Экономический человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:28, лекция

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что проведение экономических реформ вызвало не только преобразование экономической жизни общества, но отозвалось также в виде мощной волны мировоззренческого резонанса — осмысления экономики, «экономического человека», их места в системе других социальных реалий. Многие стороны экономической жизни, длительное время оцениваемые исключительно с идеологических позиций, стали восприниматься в их подлинном, экономическом содержании, нередко уродливо выпяченном, циничном и обнаженном.

Файлы: 1 файл

Экономический человек.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

      Представление о включенности в экономическую жизнь широкого спектра социокультурных, аксиологических, социоантропологических факторов позволяет исследовать причины и основания экономических реформ в их «человеческом измерении». Рассмотренная с этих позиций экономика не представляется больше неумолимой, неотвратимой силой в истории. Люди сами выбирают свою экономическую судьбу, даже если их выбор и недостаточно осознан. Однако в его основе всегда лежат уже сложившиеся ценности, представленные в общественной психологии. И в этой связи следует отметить острую необходимость исследования множественных предпосылок современной перестройки в России. Казалось бы, в основе экономических преобразований должны быть прежде всего потребительские мотивы, мотивы «иметь». От реформ ожидались прежде всего повышение экономической эффективности производства и улучшение качества жизни россиян. Но только ли потребительские мотивы определяли принятие новых порядков? Мы провели небольшое социологическое исследование среди студентов-экономистов Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Почему россияне столь длительное время поддерживают реформы, несмотря на падение производства, безработицу, свертывание многих социальных программ?» Только 27% из опрошенных считали, что нынешняя экономическая политика способна привести к рынку и экономической эффективности. Однако более 67% ответили, что поддержка реформ связана с возможностями индивидуализации, которых не было в предыдущий период («меньше стали вмешиваться в личные дела», «теперь можно делать то, что каждый для себя хочет» и т. п.). И хотя выборка из числа студентов не может считаться репрезентативной для оценки состояния умов всего населения России, очевидна множественность ментальных оснований перестройки, в результате которой люди хотят не только «иметь», но главным образом «быть». Очевидно также, что именно мотивы, характеризующие сущностное бытие личности в виде активности, свободы, достоинства, могут абсолютизироваться и, приобретая мнимые, суррогатные формы, при которых, к примеру, подлинные демократия и гласность подменяются «громкостью», могут лежать в основе поддержки утопичной экономической политики.

      Очевидно  также и то, что мировоззренческая  значимость проводимых преобразований для судеб России должна включить ответ на вопрос: в какой мере люди получают возможность для подлинно человеческого бытия? Оптимистическая вера в будущее экономическое процветание России не должна заслонять ответ на этот вопрос, ибо нельзя понять и объяснить экономическую жизнь общества на основе одних лишь экономических законов. Как и в любых других видах деятельности, в ее основе лежит самоценность человека как личности, его потребность «иметь» и «быть» как два нераздельных аспекта личностной самореализации. 

ПРИМЕЧАНИЯ: 

          1. См.: Титаренко  А. И. О взаимоотношении морали и  политики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1994. № 6; Дубко Е. Л. Стоимостная концепция моральных ценностей // Там же. 1995. № 3.
          2. См.: Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3, ч. I. M., 1969. С. 360—361.
          3. Там же. С. 364.
          4. Там же. С. 381.
          5. См.: Дубко Е. Л. Указ. соч. С. 43.
          6. Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М, 1964. С. 192.
          7. Гельвеции К. Об уме. М„ 1938. С. 231.
          8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1. М., 1990. С. 344.
          9. См.: Малахов С. Экономическая психология и вариативность моделей экономического поведения // Экономические науки. 1991. № 7.
          10. См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М, 1962. С. 27—29.
          11. См.: Рикардо Д. Соч. Т. 1. М., 1955. С. 82—83.
          12. Фейербах Л. Избр. филос. произв. Т. 2. М., 1955. С. 547.
          13. См.: Козлова К.Б. Институционализм в американской политэкономии: идейно-теоретические основы либерального реформизма. М., 1987. С. 86—87.
          14. Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. СПб., I960. С. 19.
          15. Лосский Н. О. Условие абсолютного добра. М., 1991. С. 267.
          16. Rуаn A. Property. L., 1987. Р. 6.
          17. Культурные традиции и современность. М., 1989. С. 176.
          18. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 8.
          19. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С. 227.
          20. См.: Петровский А. В. Развитие личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
          21. См,: Дилигенский Г. Г., Лекторский В. А. Проблемы целостности мира (диалог) // Вопросы философии. 1990. № 12.
          22. См.: Малахов С. В. Основы экономической психологии. М., 1992. С. 4.

Информация о работе Экономический человек