Эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие эмоциональной сферы и ее динамику у детей, воспитывающихся в детских домах.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах.
Предмет исследования: развитие и коррекция эмоциональной сферы.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы и ее коррекция будет результативной, если:
1) выявить зависимость проявления эмоциональной сферы от условий воспитания детей в детских домах;
2) формировать у детей положительные межличностные эмоциональные отношения;

Файлы: 1 файл

1.1.docx

— 101.89 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Данная проблема является значимой и актуальной на современном этапе развития общества. Экономические условия развития страны создают адекватное эмоциональное отношение к личности, которая характеризуется положительным или отрицательным эмоциональным проявлением на внешние воздействия окружающего мира (А.Р.Лурия).

Дошкольное детство - ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Когда речь идет о полноценно нравственном развитии личности, важно добиться того, чтобы ребенок стал человеком, обладающим эмоциональной зрелостью и культурой.

Эмоциональная культура предполагает многое: связь эмоций с творчеством (П.В.Симонов), связь эмоций с волей (В.С.Мухина), участие эмоций в формировании социальных взаимодействий и привязанностей (А.А.Бодалев), связь эмоций с памятью и мотивацией человека (С.Шехтер, А.Д.Кошелева, Л.И.Божович).

Эмоциональные реакции представляют собой особый компенсаторный механизм дефицита знаний, необходимых для удовлетворения той или иной потребности, когда речь идет о социальных эмоциях (П.В.Симонов). У детей, воспитывающихся в детских домах, недостаточно проявляется эмоциональная зрелость, что требует специального подхода в развитии и коррекции эмоций. Такая работа с детьми является на сегодняшний день актуальной.

Эмоция представляет собой форму отражения и регуляцию функций мозга (Я.Рейковский). По мнению психологов, эмоция - реакция на ситуацию, в то время как чувство выражает направленность личности (Г.А.Фортунатов); эмоция - форма выражения чувства (А.Г.Ковалев); эмоция - психическое состояние, наиболее связанное с инстинктивной или безусловно-рефлекторной деятельностью (И.П. Павлов, Валлон); эмоция - аффект, дезорганизующий психическую жизнь и поведение человека (Пьер Жане, Прадин, Н.Д.Левитов).

Как справедливо отмечает Д.Б.Эльконин, развитие мотивационно-эмоциональной сферы личности происходит в процессе усвоения ребенком общественных требований, норм и идеалов, эмоционального опыта (П.М.Якобсон). По мнению C.J1. Рубинштейна, эмоции представляют субъективную форму существования потребностей, характеризующих переживание человеком деятельности. Это неоднократно подчеркивалось и в работах В.Н.Мясищева.

В развитии эмоций у детей из детского дома и детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, необходимо обратить особое внимание на: различия в эмоциональных реакциях у детей дошкольного возраста; зависимость проявления эмоций от разных социальных ситуаций.

Анализ психолого-педагогических исследований свидетельствуют о разностороннем подходе ученых к пониманию сущности эмоций. В то же время недостаточно проведено исследований по выявлению эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах. Это позволило сформулировать тему нашего исследования «Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие эмоциональной сферы и ее динамику у детей, воспитывающихся в детских домах.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах.

Предмет исследования: развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы и ее коррекция будет результативной, если:

1) выявить зависимость  проявления эмоциональной сферы  от условий воспитания детей  в детских домах;

2) формировать у детей  положительные межличностные эмоциональные  отношения;

3) определить с использованием  комплекса методик исходный уровень  развития эмоциональной сферы  у детей;

4) осуществить коррекционную  работу по формированию эмоциональной  сферы, взяв за основу когнитивный  компонент познания окружающей  действительности с опорой на  поведенческо-деятельностный компонент;

В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы задачи:

1) обобщить теоретические  данные по проблеме исследования, опираясь на концептуальные подходы  к сущности эмоциональных состояний;

2) выявить индивидуальные  особенности проявления эмоций  у детей и определить характер  их межличностных отношений;

3) конкретизировать функции  эмоциональных реакций детей;

4) разработать психолого - педагогическую технологию развития  и коррекции эмоциональной сферы.

Методологической основой исследования стали общетеоретические положения отечественных психологов о высокой восприимчивости детей к социально-педагогическим воздействиям (Л.И.Божович, Л.С.Выготский); положение о сущности личности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев); философско-психологические и педагогические теории отношений (А.А.Бодалев); концепция В.Н.Мясищева, в которой личность представляется как совокупность системы отношений.

