Эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие эмоциональной сферы и ее динамику у детей, воспитывающихся в детских домах.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах.
Предмет исследования: развитие и коррекция эмоциональной сферы.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы и ее коррекция будет результативной, если:
1) выявить зависимость проявления эмоциональной сферы от условий воспитания детей в детских домах;
2) формировать у детей положительные межличностные эмоциональные отношения;

Файлы: 1 файл

1.1.docx

— 101.89 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СДВГ

 

2.1  Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа эксперимента

 

 

Цель нашего исследования стало изучения эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста находящихся в разных социальных условиях.

В соответствии с поставленной целью нами были обозначены следующие задачи исследования: выявления уровня эмоционального  состояния детей, определить отношение ребенка к семье.

Для решения поставленных задач нами использовались две методики:

1. методика цветовых порогов (Э.Т. Дорофеева)

2.методика «Цветик-восьмицветик».

Изучения эмоции у детей младшего дошкольного возраста проводилось на базе: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 15 «Малыш» города Алатыря Чувашской Республики и Казённого учреждения Чувашской Республики "Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" МЗСР ЧР.

В эксперименте приняли участие по 5 детей 3-4 лет.

Методика 1 «методика цветовых порогов» (Э.Т. Дорофеева)

Данная методика была направлена на оценку эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трём основным цветам.

Задание проводилось индивидуально. Ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется три раза. Все выбранные ответы заносятся в протокол(приложение1) (приложение 2).

Результаты исследования по методике «цветовых порогов» показало, что большинству воспитанников детского сада присуще доминирование положительных эмоций,  что составляет 80 %  (4 ребенка). Из них можно выделить две подгруппы:

1. Дети с оптимальным  вариантом функциональной системы. Им свойственны  ориентировочные  реакции, характеризующиеся  повышением  внимания, активностью и встречаются  в тех случаях, где требуются  проявление подобных качеств. Такие  дети уравновешены, спокойны, жизнерадостны.

2. Дети с доминированием  положительных эмоций. У таких  детей преобладают эмоции связанные  с удовлетворением потребностей. Диапазон – от чувства удовлетворения  до восторга, ликования. Дети легко  включались в совместную деятельность  с экспериментатором, были ориентированы  на похвалу.

Вместе с тем у 20% (1 ребенок)  детей было выявлено доминирование отрицательных эмоций. Им характерно неудовлетворение потребностей: часты состояния  печали, тоскливости, повышенная  плаксивость. Диапазон – от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги.

Методика 2 «Цветик-восьмицветик».

Данная методика направлена на выявление отношения ребенка к членам семьи, восприятия им их отношения к себе. Материалом служат разноцветные лепестки красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов (Приложение 2).

Процедура проведения. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводилось в форме игры-беседы.

Ребенку предлагается выбрать из лепестков, разложенных перед ним, самый красивый цвет в сравнении с другими в данный момент. Выбранный эталон убирается со стола. Полученный ряд записывается в виде цифр. В ходе обследования фиксируется цвет лепестка, кому он адресован, эмоциональные реакции.

При анализе важно обратить внимание на:

  1. Цвет, выбираемый для конкретного члена семьи.
  2. Последовательность подбора лепестков для каждого члена из семьи.

Опишем результаты, полученные в ходе исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).  Началом исследования послужила диагностика выявления уровня эмоционального  состояния детей с помощью методики «методика цветовых порогов» (Э.Т. Дорофеева). Результаты  которого представлены на рисунке 1.

Рис.1 – Распределение испытуемых по уровням эмоционального  состояния по результатам «методики цветовых порогов» (Э.Т. Дорофеева).

Результаты методики «цветик-восмицветик». Воспитанники дома ребенка. Доминирование отрицательных эмоций выявилось у 60% детей (3 ребенка).  Их особенностью  является преобладание состояния функционального торможения. Свойственно  неудовлетворение  потребностей (печаль, тоскливость, напряженность). Диапазон – от состояния грусти и психологического дискомфорта до тревоги.

А остальные 40% детей (2 ребенка) показали оптимальный вариант функционирования эмоциональной системы. Их ориентировочные  реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств.

Исходя из выше приведенных данных, можно сделать вывод о том что  эмоциональное состояние детей воспитывающиеся в доме ребенка является менее благополучным. дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка отличаются повышенной склонностью испытывать беспокойство, характеризуются низким порогом возникновения реакции тревоги, ощущают постоянное напряжение.

Проведя следующую методику направленную на выявление отношения ребенка к членам семьи с помощью методики «Цветик-восьмицветик» мы получили следующие результаты , которые представлены на рисунке 2.

Рис. 2 – Результаты методики «Цветик-восьмицветик».

В ходе проведения методики «Цветик восьмицветик», получены следующие данные: дети, воспитывающиеся в семьях  к образу «мама» преимущественно выбирали цвета холодных оттенков, что составляет 80%. Таких детей объединяет эмоциональная сдержанность, ощущение удовлетворения, спокойствия, защиты. У остальных 20 %  выбор цвета был отнесен к теплым оттенкам.

