Эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие эмоциональной сферы и ее динамику у детей, воспитывающихся в детских домах.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах.
Предмет исследования: развитие и коррекция эмоциональной сферы.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы и ее коррекция будет результативной, если:
1) выявить зависимость проявления эмоциональной сферы от условий воспитания детей в детских домах;
2) формировать у детей положительные межличностные эмоциональные отношения;

Файлы: 1 файл

1.1.docx

— 101.89 Кб (Скачать)

По желанию детей можно включить в занятия элементы краткого двигательного «пересказа» всей сказки в конце занятия или предыдущей сказки – в начале занятия. Также дети могут «рассказывать» любые понравившиеся им сказки другим детям или психологу.

Тематический план программы «Сказочная шкатулка»

Первый цикл

Занятие 1

«Два брата»

Занятие 2

«Злая фея»

Занятие 3

«Дедушка и внучка (внучек)»

Занятие 4

«Охотники»

Занятие 5

«Белка и орехи»

Второй цикл

Занятие 6

«Рыбаки»

Занятие 7

«В лесу»

Занятие 8

«На реке»

Занятие 9

«Как быть»

Третий цикл

Занятие 10

«Прими решение»


 
Продолжительность всех занятий не должна превышать 30 мин. Всего было проведено 10 занятий (1-2 раза в неделю).

Тематический план программы смотрите в ПРИЛОЖЕНИЕ В.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.
  2. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. - М.: МГУ, 1987.
  3. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.
  4. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. / Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С. Мерлина). - Пермь, 1967, с.34 - 46.
  5. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М.: Педагогика, 1986.
  6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990г.
  7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 2, с.72-79.
  8. Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 г.
  9. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. Л.:1989.
  10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.:1976.
  11. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.
  12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: 1990.
  13. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 184. - С. 49-50.
  14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.
  15. Выготский Л.С. Психология развития человека. -- М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005
  16. Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983, с. 68-85.
  17. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985.
  18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:ЧеРо, 1998.
  19. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: 1987.
  20. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.)
  21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Изд-во: М., Директ-Медиа, 2008г.
  22. Израд К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.
  23. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: 1983.
  24. Коменский, Я.А. Материнская школа, «Учпедгиз», Москва, 1947г.
  25. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996.
  26. Ладанов И.Д. Управление стрессом. М.: 1989.
  27. Лангмейер Й, Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте, Прага 1984г.
  28. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.
  29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1982
  30. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1991.
  31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959.
  32. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Изд-во Питер, 2009г.
  33. Лисина М.И., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. и др. "Психическое развитие воспитанников детского дома",
  34. Лисина М.И. Потребность в общении//Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986
  35. Лучшие психологические тесты. / Под ред. А.Ф.Кудряшова.- Петрозаводск,1992, с.62-67.
  36. Макаренко Ю.А. Системная организация эмоционального поведения. М.: 1980.
  37. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Изд-во: Академия, 2009г.
  38. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  39. Немов Р.С. Психология.М., М.:ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004.
  40. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Юрайт, 2004.
  41. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988, с.246-262.
  42. Общая психология/ Под ред. А.В.Карпова. М.:Гардарики, 2002.
  43. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. М.:, 2005.
  44. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.//2007г.
  45. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология /Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1991.
  46. Раттер М. Помощь трудным детям; Изд-во: М.: Прогресс, 1987 г.;
  47. Семейное воспитание. Словарь, М., 1972г.
  48. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М., 1981. (Что такое эмоция: 10-39.)
  49. Смирнова Е.О. Родители и дети: Психология взаимоотношений. 2003г.
  50. Тигранян Р.А. Стресс и его значением для организма. М., 1988.
  51. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: 1984.
  52. Эльконин, Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  53. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.
  54. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. M., 1995г.
  55. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. -- СПб.: Летний сад, 2000г.
  56. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.: АПН, 1961.
  57. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 64— 72.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей экспериментальной группы.

