Изучение особенностей воображения в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что исследования по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………
Глава I. Проблема исследования воображения в психологии………………….
Определение воображения в психологии………………………………….
Особенности воображения детей младшего школьного возраста………..
Особенности воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР...
Глава II. Описание диагностических методик, применяемых для изучения особенности воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР………..
2.1. Метод диагностики воображения художественного - "Рисунок"…………..
2.2. Метод диагностики воображения речевого - "Вербальная фантазия"……..
2.3. Метод диагностики воображения художественно-прикладного - "Скульптура". ………………………………………………………………………
2.4. . Метод "Спросить и угадать "………………………………………………...
2.5. Метод "Усовершенствование игрушки "……………………………………
2.6. Метод "Необычное использование"………………………………………….
2.7. Метод "Необычные вопросы"………………………………………………...
2.8. Метод "Невероятные ситуации"……………………………………………...
2.9. Тест "Нарисуй картинку"……………………………………………………...
2.10. Тест "Закончи рисунок"……………………………………………………...
2.11. Тест "Повторяющиеся фигуры"……………………………………………..
Глава III. Описание результатов, полученных в ходе диагностического исследования воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР………

3.1. Диагностика воображения с помощью теста Е. Торренса "Закончи рисунок"………………………………………………………………………………………………………………..
3.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация……………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 52.71 Кб (Скачать)

3.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация.

При анализе рисунков учитывался личностный стиль тестируемого, многообразие проявленных ассоциаций, новизна идей и принципы их творческого воплощения; минимум внимания обращалось на "профессиональную" технику художественного оформления рисунков.

Проведя тестирование на определение уровня развития воображения школьников и получив данные по критериям воображения, мы получаем следующие диагностические данные, представленные в таблице (см. таблицы 1).

Таблица 1. Значения показателей теста (в баллах) учащихся 2-го класса

Фамилия, имя

Продуктивность

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

 

1

Атоян А.

6

2

2

3

 

2

Броян В.

8

4

2

4

 

3

Владарчук К.

10

6

2

5

 

4

Думан В.

8

5

2

4

 

5

Землянский В.

8

4

2

4

 

6

Караманова Е.

8

5

2

4

 

7

Козлова О.

8

5

2

5

 

8

Козлова Ю.

8

6

2

5

 

9

Кокоулин Т.

9

6

2

5

 

10

Кошеру О.

8

5

2

3

 

11

Куделенко Е.

8

5

2

4

 

12

Кузьмин К.

8

3

2

3

 

13

Куров К.

10

5

2

5

 

14

Одобеску А.

8

4

2

5

 

15

Петров Д.

10

8

2

7

 

16

Полозова В.

10

6

2

6

 

17

Самохвалов А.

9

6

2

4

 

18

Смаглюк А.

10

8

2

8

 

19

Токарева С.

10

8

2

8

 

20

Удовиченко И.

8

4

2

5

 

21

Филин Р.

7

3

2

2

 

22

Фомич Е.

8

5

2

5

 

23

Хачатрян М.

7

3

2

4

 

24

Хмыров В.

10

8

3

8

 
             

Проведя расчеты, мы получаем общие (суммарные) и средние баллы критериев воображения (см. таблицу 2).

Таблица 2. Общие (суммарные) и средние баллы критериев воображения

 

Критерии воображения

Баллы по классу общие (суммарные)

Баллы по классу (средние)

 

Продуктивность

204

8,5

 

Гибкость

124

5,2

 

Оригинальность

49

2

 

Разработанность

116

4,8

 
       

Рассмотрим средние диагностические данные критериев воображения школьников на примере гистограммы:

Рисунок 1. Гистограмма средних диагностических данных критериев воображения учащихся 2-го класса.

Рассмотрим диагностические результаты критериев воображения (в среднем по классу) и их интерпретацию.

Продуктивность. Этот показатель не является специфическим для воображения, но применение его позволяет наблюдать ход творческой мысли под воздействием воображения. Полученные данные показывают, что активность продуктивности в классе выше среднего. Это говорит о наличии у детей устремлений, проектов, идей, которые они готовы воплощать.

Гибкость. Данный показатель оценивает разнообразие идей и стратегий воображения, способность находить связь между различными аспектами.

Здесь полученные данные говорят о том, что дети имеют развивающееся мышление, стремление к информированности, устойчивый развивающийся творческий и интеллектуальный потенциал, волевую само мотивацию и непосредственную заинтересованность.

Оригинальность. Показатель оригинальности характеризует способность выдвигать/проявлять идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных, догматических. Таким образом, эти полученные данные говорят о детской жизненной позиции, комфортности, развивающейся творческой и интеллектуальной активности.

Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны при высокой успеваемости, способности к изобретательской и конструктивной деятельности, конкретности и точности. Низкие значения - характерны при недисциплинированности, отставании, нерадивости, халатности, невнимательности. Полученные нами данные показывают конструктивную направленность развития способностей, изобретательской деятельности и успеваемости детей в классе.

Исходя из результатов данного исследования, получаем данные (в процентном соотношении) уровня развития воображения детей в классе. Таким образом, уровень развития воображения составил 51,25%, что соответствует вышесреднему перспективному уровню развития воображения школьников данного класса.