В основу исследования заложены теоретические положения, разработанные трудами ведущих психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.С.Мухиной,

К.Е.Изарда, Я.Рейковского, П.В.Симонова, Б.И.Додонова, П.М.Якобсона о связях когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов общения.

Значительным для исследования явилось положение Л.С.Выготского об опосредованном характере высших психических функций, которые зависят от мотивации самого человека. Важным является положение А.А.Потебни и Г.Г. Шпета об этнических эмоциях, определяющих принадлежность человека к определенной социальной среде.

Основными методами исследования стали: теоретический анализ психолого-педагогических, социально-психологических, социокультурных проблем развития с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки. Применены стандартные и адаптированные тесты и методики, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Использовались беседы, психолого-педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе анализировалась и обобщалась философская, социологическая, культурологическая и психолого-педагогическая литература. Формулировалась проблема, цель, гипотеза. Продумывались задачи, проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление эмоциональных реакций, межличностных эмоциональных отношений механизма образования и функций эмоциональных состояний. На втором этапе применялся комплекс методов для разработки психолого-педагогической технологии и осуществления коррекционной работы, выявления динамики эмоциональной сферы у детей, воспитывающихся в детских домах. Завершающим этапом стало проведение комплексной диагностики эмоций, определение исходного уровня эмоционального состояния на основе когнитивного и поведенческо-деятельностного компонентов.

Положения, выносимые на защиту.

1) В развитии эмоциональной  сферы личности ребенка главным  фактором являются условия воспитания  детей (в нашем случае условия  воспитания в детских домах).

2) Межличностные эмоциональные  отношения такие, как принятие  ребенка сверстниками и взрослыми; положительное эмоциональное отношение  к детям приводит к высокой  нормативности эмоционального поведения.

3) Развитие социальных  эмоций определяется комплексной  диагностикой, становлением исходного  уровня, свидетельствующих о динамике  эмоций.

4) На основе когнитивного  компонента познания можно осуществить  коррекционную работу по формированию  эмоциональной сферы, определить  ее динамику.

Научная новизна исследования: обобщен и систематизирован научный материал об эмоциональных проявлениях детей в онтогенезе, в том числе о детях, воспитывающихся в детских домах. На основе анализа исследований выдающихся ученых структурирован механизм образования и функций эмоциональных реакций. Комплексным исследованием межличностных эмоциональных отношений, выявлены специфические особенности эмоциональной сферы у детей, воспитывающихся в детских домах. Показано влияние специальной работы для коррекции эмоций детей и динамичности эмоционального состояния.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении научных знаний в области философии, социологии, психологии, педагогики по проблеме развития чувств и эмоций. Впервые в исследовании рассматривается вопрос о развитии эмоциональной сферы и ее динамике у детей, воспитывающихся в детских домах.

Практическая значимость состоит в разработке приемов, методов и методик, направленных на реализацию задач по изучению личностных особенностей эмоциональной сферы детей из детских домов. Технология формирования эмоциональной сферы в условиях специально организованной среды в детских домах сможет оказать существенное влияние на поведенческо-деятельностный компонент. Методика исследования, разработанная в диссертации, может найти применение в разных типах дошкольных учреждений. Материал исследования может быть использован при чтении спецкурса в педагогических учебно-воспитательных заведениях.

Надежность и достоверность данных обеспечивается опорой на фундаментальные работы и методологический аппарат психологической науки, применением широкого спектра методик, адекватных целям и объекту исследования, применением метода математической статистики, качественным и количественным анализом эмпирического материала.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были доложены на региональных научно-практических конференциях (г.Шадринск, 2000-2001 гг., г.Курган - 2001 г.); заседаниях кафедр психологии (2000 - 2001 гг.); аспирантском объединении кафедр факультета психологии Шадринского государственного педагогического института; педагогических советах в детских домах «Искорка» Каменск-Уральского района Свердловской области; Ольховском детском доме № 1, в детском доме г.Далматово Курганской области, в детском доме-интернате № 6, в санаторном детском доме № 1 г.Шадринска. Результаты исследования внедрены в практику работы Ольховского и Шадринского детских домов. Материал апробирован в спецкурсе «Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся вне семьи» со студентами стационара. По данной проблеме опубликовано четыре научные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

    1. Эмоциональное состояние человека

 

Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций, но и "наличие генетически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. (Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. /Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988, с.246-262.).

 Это относится к  общению живых существ не только  одного вида друг с другом, но и разных видов между  собой. Хорошо известно, что высшие  животные и человек способны  по выражению лица воспринимать  и оценивать эмоциональные состояния  друг друга.

Информация о работе Эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в детских домах