Эмоции и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение особенностей эмоций и личности.
Предмет курсовой работы: специфика особенностей эмоций и личности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Общее представление об эмоциях……………………………………5
1.1. Понятие эмоций. …………………………………………………………5
1.2. Теории эмоций. ………................................................................................9
1.2.1. Психоорганические теории эмоций……………………………….9
1.2.2.Теории связи эмоций с когнитивными процессами………………11
1.2.3. Теории, объясняющие взаимосвязь эмоций на поведение и деятельность человека…………………………………………………………13
1.3.Функции эмоций…………………………………………………………13
Глава. 2. Психологические особенности личности………………………….15
2.1. Понятие личности в психологии………………………………………15
2.2. Теории личности в отечественной психологии………………………17
2.3. Зарубежные теории личности…………………………………………22
Глава. 3. Эмоциональная сфера личности…………………………………….28
3.1. Эмоциональные качества личности……………………………………28
3.2. Эмоциональное проявление личности………………………………..30
3.3. Структура эмоциональных процессов личности……………………..34
Заключение …………………………...………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Эмоции и личность курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функ­ционированием организма и с такими его особенностями, ко­торые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.[№ 33, стр.68.]

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Эле­ментарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не слу­чайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизнен­но устойчивых личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое ут­верждение неверно.  Все  связываемые   с   ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в со­стоянии сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом плане.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает лич­ностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связан­ном с включением в сферу эмоциональных переживаний чело­века новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управле­ния и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуля­цию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

3.3. Структура эмоциональных процессов личности.

 

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект. Он полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными и тем самым, образуя обобщенный аффектный комплекс, предопределяющий единственную реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения.

Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. В аффекте резко меняется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители, не вошедшие в комплекс, осознаются недостаточно – и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Вместе с тем может иметь место и облегчение перехода к неуправляемым действиям, и полное оцепенение. Поскольку аффект захватывает человека целиком, то, если он получает выход в какой-нибудь деятельности, даже не относящейся непосредственно к объекту аффекта, он ослабляется иногда до такой степени, что наступает упадок сил, безразличие. Регулирующая, приспособительная функция аффектов состоит в формировании специфического ответа и соответствующего следа в памяти, определяющего в дальнейшем избирательность по отношению к ситуациям, которые прежде вызвали аффект.[№ 8, стр.279.]

Итак, аффект – это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующий на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Настроение – эмоциональное «хроническое» состояние, окрашивающее все поведение человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Чувство – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или к чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности или поклонения.

Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки. И, наконец, стресс. Это вид эмоций имеет очень важное значение в жизни человека. Это такое состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Направленность эмоции связанна не столько с результатом деятельности, сколько с тем, насколько полученный результат соответствует мотиву деятельности, например, в какой мере достигнуто желаемое. Важно подчеркнуть: эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание – это непосредственное отражение человеком своих собственных состояний, так как раздражитель, вызывающий соответствующую эмоцию через изменение состояния рецепторного аппарата, находятся внутри организма.[№ 18, стр.119]

Поскольку эмоция отражает отношение человека к объекту, постольку она обязательно включает некоторую информацию о самом объекте, в чем состоит предметность эмоций. В этом смысле отражение объекта – познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в этот момент – ее субъективный компонент. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог изучения «Эмоций и личности» можно сделать вывод,   эмоции человека связаны с его потребностя­ми. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворе­ния потребности.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональ­ных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более все­го эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

Простейшие виды эмоциональ­ных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дез­организуют (аффекты и стрессы). Такие эмо­ции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмо­ция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности. 

Сама система и динами­ка типичных эмоций характеризует человека как личность. Осо­бое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.

Эле­ментарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не слу­чайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизнен­но устойчивых личностных характеристик человека.

Совершенствование высших эмоций означает лич­ностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связан­ном с включением в сферу эмоциональных переживаний чело­века новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управле­ния и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуля­цию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.        Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. Т.13,1992, №5. С. 12-25.

2.        Бахур В.Т.Эмоции человека. М.,2006. 192 с.

3.        Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,2006. 422 с.

4.        Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 3. М.,2008.

     368 с.

5.        Дольто Ф. Эмоции. СПб.,2007. 279 с.

6.        Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности» М.,2009. 425 с.

7.        Кле М. Введение в психологию. М.,2001. 171 с.

8.        Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.,2004. 335 с.

9.        Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк. М.,2008. 348 с.

10.   Кон И.С. Открытие «Я». М., 2008. 367 с.

11.   Кон И.С. Пихология ранней юности. М.,2009. 255 с.

12.   Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.,2009. 425 с.

13.   Маслоу А. Психология бытия. М.,2007. 304 с.

14.   Мерлин В.С. Личность и общество. Учебное пособие для спецкурса. Пермь,2008. 90 с.

15.   Мерлин В.С. Самосознание. // Проблемы экспериментальной психологии личности. Т.77. Вып.6. Пермь,1970. С.164-192.

16.   Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь,1990. 107 с.

17.   Мид М. В мире эмоций. М.,2008. 429 с.

18.   Митина Л.М. Экспериментальная теория эмоций. М., 2008. 200 с.

19.   Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста.// Вопросы психологии, 1996, №1. С.20-33.

20.   Психология. Хрестоматия. Самара,2009. 632 с.

21.   Роджерс К. Становление человека: Взгляд на психотерапию.М.,1959.416 с.

22.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2006. 704 с.

23.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. М., 2009. 322 с.

24.   Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2006. 415 с.

25.   Савчук А.В. Эмоции  вашей жизни,2009. 217 с.

26.   Столин В.В. Самосознание личности. М.,2003. 284 с.

27.   Тугаринов В.П. Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. М., 2001. 199 с.

28.   Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. (под ред. Дубровина И.В.). М.,2007. 184 с.

29.   Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,2008. 386 с.

30.   Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.455 с.

31.   Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. 448 с.

32.   Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. // Проблемы самосознания. М., 1966. С.228-240.

33.   Чеснокова И.И. Психологические процессы. М., 2007. 144 с.

34.   Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание. // Проблемы самосознания. М., 1966. С.217-228.

35.   Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989. 560 с.

36.   Эриксон Э. Детство и общество. СПб.,2006. 592 с.

37.   Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,2006. 456 с.

 



[1] Митина Л.М. Экспериментальная теория эмоций. М., 2008. С. 86.

[2] Дольто Ф. Эмоции. СПб.,2007. С. 147.

[3] Бахур В.Т.Эмоции человека. М.,2006. С. 92.

[4] Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.,2004. С. 217.

[5] Мерлин В.С. Личность и общество. Учебное пособие для спецкурса. Пермь,2008. С.54.

[6] Кон И.С. Открытие «Я». М., 2008. С. 184.

[7] Митина Л.М. Экспериментальная теория эмоций. М., 2008. С. 96.

[8] Мерлин В.С. Личность и общество. Учебное пособие для спецкурса. Пермь,2008. С. 38.

[9] Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь,1990. С.73.

[10] Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.С.244.

[11] Психология. Хрестоматия. Самара,2009. С. 337.

[12] Психология. Хрестоматия. Самара,2009. С.339.

[13] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.,2009. С. 291.

[14] Митина Л.М. Экспериментальная теория эмоций. М., 2008. С.95.

[15] Савчук А.В. Эмоции  вашей жизни,2009. С. 124.

[16] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2006. 483 с.

[17] Савчук А.В. Эмоции  вашей жизни,2009. С. 64.

[18] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,2008. С. 223.


Информация о работе Эмоции и личность