Экспериментальное исследование влияния памяти на успешность учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а чистейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы памяти –это следствие изменения взаимоотношения человека с внешним миром и людьми.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоритический подход к проблеме влияния памяти на успешность
учебной деятельности младших школьников.
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста……………………………………………………………...4
1.2 Учебная деятельность детей младшего школьного возраста…………......9
1.3 Особенности развития памяти у детей младшего школьного
возраста……………………………………………………………………….....13
2. Экспериментальное исследование влияния памяти на успешность учебной деятельности
2.1 Описание программы и методик исследования…………………………..21
2.2 Описание и анализ результатов исследования…………………………...23
2.3 Коррекционная работа, направленная на развитие памяти……………...29
Заключение……………………………………………………………………...34
Литература…………………………………………………………………........35
Приложения……………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

vliyanie_pamyati_na_uspeshnost_uchebnoy_deyatelnosti.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

Различают два основных типа памяти: 

  • образную
  • словесно-логическую.

         К образной памяти относится: зрительная, слуховая, двигательная. Сюда же примыкает и особая память на чувства, переживания – эмоциональная память. В чистом виде они встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный. Двигательная память выражается в запоминании и воспроизведении движений, она является основой выработки двигательных навыков(езда на велосипеде, плавание и так далее). На её основе формируются все навыки, начиная с простейших, в последующем работа двигательной памяти не «отменяется», но становится более сложной.

         Люди с преобладающей слуховой памятью предпочитают один раз услышать, чем сто раз увидеть. Если человек зрительного типа желает запомнить номер телефона, старается представить его написанным, а человек двигательного типа  произносит его про себя или пишет в воздухе, то человек со слуховой памятью  воспроизводит его звуковой рисунок, его интонационно-ритмический образ [17,c.96].

         Эмоциональная память выражается в запоминании  и воспроизведении чувств. Она является важным условием двигательного роста человека. Значения эмоциональной памяти в том, что она увеличивает богатство и разнообразие эмоциональной жизни. Источником чувств становится не только настоящие, но и прошлое.

Различают:

  • кратковременную
  • долговременную память.

         Как свидетельствуют сами названия, эти два вида памяти определяются временем сохранения материала. При этом в отличии от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Краткосрочная память характеризуется очень кратким сохранением  после  однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (впервые же секунды после восприятия материала).

         Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот материал функционирует, он остаётся в ведении оперативной памяти.

         Критерии принятые за основания деления памяти на виды (по характеру психической активности – образная и словесно-логическая, по характеру целей деятельности – произвольная и непроизвольная, по продолжительности  закрепления и сохранения материала – кратковременная, долговременная и оперативная), связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве.

         Возрастные особенности имеют и виды памяти. Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. Продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала [26,c.77].

         Ели говорить о закономерности словесного материала, то на всём протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие название предметов (конкретный материал), чем слова, обозначающие абстрактные понятия (абстрактный материал). Ученики сохраняют в памяти такой конкретны материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядный образцы и являются значимым в понимании того, что запоминается. Хуже запоминают тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ(названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.

         Абстрактный материал – также: запоминается такой абстрактный материал, который является обобщением ряда фактов (взаимосвязь между определёнными географическими явлениями). И, наоборот, учащиеся с трудом запоминают абстрактный материал, если он не раскрывается на определённом материале (например, определения понятий, если их не подкреплять примерами).

         Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется и в том, что дети справляются даже с таким трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом опора на наглядность, на иллюстрации.

         Младшим школьникам вполне достаточно умственное действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков различных предметов. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией.

         Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности [9,c.112].

         В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Эта особенность младших школьников обуславливается своеобразием других психических процессов, и прежде мышления. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, но могут делать это лишь по отношению к конкретным, образно представляемым  связям. Их мышление характеризуется как конкретно-образное, что определяет необходимость чёткой организации передачи материала через непосредственный опыт.

         Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предполагается учителем, приводит к такой особенности памяти, как буквальность (дословное воспроизведение того, что запомнилось). Буквальность памяти младших школьников проявляется в воспроизведении текстов. Буквальность запоминания обогащает активный словарный запас ребёнка: развивает литературно оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К третьему классу у ребёнка появляются «свои слова» при воспроизведения материала. Буквальность воспроизведения материала является показателем произвольности памяти. Но, являясь положительной характеристикой памяти, буквальность запоминания уже к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти и, как следствие этого, затруднять умственное развитие ребёнка. Поэтому, начиная с первого класса, следует на ряду с учётом этой особенности памяти учить ребёнка логически запоминать, материал, учить выделять главное [15,c.64].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экспериментальное      исследование    влияния   памяти на

                   успешность учебной деятельности 

2.1 Описание программы и методик  исследования

         Цель практического  исследования - изучить  уровень  развития памяти у детей младшего  школьного возраста и её влияние  на успешность учебной деятельности.

         В связи с этим в практической части своей работы мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Исследовать уровень развития  памяти учащихся 1 и 4 классов.

2. Выявить уровень успешности  учебной деятельности.

3. Выполнить сравнительный анализ результатов исследования.

