения
в начальной школе .……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Возросший последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что выяснение закономерностей эмоционально-волевого развития может значительно углубить и понимание механизмов развития интеллекта личности в целом. Основной формой существования личности является ее развитие, которое предполагает внутренние изменения в психике, сознании, мышлении, ценностях, потребностях, мотивах и т.д. Начальная школа наряду с когнитивной стороной развития должна ориентироваться и на формирование у ребенка ценностной ориентации, развитие его эмоционально-волевой сферы, выработку аффективных стереотипов, на основе которых осуществляется поведение человека. Реализация этой задачи потребует внести существенные коррективы в содержание начального образования, методы и средства обучения, которые должны быть адекватными цели формирования личности школьника в
целом: его интеллектуальной,
волевой и эмоциональной сфер[1
Важнейшим аспектом формирования личности ученые считают развитие
эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Изучением этой проблемы занимались многие психологи и педагоги: А. Е. Ольшанникова, В. И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, В. В. Ветрова, Л. И. Божович и др [13].
Актуальность проблемы состоит в том, что при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Не случайно учителя-практики отмечают возрастание отклонений аффективного развития современного ребенка. Работа учителя в последние годы осложняется тем, что появляется все больше и больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т.д. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обедненная эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.
Поэтому своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения младших школьников. Для этого важно необходимость изучения и использование средства психогимнастики в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Использовать различные этюды, игры, упражнения, психомышечные тренировки, которые повлияют на эмоциональные и волевые качества младших школьников. Общей задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. К сожалению, на современном этапе мало изучено и остаётся нерешенным ряд вопросов по формированию эмоционально-волевой сферы младших школьников средствами психогимнастики. Его места и роли в системе начального обучения, влияния на познавательную деятельность младших школьников. Значительный вклад по психогимнастике внесли такие психологи - практики как: М. И. Чистякова, Г. Юнова, Е. А. Алябьева и другие[12,14].
Цель исследования
выявить психологические
особенности эмоционально-
Объектом исследования
являются младшие школьники.
Предмет исследования
психологические особенности волевых качеств настойчивости, упорства, решительности, выдержки младших школьников и их формирование при взаимодействии с психологом и педагогом.
Гипотеза исследования.
Эмоционально-волевая сфера влияет на успешную учебную деятельность и развитие младшего школьника.
Задачи исследования:
- проанализировать связь уровня развития эмоционально-волевых качеств младшего школьника и его успешность в обучении;
- выявить зависимость развития личности учащегося и формирования его волевых качеств в обучении;
- раскрыть психологические возможности в формировании волевых качеств младшего школьника, его развитии и учебной успешности.
Методы исследования:
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 25 источников, приложения. В тексте курсовой работы содержится 1 таблица и 1 рисунок.
I. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие об эмоционально-волевой сфере в теории психологии
Эмоции и чувства играют огромную роль в жизни человека, выполняя очень важные функции:
1) выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия. Голод, жажда, боль заставляют живые организмы заранее позаботиться о восполнении питательных веществ, пока они еще не исчерпаны полностью. Это сигнальная (информативная) функция;
2) организуют и направляют поведение, переключают физиологическую активность живого существа на «аварийный» режим, так называемую алертность – состояние боевой готовности. Но постоянно находиться в состоянии алертности организм не может, так как это связано с большими энергетическими затратами.
Это регулятивная функция;
3) являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении себе подобными. Даже высшие животные по выражению лица человека, интонации голоса способны понимать его состояние. Это коммуникативная функция.
Термин «воля» отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Понятие воли было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний. Воля проявляется в умении заставить себя делать то, что необходимо, подавить желания и влечения, которые этому препятствуют. Другими словами, воля – это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения. Человек с сильной волей умеет добиваться поставленной цели и доводить дело до конца. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего силы человека.
Чаще всего в жизни человека воля проявляется в следующих типичных ситуациях, когда:
• необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, установками, несовместимыми друг с другом;
• несмотря ни на что надо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;
• следует воздержаться от исполнения принятого решения в силу изменившихся обстоятельств.
Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями. Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Могучим двигателем воли являются чувства. Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, потому что воля предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними. Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия. Прежде чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти оптимальные пути, обдумать замысел действия и составить его план.
Идеалисты считали волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждали, что воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции, что воля никому и ничему не подчинена. По их мнению, человек в любом случае может поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем, потому что он свободен в своих действиях.
Материалисты утверждают детерминированность волевых действий. Волевая регуляция поведения и действий человека формируется и развивается под контролем со стороны общества, а затем самоконтроля личности и связана, прежде всего, с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния – активность, собранность, готовность к деятельности.
1.2. Структура волевого действия.
Воля обнаруживает себя в умении совершать
действия или сдерживать их, внешние или
внутренние препятствия, в формировании
дополнительных мотивов-стимулов к слабомотивированной
деятельности.
Волевое действие школьника развивается
в том случае, если:
Волевое поведение в I классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко II—III классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. Однако его все равно еще рано именовать волевым субъектом, так как, во-первых, он обладает большой внушаемостью и может совершить какой-либо поступок просто "как все" или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет. Во-вторых, в этом возрасте еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении, и иногда ребенок не может устоять перед удовлетворением какого-либо своего желания. Однако именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах. Учебная деятельность, которую осваивает ребенок, обладает для этого большими ресурсами. Способствует этому и общение ребенка со сверстниками и взрослыми.
Информация о работе Эмоционально-волевая сфера обучающихся в учебном процессе