Заключение

В результате анализа проделанной работы можно утверждать, что воображение проявляется в сознании каждого ребёнка способностью творить своим внутренним мысленным "взором" явления, объекты, процессы, проекты, которые не представлены наглядно; они "строятся", создаются в голове, приобретая, тем самым, новый статус [26, с. 22-- 23]; что "человек рождается в мире, но человек творит миры".

На сознание и подсознание ребёнка воздействуют окружающие его природа, стихии, предметы, символы, вызывая в нём определённые ассоциации, воспоминания, мысли; пробуждают сознание и побуждают к каким-либо действиям. Предметы и символы, "взаимодействуя" с сознанием и подсознанием ребёнка, образуют вокруг себя так называемое психическое поле, влияющие на мотивы и поступки ребёнка.

Дети младшего школьного возраста усваивают образцы поведения, построения отношений, виды деятельности; имеют определенную свободу действий в применении знаний для наработки собственного жизненного опыта. Воображение, познающее и созидающее перерабатывает информацию, впечатления; создаёт способы передачи усвоенного. В этот период появляются целостные видение и планирование, когда дети, до начала каких-либо действий, могут и умеют: построить план действий; последовательно реализовывать этот план, корректируя его по ходу выполнения.

Воображение входит в когнитивную сферу психики и является одним из видов психологической деятельности людей. Имея собственный статус, воображение детей взаимосвязано с восприятием, впечатлением, вниманием, мышлением, памятью, представлением, речью, фантазиями, вИдением, креативностью, интуицией, волей, интеллектом, намерением, творчеством, а также с ретикулярной формацией (с лат. ретикул -- совокупность клеток, клеточных скоплений и нервных волокон, расположенных на всем протяжении ствола мозга (продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг) и в центральных отделах спинного мозга), сознанием, осознанием, идеями, духовно -- нравственными потребностями, бессознательным, мечтами, желаниями и мотивами, планами и целями, поступками, действиями, играми, трудом, отдыхом и многим другим и, в конце концов, с жизнью во всех её проявлениях, со Вселенной.

Сила воображения заключается в способности сознания создавать очень яркие картины на основе образов, которые оно может трансформировать. Естественно, это предполагает наличие, воспитание у индивида (в широком смысле этого слова) адекватной самокритичности, ответственности, нравственности, целенаправленности, позитивности, креативности мышления, эмоциональной сбалансированности и так далее.

Невозможно не отметить у детей взаимосвязи воображения с эмоциями (в психологии - закон общего эмоционального знака и закон эмоциональной реальности воображения), которые непосредственно влияют на состояние детей, их настроение, чувства, мысли, впечатления, переживания, создаваемые ими образы, на их внутренний мир, а в итоге - на внешний мир, на их реальность. Осознанно или бессознательно, эмоциональное воображение направляется на проживание полученных ранее психологических травм. К счастью, эмоциями, как и воображением, можно и нужно уметь управлять. Как заметил Мишель де Монтень: "Мозг "хорошо устроенный" стоит больше, чем мозг "хорошо наполненный".

В научных выводах отмечено, что актуальность проблемы воображения определяется задачами развития творческого потенциала общества и разработкой конкретных методик развития игры и продуктивной деятельности ребенка. Это стратегическое государственное планирование, при котором должно учитываться конкретное личностное самовыражение каждого человека. Как известно, большинство существующих в мире "...систем обучения и рекомендаций для самообучения ориентированы на интенсивное развитие абстрактно - логических форм познания действительности, а необходимость постоянной тренировки образного отражения явлений и предметов внешнего мира, а также связей между ними, в этих системах недооценивается" [6, с. 159 - 160]. Как отметил Я.Э. Голосовкер, "...всякое подавление воображения имеет своим результатом снижение культуры, упадок культуры". В.П. Зимченко, поддерживающий концепцию "бесконечного развития человека", напоминает нам, что "...угасание ...воображения молодого поколения грозит нарастанием негативно-депрессивного мироощущения в обществе».

 

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Академия, 1997. - 93 с.: ил.
  2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А.Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.: ил
  3. Дьяченко О.М. Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. Интернет - статья. 2009.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Электронный учебник. 2005.
  5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2005. - 208 с.
  6. Клайн Пол. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев,1994. - 283 с.
  7. Костоусов В.П. Конспект по дисциплине "Психодиагностика". - Анапа, 2010. 
  8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
  9. Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности. Электронный журнал "Педагогика искусства", 2007, №1.
  10. Рибо Т. Творческое воображение. - СПб., 1901. Электронный вариант текста.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава IX. Воображение. Электронный вариант статьи. 2005.
  12. Себар Т.В. Проблема продуктивного воображения в свете христианского гнозиса и аксиологии. Электронный вариант статьи. - Воронеж, 2002.
  13. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: ПИТЕР, 2007. - 170 с.: ил.
  14. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Академия, 2007. - 215 с.
  15. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. В 3 Ч. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  16. Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 544 с.
  17. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма - пресс, 2004.
  18. Большой толковый психологический словарь под ред. Артура Ребера. - М.: Вече - АСТ, 2000. - 591 с.

 
 

 
 

 


Информация о работе Изучение особенностей воображения в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития