Эмоции и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение особенностей эмоций и личности.
Предмет курсовой работы: специфика особенностей эмоций и личности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Общее представление об эмоциях……………………………………5
1.1. Понятие эмоций. …………………………………………………………5
1.2. Теории эмоций. ………................................................................................9
1.2.1. Психоорганические теории эмоций……………………………….9
1.2.2.Теории связи эмоций с когнитивными процессами………………11
1.2.3. Теории, объясняющие взаимосвязь эмоций на поведение и деятельность человека…………………………………………………………13
1.3.Функции эмоций…………………………………………………………13
Глава. 2. Психологические особенности личности………………………….15
2.1. Понятие личности в психологии………………………………………15
2.2. Теории личности в отечественной психологии………………………17
2.3. Зарубежные теории личности…………………………………………22
Глава. 3. Эмоциональная сфера личности…………………………………….28
3.1. Эмоциональные качества личности……………………………………28
3.2. Эмоциональное проявление личности………………………………..30
3.3. Структура эмоциональных процессов личности……………………..34
Заключение …………………………...………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Эмоции и личность курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые  проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные  поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых  признанных теоретиков в этой области.

 

2.2. Теории личности в отечественной психологии

 

Появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, то есть становится личностью.

А.В.Петровский определяет личность как системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Таким образом признавая, что личность – это качество индивида, он утверждает единство индивида и личности и одновременно  отрицает тождество этих понятий. Личность воплощает в себе систему общественных отношений, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект.[№ 33, стр.119]

В.Н. Мясищев определяет личность как систему отношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность – ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. Отношения человека  представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, которая выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь они образуются и формируются в процессах деятельности. Избирательные отношения человека многосторонни и сложны, но не разрознены и не рядоположены, а составляют единую сформированную его опытом индивидуальную иерархическую историческую систему, внутренне связанную, хотя, может быть и противоречивую.

        Сознание, чувство и воля представляют то процессуальное триединство, которое выражается потенционально в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной оценке, в той или иной степени действенной активности – влечения, желания, стремления или потребности. Отношение – сила, потенциал, степень выраженности эмоций, напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности. [№ 18, стр.95]

Отношения представляют также систему, которая образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека.

Компоненты характеристики личности:

1)       доминирующие отношения,

подобно тому как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений  имеется  иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества.

2)       Психический уровень человека –

уровень его желаний и достижений. Богатство личности определяется богатством ее опыта и неразрывно связано с ее сознательностью и ее самосознанием, под которым подразумевается способность правильно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оценивать себя самого и свое место в действительности.

      3)  Динамика реакций личности – темперамент.

Темперамент проявляется во всех сторонах личности, обнаруживается лишь в области активных отношений личности, и может меняться под влиянием жизненных условий

       4)  Взаимосвязь основных компонентов, общая структура личности – гармоничность, целостность, широта, глубина, соотношение свойств.

       Общественные условия  формируют личность как систему отношений, и определяют как содержание личности (опыт, система ценностей, идеалов), так и ее структуру и форму (особенности способа осуществления своего содержания, своих отношений). [№ 22, стр.506]

А.Н.Леонтьев определяет личность как продукт общественно- исторического и онтогенетического развития человека, так как личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.

     Личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта – специфических для человека общественные отношения, которые предполагают сознательное их регулирование, то есть наличие сознания, а на некоторых этапах также и самосознания человека.

    Реальным базисом личности человека  является совокупность общественных отношений, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций.

В ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. На уровне личности они отнюдь не образуют простого пучка, лучи которого имеют свой источник и центр в субъекте. Такое представление о связях между деятельностями оправдано лишь на уровне индивида. Другое дело – иерархические отношения деятельностей, которые характеризуют личность, их особенностью является их отвязанность от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием (в той системе отношений, в которые вступает субъект), они же – иерархии  и образуют ядро личности. [№ 7, стр.93]

К.К.Платонов. Личность – целостное образование, включающее подструктуры:

1)       социально обусловленная подструктура, объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Направленность включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения.   В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества.

2)       индивидуальная культура, объединяет знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

3)       объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов: память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля.

4)       Биопсихическая, объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические (органические) изменения. Свойства личности, входящие в эту подструктуру больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только организуют и компенсируют.

Каждая из четырех подструктур, рассматриваемая как целое, имеет также свои подструктуры, и каждая черта личности имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. В эти 4 подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности, причем часть свойств будет относиться только к одной подструктуре, а другая будет располагаться на пересечении подструктур (например морально воспитанная воля  1 и 3). [№ 25, стр.173]

В.С.Мерлин. Личность – это такая организация психики, благодаря которой человек в состоянии активно изменять и преобразовывать окружающую действительность в соответствии с присущими ему желаниями, образами и представлениями.

     Личность – это единство индивидуально – своеобразного и социально – типичного.

    Личность – система взаимосвязанных и относительно устойчивых свойств, которые отличают одного человека от другого. Самое существенное и основное в характеристике личности – это ее направленность, то, от чего зависит общее направление жизни и все в его активной творческой деятельности. От направленности зависят и свойства характера и развитие способностей. Кроме того от направленности зависит социальная и нравственная ценность.

       Свойства личности – это свойства всего сознания в целом. Они характеризуют человека на протяжении длительного периода жизни, проявляются в общественной деятельности. Всякое свойство личности является социально значимым и подлежит нравственной оценке. Свойства личности проявляются своеобразно, индивидуально – это неповторимые, уникальные свойства. Свойства личности проявляются не всегда и не везде, а в определенных условиях и обстоятельствах[8].

Структура личности[9]:

Личность – подсистема определенного иерархического уровня в системе человек общество.

Компонентами этой системы могут быть лишь такие свойства, которые находятся во взаимно однозначной или многозначной зависимости от других иерархических уровней.

    Характер – это свойство личности, которое проявляется в качестве действий в типичных обстоятельствах и обусловлено отношением к этим обстоятельствам.

    Способности – свойства личности, которые являются необходимым условием возможности достижения успеха.

    Самосознание - свойство человека осознавать, что он является субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой. Самосознание представляет собой особую форму сознания, так как объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности.

 

2.3.  Зарубежные теории личности

 

В зарубежной психологии между понятиями индивид, индивидуальность, личность ставится знак равенство, поэтому зарубежные теории   личности отражают основные положения  о природе человека и поэтому понятие личности здесь намного шире, чем в отечественной психологии. В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения.

 

Психоанализ. З.Фрейд. 

Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожная часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствующему взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях, не прекращающая борьба между разными аспектами личности.

Структура личности:[10]

В начале 20-х годов Фрейд  ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.

Ид,  «оно» означает  исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид  функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинкт биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые  наполняют наше поведение энергией. Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными) - принцип удовольствия.        

Эго, «я» — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром    Эго подчиняется   принципу реальности,  цель которого — сохранение цело организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом  или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования су­перэго

     Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими по­ступками,  за которые  ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка.

Эго-идеал формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительски роль заменяется самоконтролем.

К.Г. Юнг, структура личности.

       Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно его теории индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых  уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.    

Юнг утверждал, что душа = личность состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур[11]:

    Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и 6лагодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельное!

    Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те  чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании.   

     Личное бессознательное содержит в себе скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний  вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового или наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума.

   Коллективным бессознательное - более глубокий слой в структуре личности, который представляет собой хранилище латентных  следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого, в нем содержится все духовное наследие человеческой эволюции. Коллективное бессознательное состоит из архетипов – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

Информация о работе Эмоции и личность