         В данном исследовании принимали участие девочки и мальчики 1 и 4 классов. Всего в эксперименте приняло участие 30 человек. 

           Для  решения поставленных задач мы  выбрали следующие методики:

  1. Методика «Уровень развития образной памяти».
  2. Методика «Уровень развития кратковременной памяти».

         По методике  « Уровень развития образной  памяти» в качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому, предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы (Приложение 1). Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

         Даётся  следующая инструкция к тексту:

«Сейчас я покажу Вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того, как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить.»

Время предъявления таблицы - 20 секунд.

Обработка и интерпретация результатов теста: подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов.

 

Оценка в баллах

Количество воспроизведенных образов

9

15-16

8

13-14

7

10-12

6

7-9

5

6

4

5

3

4

2

3

1

1-2


 

1-4 баллов свидетельствует о  низком уровне развития памяти;

5-7 баллов- нормальный уровень развития  памяти;

8-9 баллов- высокий уровень развития памяти.

 

 

По методике «Уровень развития кратковременной памяти» испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой им таблицы (Приложение 2).

Инструкция к тесту:

«Сейчас Вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее количество чисел».

         Обработка  и интерпретация результатов  теста : по количеству правильно  воспроизведенных чисел производится  оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе - оперативной памяти - 10 единиц материала. Средний уровень: 6 - 7 единиц.

2.2  Описание и анализ  результатов исследования

         Чтобы  выявить влияние уровня развития памяти на успешность обучения мы высчитали средний балл успеваемости в 4 классе, учащихся разделили на 3 подгруппы. К слабым ученикам мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5. На среднем уровне находились дети имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.К сильным ученикам отнеслись дети имеющие от 4,5 до 5 баллов. (Приложения 3).

         Так как  учащиеся 1 классов не аттестуются, то мы провели опрос учителя, на сколько он считает успешным  в учебе каждого конкретного  учащегося своего класса и получили следующие результаты успешности (Приложение 4).

 

 

Рис.№1. Уровень успеваемости в 4-А классе.

 

 

 

 

Рис.№2. Уровень успеваемости в 1-А классе.

 

         В результате  проведённой методике «Уровень развития образной памяти» среди учащихся 1 класса, мы получили следующие результаты, которые внесли в сводную таблицу (Приложение 5).

 

 

Рис.№3. Уровень развития памяти в 1-А классе по методике «Уровень развития образной памяти».

 

 

         По результатам  проведённой методики, мы видим, что нормальный уровень образной  памяти имеют в 1 классе 47% учащихся. Это хороший показатель для  первого класса, но в то же  время 33% учащихся имеют недостаточно  развитую образную память, что несомненно будет тормозить нормальный процесс обучения, основанный прежде всего на запоминании учебного материала, следовательно с этими учащимися необходимо проводить дополнительную работу психологу, учителю, родителям по повышению уровня развития памяти.

         Если мы  сопоставим данные по этой  методике и результаты успешности  этих детей, то получим следующую  таблицу.

 

Таблица №1. Сопоставление результатов методики «Уровень развития образной памяти» и успешности учебной деятельности в 1 классе.

 

        Уровень

          развития

                 памяти

Уровень

успешности

учеб. дея-ти

 

 

 

 Высокий (20%)

 

     3 чел.

 

 

 

Средний (47%)

 

     7 чел

 

 

 

Низкий  (33%)

 

    5 чел

 

Высокий (27%)

    4 чел.

 

       2 чел.

 

    2 чел.

 

  ---

 

Средний (53%)

    8 чел.

 

      1 чел.

 

    5 чел.

 

   2 чел.

 

Низкий  (20%)

    3 чел.

 

      ---

 

      ---

 

 

   3 чел


 

 

 

         Анализируя  данную таблицу, мы приходим к  выводу о том, что уровень развития  памяти несомненно влияет на  успешность учебной деятельности. Как мы можем наблюдать, у детей с высоким уровнем развития памяти преобладает высокий уровень успешности учебной деятельности на примере 1 класса и вовсе у этих испытуемых отсутствует показатель низкого уровня успешности учебной деятельности. 3 испытуемых из 1 класса (20%) имеют по анализу учителя низкий уровень успешности учебной деятельности, как не парадоксально, но именно эти испытуемые (20%) имеют по результатам проводимой методики низкий уровень развития памяти. Из этих данных мы можем сделать вывод о том, что уровень развития памяти влияет на успешность учебной деятельности. 

         Рассмотрим  результаты проведённой методики  «Уровень развития кратковременной  памяти» в 4 классе (Приложение 6).

 

 

 

 

Рис.№4. Уровень развития памяти в 4-А классе по методике «Уровень развития кратковременной памяти».

 

 

 

         Если мы  сопоставим уровень развития  памяти среди 1 класса и 4 класса, то мы увидим, что к 4 классу  уровень развития памяти повышается. Это можно расценивать как возрастание уровня сформированности и повышение эффективности работы функциональных систем памяти (см. диаграмму рис №5).

Информация о работе Экспериментальное исследование влияния памяти на успешность учебной деятельности