Ф. И. ребенка

Возраст

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Результаты полученные в ходе исследования по методики «методика цветовых порогов» (Э.Т. Дорофеева)

Ф. И. ребенка

Отрицательный эмоциональный уровень

Оптимальный уровень состояния эмоциональной системы

       
       
       
       
       

 

 

Результаты полученные в ходе исследования по методики «Цветик-восьмицветик»

Ф. И. ребенка

Образ

 «мама»

Образ «воспитатель»

Образ

«Друг»

         
         
         
         
         

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Первый цикл

«Два брата»

Детям предлагается следующий сюжет: «Жили были два брата – Бом и Минь. Бом был сильный, смелый и никогда не унывал (психолог показывает смелого, веселого; просит ребенка повторить), а Минь всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (психолог показывает боязливого, плаксивого брата; просит ребенка повторить).

Братья очень дружили и всегда были вместе (психолог берет ребенка за руку и показывает, как дружили Бом и Минь).

Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (психолог показывает злого дракона, «летает» по комнате; просит ребенка повторить).

Тогда Бом решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал (психолог показывает, как Бом простился со всеми и поскакал на коне; просит ребенка повторить).

Минь хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (психолог показывает, как Минь боялся; просит ребенка повторить).

Прошло много времени, и от Бома не было никаких известий. Тогда родители послали Миня выручать брата и прогонять дракона. Минь долго плакал, но делать нечего – собрался он, сел на коня и отправился в путь (психолог показывает, как Минь поплакал, сел на коня и медленно поехал; просит ребенка повторить).

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

Приехал Минь к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Бома в камень (психолог изображает камень; просит ребенка повторить).

Испугался Минь, хотел уже убежать (психолог показывает, как Минь испугался; просит ребенка повторить), но тут появился Добрый волшебник...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Что произошло дальше?

– Что сделал Минь?

«Злая фея»

Детям предлагается продолжение сюжета о двух братьях.

«Жили себе Бом и Минь и бед не знали (психолог берет ребенка за руку и показывает, как братья веселились, играли).

Как вдруг в их стране появилась злая фея (психолог изображает злую фею, просит ребенка повторить). Она заманила обманом принцессу и заточила у себя в замке. Бом и Минь сели на своих коней и отправились выручать принцессу (психолог показывает, как братья садятся на коней и скачут на выручку принцессе; просит ребенка повторить).

Приехали они к замку, как вдруг на них набросилась злая-презлая огромная собака, которая охраняла замок (психолог изображает злую собаку, просит ребенка повторить). Минь очень испугался (психолог показывает, как испугался Минь; просит ребенка повторить), но тут опять появился Добрый волшебник...»

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Что произошло дальше?

– Что сделал Бом?

– Что сделал Минь?

«Дедушка и внучка (внучек)»

Детям предлагается следующий сюжет: «В одной деревне жили-были дедушка и внучек. Очень им было хорошо вместе. Они часто играли, читали книжки, и очень им весело жилось (психолог берет ребенка за руку, показывает, как дедушка и внучек веселились, играли, просит повторить).

Но вот однажды на лугу они играли в догонялки и дедушка провалился в глубокую яму (психолог изображает, как дедушка с внучком играли и дедушка провалился в яму; просит ребенка повторить). Внучек звал-звал дедушку, но тот не отзывался. Внучек очень испугался и долго плакал на краю ямы (психолог изображает, как испугался и плакал внучек; просит ребенка повторить).

Но делать нечего – решил внучек вытащить дедушку. Прыгнул он в яму и попал в сказочный лес (психолог показывает, как внучек прыгнул в яму и удивился сказочному лесу; просит ребенка повторить).