Все дети, которые воспитываются в доме ребенка для образа «мама» выбрали цвета теплых оттенков. Что говорит об их эмоциональной чувствительности к этому образу, потребности в ласке, нежности, признании, душевном контакте.

Далее детям было предложено осуществить выбор цвета к образу «воспитатель».  Большинство воспитанников  детского сада (60%) выбрали теплые цвета. Для них воспитатель является значимым человеком, также  дети избегают конфликта с этим человеком. А остальные 40% отдали своё предпочтение холодным цветам.

Все воспитанники дома ребенка по отношению к воспитателю выбрали цвета холодных оттенков. Это свидетельствует о том, что воспитатель представляется детям как требовательный, подавляющий самостоятельность ребенка человек. По отношению к нему дети сдержаны и отгорожены.

К образу «друг» 60%  воспитанников  детского сада выбрали теплые тона. А 40% выбрали холодные оттенки.

80% дошкольников, воспитывающиеся без семьи, выбрали цвета холодных оттенков. Это может говорить о том, что у детей в возрасте 3-4 лет ещё не сформировано   понятие о друге.

Делая вывод по результатам данной методики можно сказать, что дети, которые воспитываются в доме ребенка, относятся к образу мама  с чувством ожидания, восхищения и испытывают стремление к эмоциональной близости с ней. Дети,  у которых есть мама и состоят с ней в некоторых  взаимоотношениях, испытывают к ней  не только положительные, но и отрицательные эмоции. Несмотря на то, что воспитатель в детском доме является наиболее  приближен к детям  и у них должна сформироваться тесная эмоциональная связь, дети данной группы предпочли выбрать цвета холодных оттенков, что говорит о проблемах в их взаимоотношениях. Ощущается отвержение детьми данного лица.

Таким образом, обобщая полученные данные, можно сделать выводы о том, что для детей 3-4 лет важным фактором воспитания и поддержания  положительного эмоционального фона являются условия, в которых  растёт ребенок. Особое внимание нужно уделить детям, воспитывающимся без семьи  и  проводить с ними специальные коррекционные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Содержание  программы развития эмоционально-волевой  сферы детей сирот дошкольного возраста средствами сказкатерапии

 

Коррекционно-развивающая работа состоит из трёх этапов:

–  Первый этап является вводным. Его цель – формирование благоприятных условий для работы группы, установление позитивного эмоционального контакта через создание условий для раскрепощения детей в группе.

–   Второй этап сказкотерапия. С помощью этого метода у детей формировалось положительное отношение к себе и окружающим. При работе на эмоциональном уровне особое внимание уделялось овладению приемами саморегуляции.

–  Третий этап – закрепляющий. Его задача – помочь детям приобрести навыки контроля двигательной активности.

Проведенное исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы, для этого был выбран один из способов психотерапии - сказкатерапия.

Для работы с детьми  была выбрана программа «Сказочная шкатулка».

Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

В основу данной программы положены занятия, которые строились по принципу концентричности по трем циклам. Занятия первого цикла были направлены на снижение уровня тревожности через:

  1. Закрепление за ребенком (с помощью предлагаемой ему роли-образа) позиции управляющего, режиссера;

  1. Обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу;

  1. Обучение самостоятельно владеть ролью-образом.

При этом вводимая взрослым роль-образ помогают ребенку преодолеть зажатость и безынициативность. Особая внутренняя позиция, которая при этом складывается у ребенка, помогает ему справиться с тревожащей ситуацией.

Занятия второго цикла направлены на снижение уровня тревожности через закрепление ребенком умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ. При этом ребенок вначале наблюдает, как это делает взрослый, а затем сам заканчивает предложенные игровые истории. При этом игровые задачи постепенно усложняются. Дети начинают сами придумывать проблемные ситуации и решать их.

Занятия третьего цикла направлены на снижение уровня тревожности через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.

На занятиях каждого цикла психолог рассказывает сказку. При этом ребенку предлагается сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями. На занятиях первого цикла психолог может показывать движения и выполнять их вместе с ребенком. В ходе последующих циклов придумать движения предлагается самому ребенку.

Форма организации коррекционных занятий может быть как индивидуальной, так и групповой. Однако групповые занятия показали, что некоторые дети стесняются выполнять Движения, особенно когда необходимо придумать их самостоятельно. В таком случае целесообразно либо провести с такими детьми ряд «тренировочных» занятий индивидуально, либо включить в каждое занятие игры на установление эмоционального контакта со сверстниками.

Если дети затрудняются одновременно придумывать продолжение сказки и двигательно его изображать, то психолог может включать движения ребенка, начиная с третьего или четвертого занятия, при этом на предыдущих занятиях он сам должен изображать сюжет, придуманный ребенком.

Информация о работе Эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах