Эмоции и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение особенностей эмоций и личности.
Предмет курсовой работы: специфика особенностей эмоций и личности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Общее представление об эмоциях……………………………………5
1.1. Понятие эмоций. …………………………………………………………5
1.2. Теории эмоций. ………................................................................................9
1.2.1. Психоорганические теории эмоций……………………………….9
1.2.2.Теории связи эмоций с когнитивными процессами………………11
1.2.3. Теории, объясняющие взаимосвязь эмоций на поведение и деятельность человека…………………………………………………………13
1.3.Функции эмоций…………………………………………………………13
Глава. 2. Психологические особенности личности………………………….15
2.1. Понятие личности в психологии………………………………………15
2.2. Теории личности в отечественной психологии………………………17
2.3. Зарубежные теории личности…………………………………………22
Глава. 3. Эмоциональная сфера личности…………………………………….28
3.1. Эмоциональные качества личности……………………………………28
3.2. Эмоциональное проявление личности………………………………..30
3.3. Структура эмоциональных процессов личности……………………..34
Заключение …………………………...………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Эмоции и личность курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

1.2. Теории эмоций

1.2.1.    Психоорганические теории эмоций

 

Джемса – Ланге:

Согласно теории, возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например, деятельности сердечно – сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что мы плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся. Именно органические изменения являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответственной модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Однако теория Д – Л. Вызвала ряд возражений.[1]

У. Кэннона – П. Барда:

Альтернативная точка зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не столько разнообразны, что вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В то же время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре – таламусе.

              Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения. И переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы.[2]

В результате проводимых экспериментов возникла новая активационная теория.

Линдсея – Хэбба:

Согласно теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. А эмоциональные проявления есть не что иное, как изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой – либо раздражитель. Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других. Эмоции же возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого – либо раздражителя.[3]

 

1.2.2.    Теории связи эмоций с когнитивными процессами

 

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера:

Диссонанс – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремиться как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть 2 пути: 1. изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности; 2. попытаться получить новые сведенья, которые бы согласовались с прежними ожиданиями. Т.О. с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

Когнитивно – физиологическая теория С. Шехтера:

Согласно теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него потребностей и интересов. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживание человека словесных инструкций, а так же дополнительной информации, на основе которой человек меняет свою оценку ситуации.[4]

Информационная концепция эмоций П.В. Симонова:

Эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей на данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

Подход Симонова был реализован по формуле:

Э = - П (Ин – Ис),

где  Э – эмоция, ее сила и качество;

       П -  величина и специфика актуальной потребности;

       Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности;

       Ис – существующая информация, те сведенья, которыми человек располагает в данный момент[5].

 

1.2.3.    Теории, объясняющие взаимосвязь эмоций на поведение и деятельность человека

 

Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.

Д.О Хэбб:

Хэббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Было установлено, что зависимость между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека графически выражается в виде кривой нормального распределения. Так, для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность при среднем эмоциональном возбуждении. Вместе с тем было обнаружено, что для каждого конкретного человека характерен определенный оптимальный интервал силы эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. В свою очередь, оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов, например. От особенностей выполняемой деятельности и условий, в которых она протекает, от индивидуальных особенностей человека, который ее выполняет, и от многого другого. [№ 27, стр.91]

 

1.3. Функции эмоций

 

Выделяют следующие функции:

1.        Регуляторная (основная).  Перестройка деятельности под влиянием эмоций. Например, вербальное воздействие врача на больного (слово – лечит).

2.        Когнитивно – познавательная  (сигнальная). Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь.

3.        Отражательная.  Выражается в обобщенной оценке событий. Чувства позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать прежде, чем будет определено само вредное воздействие.

4.        Стимулирующая (побудительная). Эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

5.        Подкрепляющая.  Непосредственное участие эмоций в обучении. Эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

6.        Переключательная. Особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

7.        Приспособительная. Осуществление возможности эффективно приспособиться  к окружающим условиям.

8.        Коммуникативная.   Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. [№ 31, стр.253]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава. 2. Психологические особенности личности

2.1. Понятие личности в психологии

 

Само понятие личности начало складываться в далёкой древности. Термин «личность» образован от русского «личино», греческого «персоно» первоначально обозначал маску, которую надевал актёр, а потом личностью стали называть самого актёра и его роль. Дословное определение было – «определённая совокупность внешних  признаков или маска».

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. в чём же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Кон И.С. пишет: «С одной стороны, личность обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нём социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»[6].

Активность в творческой деятельности является первым, одним из главных, признаком личности. Но этого недостаточно, т.к. любое живое существо существует активно.

Личностью обладает только человек. Отличительными особенностями личности должны быть  такими, чтобы человек отличался от остальной среды:

1.        Воздействие на окружающую среду носит сознательный характер. Человек использует план, корректировку. Все действия человека находятся под контролем сознания. У животных – поведение – носит рефлекторный характер.

2.        Воздействие человека на окружающую среду осуществляется не просто отдельным индивидом, а через общественную трудовую деятельность. Следовательно,  личность  - субъект деятельности. (Личность характеризует человека как субъекта деятельности)

3.        Свойства личности это более или менее длительные и устойчивые состояния, характеризующие человека на протяжении многих лет жизни.

4.        Свойства личности не абсолютно постоянны, поэтому можно говорить о воспитании свойств личности.

5.        Свойства личности проявляются в коллективной общественной деятельности: труде, игре, обучении.

6.        Если человек вносит в коллективную общественную деятельность что-то своё это не может быть безразлично. Это всегда хорошо или плохо. Всякое свойство личности не может быть неопределённым для общества – оно или нравственно или безнравственно.[7]

Свойства личности – это такие свойства, которые всегда социально значимы, подлежат  нравственной общественной оценке.

Плохими или хорошими могут быть и многие привычки. Плохие  и хорошие привычки у каждого человека одинаковы, а свойства личности проявляются своеобразно. Это неповторимые уникальные для каждого человека свойства. Неповторимость каждого человека и составляет его нравственную ценность для общества.

Свойства личности проявляются ни везде и ни всегда, лишь в определённых соответствующих  условиях. Свойства личности характеризуют человека, показывая, что человек  может, представляет склонности человека к чему-либо. Определяют потенциал возможностей человека, который может проявиться в определённых обстоятельствах.

Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретённых им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность»включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Информация о работе Эмоции и личность