Идет внучек по лесу, зовет дедушку и вдруг видит – сидит на пеньке зайчик (психолог изображает зайчика; просит ребенка повторить). Испугался внучек, а зайчик ему говорит: „Здравствуй, мальчик. Дай мне конфетку”. Сначала внучку было жалко конфетку (психолог показывает, как внучку было жалко отдавать конфету; просит ребенка повторить), но потом он все-таки отдал ее (психолог показывает, как внучек отдает

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

конфету; просит ребенка повторить), а зайчик и говорит: „Я вижу, ты не жадный мальчик. Спасибо тебе за конфетку. Я знаю, что твой дедушка у Хозяина земли”. Сказал зайчик все это и исчез. Пошел внучек искать Хозяина земли. Долго он шел (психолог показывает, как внучек идет; просит ребенка повторить).

Уже ноги у него стали болеть (психолог показывает, как внучек идет, хромая; просит ребенка повторить), но он все искал дворец Хозяина земли, чтобы спасти дедушку. И вдруг лес расступился, и на поляне увидел внучек красивый замок. Пошел он к этому замку, как вдруг выскочили злые человечки (психолог изображает злых человечков; просит ребенка повторить).

Хотел внучек убежать, но тут появился зайчик и говорит: „Вот тебе волшебный шарик. Он поможет тебе добраться до дворца, но во дворце он исчезнет”. Сказал это и убежал...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Что произошло дальше?

– Как внучек победил злых человечков?

Затем следует продолжение сказки:

«Пришел внучек во дворец (психолог показывает, как оглядывается внучек, удивляется; просит ребенка повторить).

И только он переступил через порог, как шарик исчез. Опечалился внучек, но делать нечего, пошел он искать дедушку (психолог изображает, как внучек опечалился; просит ребенка повторить).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

Долго бродил он по огромному дворцу и наконец пришел в большой зал, а там сидит на троне Хозяин земли...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Что произошло дальше?

– Что сделал внучек?

«Охотники»

Детям предлагается такой сюжет:

«Жили на свете два охотника. Они очень много путешествовали. Были они и на Севере, где много снега и где живут белые медведи (психолог изображает медведя; просит ребенка повторить).

Были охотники и в Австралии, где растут пальмы (психолог изображает пальму; просит ребенка повторить) и живут кенгуру (психолог изображает кенгуру; просит ребенка повторить).

И вот однажды приехали они в Африку. Очень понравились охотникам в Африке звери. Там были и большие львы (показывает льва; просит ребенка повторить), и высокие жирафы (показывает жирафа; просит ребенка повторить), и смешные мартышки (психолог изображает мартышку; просит ребенка повторить).

Бросили охотники свои ружья и не стали стрелять в таких красивых животных. Долго они ходили по Африке и разглядывали зверей, как вдруг увидели дикарей-людоедов и очень испугались (психолог показывает, как охотники испугались; просит ребенка повторить).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

Хотели охотники убежать, но не успели – дикари тоже заметили их и захватили в плен. Привели дикари охотников к своему вождю (психолог изображает злого вождя; просит ребенка повторить).

А вождь приказал съесть охотников на рассвете, если за них никто не заступится...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Что произошло дальше?

Ребенку предлагается заступник – Бог Солнца.

– Что приказал Бог Солнца?

«...Вождь согласился отпустить только одного охотника, и Богу Солнца ничего не оставалось, как согласиться и уйти. Тогда вождь спросил, есть ли кто-нибудь, кто заступится за второго охотника...»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

– Что произошло дальше?

– Какие слова вождю сказал бы ты?

Второй цикл

«Белки и орехи»

Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

«Жили-были в одном лесу белочки с большими пушистыми хвостами, маленькими лапками и смешными мордочками. И такие они были веселые, быстрые. А еще в этом лесу жили маленькие гномы. Однажды белки набрали много орехов, чтобы запастись ими на зиму. Белки очень долго работали. Перекидывали орешки друг другу и аккуратно складывали их в дупло. К вечеру белочки очень устали, но все равно были очень довольны, что набрали столько орехов. Легли белочки спать. Утром проснулись и первым делом побежали посмотреть, как там их орехи, а орехи пропали...»

Информация о работе Эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах