Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:49, доклад
Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее кри¬терию истинности. Практичность, полезность, эффективность на¬учного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности зна¬ний, полученных на сегодняшний день научным методом.
Изучение и измерения, могут проводиться как в искусственно созданных условиях, так и в естественных условиях. Преимущество измерение от эксперимента, заключается в том, что исследователь не пытается воздействовать на объект, а регистрирует характеристики в таком виде, в каком они есть на самом деле.
Изучение и измерения, могут проводиться как в искусственно созданных условиях, так и в естественных условиях. Преимущество измерение от эксперимента, заключается в том, что исследователь не пытается воздействовать на объект, а регистрирует характеристики в таком виде, в каком они есть на самом деле.
Измерение в отличии от наблюдения, проводиться во время приборно-опосредованного взаимодействия самого объекта, или же измерительного инструмента. При измерении, почти невозможно выявить причинно-следственные зависимости, но вполне реально установить связи между уровнями различных параметров и объектов. И по тому, измерение представляет собой коррекционное исследование.
Обычно, измерение представляет из себя некую операцию, с помощью которой, объектам приписываются числа. С точки зрения математики, такое приписывание требует установления соответствия между свойствами вещей и собственными числами.
Измерение, представляет собой регистрацию состояния объекта. Во время этого измерения, должна быть определена некоторая функция, которая будет связывать состояние прибора и объекта.
Большинство специалистов по теории измерения, свое внимания уделили именно второй процедуре – интерпретации показателей, а что касается первой процедуры, то в ней самым главным аспектом, есть взаимодействие объекта и прибора. Такая операция интерпретации, должна в идеале описывать взаимодействия объекта и прибора, а именно, влияние характеристик прибора на показания.
Измерение, можно определить не только как эмпирический метод влияния свой, о и состояние самого объекта, за счет измерения состояния объекта. Прибор измерения, может быть не только внешним, но и внутренним. Но также, может существовать, так называемое инструментальное измерение, это когда психолог применяет измерительную методику, к примеру, интеллект и текст.
Психологическим измерением, можно считать величины каких либо параметров реальности. На основе таких оценок, исследователь может измерять субъекты реальности испытуемого.
В стандартных науках, можно различить три вида измерений:
фундаментальное измерение, основанное на эмпирических измерениях;
производственное измерение, которое связывает переменные закономерности с другими;
измерение происходящего, то есть исследование наблюдательных признаков.
Сопоставление различных параметров объекта, позволяет выявить все связи, которые возникли между ними, другим словом, такие связи еще могут называться «коррекционными». Какое либо наблюдение, можно отнести к пассивным методам исследования. Во время измерения, можно регулировать только внешние свойства, для того, что бы выявить всю суть скрытых свойств.
Для того, что бы устранить все связи между процессами и явлениями, нужно провести специальный эксперимент. Такой эксперимент, является довольно активным методом изучения реальности. Сам исследователь, может не только задавать вопросы, но и вынуждает обязательно на них отвечать.
Эксперимент - это специально созданное исследование, направляемое на проекты экспериментальной гипотезы, связанной с причинно – следственной связью. Эксперимент, прежде всего, это основной метод естествознания ориентированной психологии.
Подводя итог, мы отметим, что наблюдение -это непосредственный метод исследования, эксперимент – активным метод изучения реальности, -измерение –это опосредованный метод. С точки зрения теории, вполне возможно отметить и четвертый вид эмпирического исследования. Такой метод, возможен только в психологии , и называется он «коммуникативным» методом, иным словом беседой.
7 Наблюдение как научный метод
Наблюдение - исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.
Признаки научного наблюдения
1. Наблюдение должно быть направлено на социально существенные области.
2. Наблюдение должно проводиться организованно и систематизировано. Бесплановое и несистемное наблюдение не приводит к познанию существенных явлений, взаимосвязей и детерминантов. Многие ошибочные результаты оценки людей и групп являются результатом суждений, выводимых из случайных, основанных на «повседневном опыте» наблюдений.
3. Наблюдение требует максимально широкого сбора сведений. Можно применять технические средства, однако наблюдение посредством промежуточного включения аппаратуры способно заменить наблюдателя лишь частично, оно только обогащает возможности и повышает надежность его суждений. Часто технические средства могут нарушить естественную обстановку в поле наблюдения.
4. Результаты научного наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению.
5. Наблюдение и обработка его результатов требуют от наблюдателя объективности. Поэтому необходимо стремиться:
— к субъективной независимости при восприятии (рецепции);
— к субъективной независимости при выборе охватываемого события;
— к субъективной независимости при классификации данных;
— к субъективной независимости при интерпретации результатов.
Формы наблюдения
1. Осознанное наблюдение. Оно проводится в контакте с наблюдаемым и с его ведома. Роль наблюдателя, как и цель наблюдения, в общем, известна. В отдельных процедурах эта форма наблюдения применяется, прежде всего, для диагноза поведения в труде. Чаще всего с этой целью соответствующие лица наблюдаются в совершенно особых ситуациях или побуждаются к определенным актам поведения. Осознанное наблюдение может быть также и групповым.
2. Неосознанное внутреннее наблюдение. В этом случае наблюдение осуществляется в общении с наблюдаемыми, однако они не осведомлены о том, что лицо, вступившее с ними в контакт, действует как наблюдатель. Такая форма наблюдения является особенно подходящей для исследования социального поведения малых групп. Здесь наблюдатель принимает участие в жизни группы. Особенности этой формы следующие: присутствие наблюдателя, считается естественным, и его общественное положение воздействует на наблюдаемых меньше, поскольку им неизвестна его функция наблюдателя.
3. Неосознанное внешнее наблюдение. Наблюдатель остается неизвестным для наблюдаемого, потому что первый либо не замечается вторым, либо не бросается ему в глаза, представляясь безучастным посторонним лицом, не обнаруживающим своих функций. Наблюдатель может, например, вести наблюдение, находясь за односторонне прозрачной стенкой; проводить сбор данных посредством промежуточного включения технических средств.
4. Наблюдение окружающей среды. Посредством этой формы наблюдения исследователь обнаруживает и анализирует такие условия окружающей среды наблюдаемых, которые в решающей степени формируют их поведение или оказывают на него влияние.
8. Эксперимент как научный метод.
Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Эксперимент — основной метод современного естествознания и естественно-научной ориентированной психологии. В научной литературе термин "эксперимент" применяется как к целостному экспериментальному исследованию — серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной экспериментальной пробе — опыту.
Выделяют главным образом три вида эксперимента:
1) лабораторный;
2) естественный;
3) формирующий.
Лабораторный (искусственный) эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, позволяющих, насколько это возможно, обеспечить взаимодействие объекта исследования (испытуемого, группы испытуемых) только с теми факторами (релевантными стимулами), воздействие которых интересует экспериментатора. Вмешательство «посторонних факторов» (нерелевантных стимулов) экспериментатор старается максимально снизить или установить над ними строгий контроль. Контроль заключается, во-первых, в выяснении всех нерелевантных факторов, во-вторых в сохранении их неизменными в процессе эксперимента, в третьих, если выполнение второго требования невозможно экспериментатор старается отслеживать (по возможности количественно) изменения нерелевантных стимулов во время проведения эксперимента.
Естественный (полевой) эксперимент проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Если это позволяют этические и организационные соображения, испытуемый остается в неведении о своем участии в полевом эксперименте.
Формирующий эксперимент является специфическим именно для психологии и ее приложений (как правило, в педагогике). В формирующем эксперименте активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых — позволяют целенаправленно их изменять и формировать.
«Принципиально, подобное воздействие может приводить и к негативным для испытуемого или общества последствиям. Поэтому чрезвычайно важны квалификация и добрые намерения экспериментатора. Исследования подобного рода не должны вредить физическому, духовному и нравственному здоровью людей».
Существует множество других более подробных, но, с другой стороны, более формальных классификаций экспериментальных методов, проведенных по разным основаниям (критериям классификации) и с разной степенью строгости.
По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования. Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных. Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В. В случае если существует информация о качественной связи между двумя переменными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменными.
9. Измерение как научный метод.
Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры эксперимента.
Как самостоятельный метод, он служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения (традиционная задача психофизики) и структуры индивидуального опыта.
Измерение включается в контекст эксперимента как метод регистрации состояния объекта исследования и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.
В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения. Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определенному типу личности. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сходства или различия людей. Психологическое измерение становится измерением испытуемых.
Во-вторых, исследователь может использовать измерение как задачу испытуемого, в ходе выполнения которой он измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. Часто эта процедура оказывается измерением стимулов. Понятие "стимул" используется в широком смысле, а не в узкопсихофизическом или поведенческом. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект.
В-третьих, существует процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей. При этом предполагается, что "стимулы" и "испытуемые" могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации.
Внешне процедура психологического измерения ничем не отличается от процедуры психологического эксперимента. Более того, в психологической исследовательской практике "измерение" и "эксперимент" часто используются как синонимы. Однако при проведении психологического эксперимента нас интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического измерения является всего лишь отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков.