Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:49, доклад
Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее кри¬терию истинности. Практичность, полезность, эффективность на¬учного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности зна¬ний, полученных на сегодняшний день научным методом.
Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть или исключить (элиминировать). Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют “побочными”. К числу побочных, полностью не устранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального различия.
Рассмотрим более подробно центральное понятие “валидность”. Обратимся к системе отношений “эксперимент–теория–
Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность. Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента.
Дополнительные переменные, которые требуют учета в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней – переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.
Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно – конструктивную валидность. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, т. е. в структуру следует ввести четвертую составляющую – интерпретацию: теория–эксперимент–
Конструктная валидность, по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.
Таким образом, внутренняя валидность определяется достоверностью интерпретации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия (отношение эксперимент–интерпретация), а конструктная валидность – правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.
Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой переменными. Установление конструктивной валидности требует отказа от альтернативных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен:
1) выявлять временную последовательность предполагаемых причины и следствия;
2) показывать, что вероятные причины и эффект взаимосвязаны (ковариантны);
3) исключать влияние побочных переменных, которым можно было бы объяснить экспериментальный эффект; 4) исключать альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, объясняющих эту связь.
Для уяснения отношений между основными характеристиками экспериментального исследования полезно запомнить следующую схему: (см. рис. 4.5).
Рис. 4.5
Внутренняя валидность является непременным условием любого эксперимента. Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность эксперимента. Перечислим их. Первую группу можно назвать факторами выборки:
1. Селекция – неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку в результатах.
2. Статистическая регрессия – частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе “крайних” показателей (иначе – корреляция из-за неоднородности группы).
3. Экспериментальный отсев – неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.
4. Естественное развитие – изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкретными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.).
Вторая группа – побочные переменные, влияние которых приводит к следующим эффектам:
1. Эффект “истории”– конкретные события, происходящие в период между начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздействия.
2. Эффект тестирования – влияние предварительного тестирования на результат итогового.
3. Инструментальная погрешность – определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т. е. надежностью теста; именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмпбелла, а не наоборот.
4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; истории (разные истории экспериментальных групп) и др.
Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация воздействия, когда его на самом деле не происходит и др.
26.Основные причины нарушения внешней валидности.
Внутренняя валидность – Мера соответствия реального эксперимента идеальному. Соотношение влияния НП и побочных переменных на ЗП. Чем больше приходится на НП, тем выше Валидность. Чтобы ее повысить, нужно выявить сторонние переменные и устранить или усреднить. Высокая внутренняя валидность позволят считать выводы о зависимости достоверными.
Внешняя валидность – переносимость полученных результатов в реальный мир. «Эксперимент полного соответствия» - абсолютная переносимость.
Планирование эксперимента и факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность.
Планирование необходимо для обеспечения внутренней и внешней валидности. Рекомендуется использовать техники контроля внешних переменных.Кэмбелл составил факторы, нарушающие валиднсоть:
Внутренняя валидность:Факторы выборки: 1) Селекция – неэквивалентность групп по составу. 2) Статистическая регрессия – группы выбирались на основе крайних показателей (корреляция из-за неоднородности группы) 3) Экспериментальный отсев – неравномерное выбывание испытуемых. Приводит к неэквивалентности групп. 4) Естественное развитие – изменение связано с течением времени, с усталостью, болезнью и т.д.
Побочные переменные 5) Эффект истории. События между тестированиями повлияли. 6) Эффект тестирования. Влияние предварительного тестирования на результат итогового 7) Инструментальная погрешность – зависит от надежности метода. 8) Взаимодействие факторов (отбора, естественного развится, истории и т.д.)
Внешняя валидность: 1) Эффект тестирования. Уменьшение или увеличение восприимчивости к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования 2) Условия проведения исследования влияют на результаты (в реальной жизни этих факторов нет) 3) Взаимодействие факторов отбора и содержания (были ли испытуемыми добровольцами или принуждеееыми) 4) Интерференция экспериментальных воздействий (воздействия не проходят бесследно и сказываются на последующих)
Эффект тестирования тем сильнее, чем оно необычнее. Что-бы избежать эффекта, можно использовать планы с предварительно не тестируемыми группами. Проблема внутренней валидности впринципе разрешима, а внешней – нет.
Эффект последовательности – влияние последовательности придъявления поздействий в интра- и кроссиндивидуальных экспериментах
27. Экспериментальная выборка
Выборка — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30—35. Выборка может рассматриваться в качестве репрезентативной или нерепрезентативной. Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана. Выделяют несколько основных видов плана построения групп:
1. Исследование с экспериментальной и контрольной группами, которые ставятся в разные условия. Исследование экспериментальной группы проводится на фоне контрольной группы (пытаемся определить и выявить определенные свойства).
2. Исследование с экспериментальной и контрольной группами с привлечением стратегии попарного отбора. Для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему (возраст, образование, соц. статус, семейное положение и т.п.). Тогда экспериментальная и контрольная группы становятся похожими по составу испытуемых.
3. Исследование с использованием только одной группы — экспериментальной. Поведение этой группы изучается и в экспериментальных и в контрольных условиях. Такой план применяется, когда наблюдается только экспериментальная группа, и нет возможности сформировать контрольную группу. Недостаток – отсутствие контроля эффекта последовательности.
4. Исследование с использованием смешанного (факторного) плана — все группы ставятся в разные условия, и образуется более чем 2 группы. Формирование выборки в этом случае должно подчиняться ряду правил. Применяется при факторном планировании эксперимента. Должны действовать следующие критерии:
- Содержательный критерий (критерий операционной валидности), правила которого сводятся к тому, что характеристики экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.
- Критерий эквивалентности (критерий внутренней валидности). Его смысл сводится к тому, что результаты, полученные на выборке, должны распространяться на каждого члена выборки.
- Критерий репрезинтативности (критерий внешней валидности). Его правила звучат так, что группа лиц, участвующих в эксперименте должна представлять всю часть популяции.
Отбор групп для их участия в психологическом эксперименте осуществляется с помощью различных стратегий, которые нужны для того, чтобы обеспечить максимально возможное соблюдение внутренней и внешней валидности.
• Рандомизация (случайный отбор). Рандомизация, или случайный отбор, используется для создания простых случайных выборок. Использование такой выборки основывается на предположении, что каждый член популяции с равной вероятностью может попасть в выборку. Например, чтобы сделать случайную выборку из 100 студентов вуза, можно сложить бумажки с именами всех студентов вуза в шляпу, а затем достать из неё 100 бумажек — это будет случайным отбором.
• Попарный отбор. Попарный отбор — стратегия построения групп выборки, при котором группы испытуемых составляются из субъектов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Данная стратегия эффективна для экспериментов с использованием экспериментальных и контрольных групп с лучшим вариантом — привлечением близнецовых пар (моно- и дизиготных), так как позволяет создать.
• Стратометрический отбор. Стратометрический отбор — рандомизация с выделением страт (или кластеров). При данном способе формирования выборки генеральная совокупность делится на группы (страты), обладающие определёнными характеристиками (пол, возраст, политические предпочтения, образование, уровень доходов и др.), и отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками.
• Приближённое моделирование. Приближённое моделирование — составление ограниченных выборок и обобщение выводов об этой выборке на более широкую популяцию. Например, при участии в исследовании студентов 2-го курса университета, данные этого исследования распространяются на «людей в возрасте от 17 до 21 года». Допустимость подобных обобщений крайне ограничена.
• Привлечение реальных групп.
28. Критерии внешней валидности репреэентативностл выборки).
Реальный эксперимент отличается как от эксперимента идеального, так и от самой реальности, которую он призван моделировать. Это отличие фиксируется таким понятием, как “внешняя валидность” психологического эксперимента.
Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей “первообразом” для эксперимента. Кроме того, внешняя валидность характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит “первообразная”, и на любые другие.
Надо сказать, что внешняя валидность имеет особое значение на эмпирической стадии развития науки. В принципе возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служат лишь для проверки гипотез, источником которых является развитая теория. В развитых науках исследователи стремятся избегать “прямого замыкания”. Экспериментальный результат – реальность, так как понятно, что эксперимент строится исходя из требований проверяемой теории, а не из требований соответствия реальности. Моделирование некоторых условий, например в экспериментах по сенсорной депривации или выработке классических условных рефлексов, не соответствует никакой жизненной реальности. При условии, если под реальностью понимать то, что было, а не то, что потенциально может быть. Но нельзя отрицать значение “внешней валидности” для эксперимента, если учитывать общее состояние психологической науки, а не “передовой” край психологической теории.
Внешняя валидность иногда трактуется как характеристика эксперимента, определяющая возможность переноса (обобщения) полученных результатов на различные времена, места, условия и группы людей (или животных). Однако возможность переноса является следствием двух причин: 1) соответствия условий эксперимента его “первообразной” жизненной ситуации (“репрезентативность” эксперимента); 2) типичности самой “первообразной” ситуации для реальности (“репрезентативность” ситуации). Выбранная для моделирования в эксперименте ситуация может быть совершенно нерепрезентативной с точки зрения жизни той группы испытуемых, которая участвует в эксперименте, или являться редкой и нетипичной.