Эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах
Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 12:19, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие эмоциональной сферы и ее динамику у детей, воспитывающихся в детских домах. Объект исследования: эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах. Предмет исследования: развитие и коррекция эмоциональной сферы. Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы и ее коррекция будет результативной, если: 1) выявить зависимость проявления эмоциональной сферы от условий воспитания детей в детских домах; 2) формировать у детей положительные межличностные эмоциональные отношения;
Актуальность исследования.
Данная проблема является значимой и актуальной
на современном этапе развития общества.
Экономические условия развития страны
создают адекватное эмоциональное отношение
к личности, которая характеризуется положительным
или отрицательным эмоциональным проявлением
на внешние воздействия окружающего мира
(А.Р.Лурия).
Дошкольное детство - ответственный
период психического развития ребенка.
В это время закладываются основы всех
психических свойств и качеств личности,
познавательных процессов и видов деятельности.
Когда речь идет о полноценно нравственном
развитии личности, важно добиться того,
чтобы ребенок стал человеком, обладающим
эмоциональной зрелостью и культурой.
Эмоциональная культура предполагает
многое: связь эмоций с творчеством (П.В.Симонов),
связь эмоций с волей (В.С.Мухина), участие
эмоций в формировании социальных взаимодействий
и привязанностей (А.А.Бодалев), связь эмоций
с памятью и мотивацией человека (С.Шехтер,
А.Д.Кошелева, Л.И.Божович).
Эмоциональные реакции представляют
собой особый компенсаторный механизм
дефицита знаний, необходимых для удовлетворения
той или иной потребности, когда речь идет
о социальных эмоциях (П.В.Симонов). У детей,
воспитывающихся в детских домах, недостаточно
проявляется эмоциональная зрелость,
что требует специального подхода в развитии
и коррекции эмоций. Такая работа с детьми
является на сегодняшний день актуальной.
Эмоция представляет собой
форму отражения и регуляцию функций мозга
(Я.Рейковский). По мнению психологов, эмоция
- реакция на ситуацию, в то время как чувство
выражает направленность личности (Г.А.Фортунатов);
эмоция - форма выражения чувства (А.Г.Ковалев);
эмоция - психическое состояние, наиболее
связанное с инстинктивной или безусловно-рефлекторной
деятельностью (И.П. Павлов, Валлон); эмоция
- аффект, дезорганизующий психическую
жизнь и поведение человека (Пьер Жане,
Прадин, Н.Д.Левитов).
Как справедливо отмечает Д.Б.Эльконин,
развитие мотивационно-эмоциональной
сферы личности происходит в процессе
усвоения ребенком общественных требований,
норм и идеалов, эмоционального опыта
(П.М.Якобсон). По мнению C.J1. Рубинштейна,
эмоции представляют субъективную форму
существования потребностей, характеризующих
переживание человеком деятельности.
Это неоднократно подчеркивалось и в работах
В.Н.Мясищева.
В развитии эмоций у детей из
детского дома и детей, воспитывающихся
в дошкольных учреждениях, необходимо
обратить особое внимание на: различия
в эмоциональных реакциях у детей дошкольного
возраста; зависимость проявления эмоций
от разных социальных ситуаций.
Анализ психолого-педагогических
исследований свидетельствуют о разностороннем
подходе ученых к пониманию сущности эмоций.
В то же время недостаточно проведено
исследований по выявлению эмоциональной
сферы у детей дошкольного возраста, воспитывающихся
в детских домах. Это позволило сформулировать
тему нашего исследования «Развитие эмоциональной
сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся
в детских домах».
Цель исследования: теоретически
обосновать и экспериментально проверить
развитие эмоциональной сферы и ее динамику
у детей, воспитывающихся в детских домах.
Объект исследования: эмоциональная
сфера детей, воспитывающихся в детских
домах.
Предмет исследования: развитие
и коррекция эмоциональной сферы.
Гипотеза исследования: развитие
эмоциональной сферы и ее коррекция будет
результативной, если:
1) выявить зависимость
проявления эмоциональной сферы
от условий воспитания детей
в детских домах;
2) формировать у детей
положительные межличностные эмоциональные
отношения;
3) определить с использованием
комплекса методик исходный уровень
развития эмоциональной сферы
у детей;
4) осуществить коррекционную
работу по формированию эмоциональной
сферы, взяв за основу когнитивный
компонент познания окружающей
действительности с опорой на
поведенческо-деятельностный компонент;
В соответствии с целью и гипотезой
исследования сформулированы задачи:
1) обобщить теоретические
данные по проблеме исследования,
опираясь на концептуальные подходы
к сущности эмоциональных состояний;
2) выявить индивидуальные
особенности проявления эмоций
у детей и определить характер
их межличностных отношений;
3) конкретизировать функции
эмоциональных реакций детей;
4) разработать психолого
- педагогическую технологию развития
и коррекции эмоциональной сферы.
Методологической основой исследования
стали общетеоретические положения отечественных
психологов о высокой восприимчивости
детей к социально-педагогическим воздействиям
(Л.И.Божович, Л.С.Выготский); положение
о сущности личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев);
философско-психологические и педагогические
теории отношений (А.А.Бодалев); концепция
В.Н.Мясищева, в которой личность представляется
как совокупность системы отношений.
В основу исследования заложены
теоретические положения, разработанные
трудами ведущих психологов Б.Г.Ананьева,
Л.С.Выготского, В.С.Мухиной,
К.Е.Изарда, Я.Рейковского, П.В.Симонова,
Б.И.Додонова, П.М.Якобсона о связях когнитивного,
аффективного и поведенческого компонентов
общения.
