Эмоции,способы саморегуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:10, реферат

Краткое описание

Термин «эмоция» происходит от латинского слова emovere – волновать. Эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности, отношение его к окружающему и к самому себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.

Файлы: 1 файл

Эмоции, способы саморегуляции.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

- Это  действительно  так важно?

- Рискую  ли  я  чем-нибудь  очень  важным  для  себя?

- Будет ли это так же важно  для меня через две недели, месяц?

- Стоит  ли  за  это  умереть?

- Может  ли  что-то  быть  еще   хуже?

- Стоит  ли  из-за  этого   так  сильно  переживать?

ПОВТОРЕНИЕ  ОЧЕВИДНОГО

Этот  способ быстро дает ясную картину  сложившейся ситуации. Особенно  полезно  повторять  два  типа  очевидных  утверждений.

       1. "Я понимаю". Объясните причину  возникновения проблемы или ощущения  несчастья:"Конечно, я беспокоюсь - я всегда нервничаю  в  подобной  ситуации. Я  понимаю, что  нет  ничего удивительного  и  на  этот  раз". "Мой  начальник  порой  впадает в  раздражительное  состояние. Я  понимаю, что  сегодня  один  из таких  дней". "Я  понимаю, что  ничего  страшного  не произошло. Просто  нужно..."

       2. "Я могу". Повторение того, что  мы можем сделать для смягчения наших проблем, действует по принципу вселения новой  веры:"Я  могу  вспомнить, что  в  подобных  ситуациях  люди обычно  нервничают, как  и  я  сегодня". "Если мой  начальник  будет так  же раздражителен и через  три  дня, я  могу  поговорить  с  ним".  
     
     

Приемы  расслабления.

                       

1. Несколько   минут  вглядывайтесь  в   какой-нибудь  предмет,    находящийся   рядом  с  вами,  или   смотрите  на  однотонный  лист  бумаги, кусок ткани. Переведите  взгляд  на  другой  предмет   или цветное пятно. И так несколько раз. Пусть ни  одна   мельчайшая  деталь  не  ускользнет  от  вашего  внимания.

2. Закрыв  глаза, представьте  себе, что   рисуете  мелком  "уставшую" восьмерку – знак  бесконечности. Затем  постарайтесь  начертить   какой-нибудь  другой  знак. Это  упражнение  научит  вас  упорядочить  мысли, переводить  их  в  спокойное  течение.

3. Несколько   минут  подышать  ароматом  сухих  листьев  шалфея.

4. При   переутомлении  и  неурядицах  съесть  горсточку  изюма. Благодаря   высокому  содержанию  калия   он  укрепляет  нервную  систему.      

5. На  ночь  стакан  теплой  с  растворенной  в  ней  столовой  ложкой  меда  и  соком  половины  лимона.

  • Естественные  антидепрессанты –  айва, бананы, груша.
  • Исследования  показали, что  в  минуты  стресса  расходуются  запасы  витамина С.  Витамин  С  содержится  в  плодах  шиповника, капусте, лимоне, апельсине.
  • Витамин  В1 – стимулирует  нервную  деятельность. (В хлебных  изделиях  из   муки  грубого  помола,  отрубях,  орехах,  дрожжах).
  • Витами В6 – регулирующее  влияние  на  нервную  систему  (дрожжи, печень,  яйца,  молоко,  сыр,  картофель).
  • 10  минут безудержного  смеха дает  анестезирующий  аффект. Смех  (как  и  все  положительные  эмоции)  влияет  на  биохимические  процессы  в  организме,  сдвигая  их  в  лучшую  сторону. Интересный  эксперимент  проведен  в  Японии. В  программу  лечения  туберкулезных  больных  ввели  «смехотерапию». Эффект  оказался  поразительным – состояние пациентов значительно улучшилось.                                                                                                                                                                                                                            

                   

                                                                                                             

Рекомендации  американского  института  стрессов:

    1. Простой  отказ  от  немедленной  реакции  на  стресс. Глубоко   вдохните,  при  выдохе  представьте  себя  тряпичной  куклой.             

                  Счет  до  десяти!

    1. Отвлекайте  взгляд. Абстрагируясь  от  проблемы,  взгляните  через  окно  на  отдаленный  вид. Глаза  расслабятся.
    2. «Снимите  горшок  с  огня, и  кипение  в  нем  прекратится».
    3. Вопите  и  кричите.  Разрядка  эмоций.                                                

                 5. Стресс  вырабатывает  адреналин,  который  вызывает  мышечное

                      напряжение, что  в  свою  очередь  еще  больше  производит

                      адреналина. Таким  образом,  необходимо  снять  мышечное 

                      напряжение:

  • Массируйте  заднюю  сторону  шеи  и  верхнюю  часть  спины.
  • Надавливайте  на  виски – массирование  нервов  височной  области  приводит  к  местному  расслаблению  мышц  шеи. 
  • Опустите  челюсть  и  двигайте  ее  слева  направо  (зубы разжимаются, расслабляются  мышцы).
  • Применяйте  горячую  ванну.  При  напряжении  и  беспокойстве  уменьшается  приток  крови   к  конечностям. Горячая  вода  восстанавливает  циркуляцию,   убеждая  организм, что  все  в  порядке.
  • Физические  упражнения.

           Сжигаются  стрессовые  химические  вещества, которые  производят

           напряжение. Усталая  мышца – это  расслабленная  мышца.

  • Слушайте  музыку.
  • Применяйте  ласку.
  • Животные –  снижается  кровяное  давление, сердцебиение, стрессы.

           Разглядывание  рыб  в   аквариуме.

  • Смех –  лучшее  лекарство, так  как  подобно  физическому 

           упражнению  заставляет  организм  вырабатывать  эндорфины,

           которые  вызывают  ощущение  благополучия, здоровья. 

  • Метод  выдающегося  психолога  Уильяма  Джеймса:  «Когда  вам  плохо,  когда  вы  испытываете  отрицательные  эмоции,  наденьте  на  себя  «маску  счастливого  человека»  и  через  некоторое  время  вы  обязательно  почувствуете  улучшение.  Мышцы  лица  окажут  положительное  влияние  на  ваши  эмоции.

           

      Способы  психологической  защиты:

    1. Полная  рационализация  предстоящего  события (максимально  возможное  проигрывание  ситуаций);
    1. Избирательная позитивная ретроспекция (я выбираю из сложившейся ситуации только то, что можно считать для  себя  положительным);
    2. Предельно  мысленное  усилие  неудачи;
    3. Динамичность установок (набор гибких установок у данной личности);
    4. Умение  переоценить  то, что  не  смог  достичь;
    5. Умение  принизить  значимость  потери;
    6. Прием активации стресса (научиться отличать неудачу от катастрофы, частичный промах от крушения. Можно составить  оценочную  карту);
    7. Прием  дискретного  общения  (когда пресыщение общением);
    8. Умение  посмеяться  над  собой  и  ситуацией.
    1. Преодоление внутренних конфликтов (например, высокая самооценка и низкая оценка окружающих).
    2. Умение возвращаться к себе (от какого-то имиджа к своему "Я").
    3. Развитие у себя умений рассматривать любую неудачу как необходимый обучающий момент.
    4. Извлечение положительного опыта в процессе исправления ошибок.
    5. Развитие умений, связанных с реализацией принципа взаимной каузальности (мое личное участие в неблагополучии  другого  должно  быть  как  можно меньше).
    6. Развитие установки на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов.
    7. Развитие установки на использование стандартизированной схемы.                           
      • Анализ сути ситуации. Что же со мной произошло?
      • Анализ  причин. Почему  произошло?
      • Определить  меру  личной  ответственности.
      • Вытяжка  обучающих  позитивных  моментов.
      • Сделать прогноз возникновения подобной ситуации.
      • Попробовать проиграть пути и средства недопущения или смягчения последствий ситуации.
      • В любом случае – принцип отделения служебных отношений  от  личных.
      • Демонстрация  психического  равновесия.

                                                        

                                                                                                                                                                                                                     

                                                      

                                               
 

                                                     

Информация о работе Эмоции,способы саморегуляции