Значительным для исследования
явилось положение Л.С.Выготского об опосредованном
характере высших психических функций,
которые зависят от мотивации самого человека.
Важным является положение А.А.Потебни
и Г.Г. Шпета об этнических эмоциях, определяющих
принадлежность человека к определенной
социальной среде.
Основными методами исследования
стали: теоретический анализ психолого-педагогических,
социально-психологических, социокультурных
проблем развития с использованием категориального
аппарата и принципов психологической
науки. Применены стандартные и адаптированные
тесты и методики, методы качественного
и количественного анализа эмпирических
данных. Использовались беседы, психолого-педагогический
эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проводилось поэтапно.
На первом этапе анализировалась и обобщалась
философская, социологическая, культурологическая
и психолого-педагогическая литература.
Формулировалась проблема, цель, гипотеза.
Продумывались задачи, проводился констатирующий
эксперимент, направленный на выявление
эмоциональных реакций, межличностных
эмоциональных отношений механизма образования
и функций эмоциональных состояний. На
втором этапе применялся комплекс методов
для разработки психолого-педагогической
технологии и осуществления коррекционной
работы, выявления динамики эмоциональной
сферы у детей, воспитывающихся в детских
домах. Завершающим этапом стало проведение
комплексной диагностики эмоций, определение
исходного уровня эмоционального состояния
на основе когнитивного и поведенческо-деятельностного
компонентов.
Положения, выносимые на защиту.
1) В развитии эмоциональной
сферы личности ребенка главным
фактором являются условия воспитания
детей (в нашем случае условия
воспитания в детских домах).
2) Межличностные эмоциональные
отношения такие, как принятие
ребенка сверстниками и взрослыми;
положительное эмоциональное отношение
к детям приводит к высокой
нормативности эмоционального поведения.
3) Развитие социальных
эмоций определяется комплексной
диагностикой, становлением исходного
уровня, свидетельствующих о динамике
эмоций.
4) На основе когнитивного
компонента познания можно осуществить
коррекционную работу по формированию
эмоциональной сферы, определить
ее динамику.
Научная новизна исследования:
обобщен и систематизирован научный материал
об эмоциональных проявлениях детей в
онтогенезе, в том числе о детях, воспитывающихся
в детских домах. На основе анализа исследований
выдающихся ученых структурирован механизм
образования и функций эмоциональных
реакций. Комплексным исследованием межличностных
эмоциональных отношений, выявлены специфические
особенности эмоциональной сферы у детей,
воспитывающихся в детских домах. Показано
влияние специальной работы для коррекции
эмоций детей и динамичности эмоционального
состояния.
Теоретическая значимость работы
заключается в систематизации и обобщении
научных знаний в области философии, социологии,
психологии, педагогики по проблеме развития
чувств и эмоций. Впервые в исследовании
рассматривается вопрос о развитии эмоциональной
сферы и ее динамике у детей, воспитывающихся
в детских домах.
Практическая значимость состоит
в разработке приемов, методов и методик,
направленных на реализацию задач по изучению
личностных особенностей эмоциональной
сферы детей из детских домов. Технология
формирования эмоциональной сферы в условиях
специально организованной среды в детских
домах сможет оказать существенное влияние
на поведенческо-деятельностный компонент.
Методика исследования, разработанная
в диссертации, может найти применение
в разных типах дошкольных учреждений.
Материал исследования может быть использован
при чтении спецкурса в педагогических
учебно-воспитательных заведениях.
Надежность и достоверность
данных обеспечивается опорой на фундаментальные
работы и методологический аппарат психологической
науки, применением широкого спектра методик,
адекватных целям и объекту исследования,
применением метода математической статистики,
качественным и количественным анализом
эмпирического материала.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования были доложены
на региональных научно-практических
конференциях (г.Шадринск, 2000-2001 гг., г.Курган
- 2001 г.); заседаниях кафедр психологии
(2000 - 2001 гг.); аспирантском объединении
кафедр факультета психологии Шадринского
государственного педагогического института;
педагогических советах в детских домах
«Искорка» Каменск-Уральского района
Свердловской области; Ольховском детском
доме № 1, в детском доме г.Далматово Курганской
области, в детском доме-интернате № 6,
в санаторном детском доме № 1 г.Шадринска.
Результаты исследования внедрены в практику
работы Ольховского и Шадринского детских
домов. Материал апробирован в спецкурсе
«Особенности эмоциональной сферы детей,
воспитывающихся вне семьи» со студентами
стационара. По данной проблеме опубликовано
четыре научные работы.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ
В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Эмоциональное состояние человека
Для человека главное значение
эмоций заключается в том, что, благодаря
эмоциям, мы лучше понимаем окружающих,
можем, не пользуясь речью, судить о состоянии
друг друга и лучше настраиваться на совместную
деятельность и общение.
Замечательным, например, является
тот факт, что люди, принадлежащие к разным
культурам, способны безошибочно воспринимать
и оценивать выражение человеческого
лица, определять по нему такие эмоциональные
состояния, такие, например, как радость,
гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.
Данный факт не только убедительно доказывает
врождённый характер основных эмоций,
но и "наличие генетически обусловленной
способности к их пониманию у живых существ.
(Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике
эмоциональности. /Проблемы общей, возрастной,
педагогической психологии. - М.: Педагогика,
1988, с.246-262.).
Это относится к
общению живых существ не только
одного вида друг с другом,
но и разных видов между
собой. Хорошо известно, что высшие
животные и человек способны
по выражению лица воспринимать
и оценивать эмоциональные состояния
друг друга.