Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 16:32, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что исследования по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость.
Введение……………………………………………………………………………
Глава I. Проблема исследования воображения в психологии………………….
Определение воображения в психологии………………………………….
Особенности воображения детей младшего школьного возраста………..
Особенности воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР...
Глава II. Описание диагностических методик, применяемых для изучения особенности воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР………..
2.1. Метод диагностики воображения художественного - "Рисунок"…………..
2.2. Метод диагностики воображения речевого - "Вербальная фантазия"……..
2.3. Метод диагностики воображения художественно-прикладного - "Скульптура". ………………………………………………………………………
2.4. . Метод "Спросить и угадать "………………………………………………...
2.5. Метод "Усовершенствование игрушки "……………………………………
2.6. Метод "Необычное использование"………………………………………….
2.7. Метод "Необычные вопросы"………………………………………………...
2.8. Метод "Невероятные ситуации"……………………………………………...
2.9. Тест "Нарисуй картинку"……………………………………………………...
2.10. Тест "Закончи рисунок"……………………………………………………...
2.11. Тест "Повторяющиеся фигуры"……………………………………………..
Глава III. Описание результатов, полученных в ходе диагностического исследования воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР………
3.1. Диагностика воображения с помощью теста Е. Торренса "Закончи рисунок"………………………………………………………………………………………………………………..
3.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация……………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………….
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Тульский государственный педагогический
университет им. Л.Н.Толстого»
(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)
Кафедра специальной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Психология лиц с умственной отсталостью»
на тему:
Изучение особенностей воображения в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития
Выполнила:
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук,
Профессор
Тула 2014
Содержание
2.1. Метод диагностики воображения художественного - "Рисунок"…………..
2.2. Метод диагностики воображения речевого - "Вербальная фантазия"……..
2.3. Метод диагностики
воображения художественно-
2.4. . Метод "Спросить и угадать "………………………………………………...
2.5. Метод "Усовершенствование игрушки "……………………………………
2.6. Метод "Необычное использование"……………
2.7. Метод "Необычные вопросы"……………………………
2.8. Метод "Невероятные ситуации"……………………………………………...
2.9. Тест "Нарисуй картинку"………………………………
2.10. Тест "Закончи рисунок"…………………………………
2.11. Тест "Повторяющиеся фигуры"……………………………………………..
3.1. Диагностика воображения с помощью теста
Е. Торренса "Закончи рисунок"…………………………………………………………
3.2. Анализ результатов исследования и их интерпретация……………………………..
Введение
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что исследования по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.
Проблемы творчества и воображения широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие.
Целью исследования является изучение воображения учащихся с ЗПР на примере младших классов.
Объектом исследования – младший школьник с ЗПР. Развитие познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности воображение детей младшего школьного возраста с ЗПР .
Для проверки гипотезы потребовалось решить следующие задачи:
1.Проанализировать источники
по проблеме развития
2.На основе анализа
психолого-педагогической
3.Выявить особенности развития воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Методы исследования: Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения особенности воображения детей младшего школьного возраста с ЗПР;
результатов исследования;
Воображение - форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.
Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выгодский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.
“Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”.
“Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.
Подобное можно прочитать и в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального
1.2 Особенности воображения детей младшего школьного возраста.
Воображение в этом возрасте
проявляется особенно ярко по сравнению
с предшествующими годами. Неуемной фанатазии
ребенка трудно не поразиться.
Своеобразный реализм, стремление следовать
правдой поведения в жизни проявляются
и в рассказах, сказках, сочиненных самими
детьми.
Отличие же детского фантазирования от
действительности заключается главным
образом в том, что ребенок, как справедливо
отмечал Л.С.Выготский, не знает основных
закономерностей объективной действительности
и потому легко нарушает жизненную реальносrь.
И видимое богатство детской фантазии
является в действительности проявлением
скорее слабости критической мысли ребенка,
чем силы его воображения.
Воображение ребенка, возникнув на границе
раннего и дошкольноro возраста, претерпевает
серьезные изменения в младшем школьном
возрасте. Наряду с дальнейшим развитием
непроизвольного воображения появляется
качественно новый тип воображения –
произвольное. Его появление и дальнейшее
развитие в дошкольном возрасте психологи
связывают с возникновением новых, более
сложных видов деятельности, с изменением
содержания и форм общения ребенка с окружающими,
в первую очередь, с взрослыми.
Вначале образы произвольного воображения
возникают под влиянием словесных воздействий
взрослого в сюжетно-ролевой игре.
Несколько позже произвольное воображение
проявляется и в других видах деятельности,
требующих предварительного планирования
(рисование, лепка, конструирование, труд,
учение и и др.).
Образам воображения в этам возрасте присуще
особая яркость, наглядность, подвижность
и изменчивость. Нельзя нe обратить внимания
на большую эмоциональную окрашенность
образов детского воображения. Она особенно
заметно проявляется в творческих играх.
Дети стремятся к привлекательным, с их
точки зрения, эмоционально насыщенным
ролям. Огромное значение игры в психическом
развитии ребенка в значительной степени
объясняется тем, что чувства, испытываемые
играющим ребенком, - настоящие. Немало
искренности вкладывает ребенок в созданные
им образы.
He зря крупнейший режиссер К.С.Станиславский
советовал актерам учиться игре у детей.
Высокой эмоциональностью отличаются
рисунки, стихи и сказки детей.
Воображение ученика часто носит воссоздающий
(репродуктивный) характер. Оно помогает
представить то, о чем говорит учитель,
что написано в книге, чего еще не было
в непосредственном опыте, памяти ребенка
(события и истории будущего, дальние страны,
удивительные, редкие животные, растения
и т.п.). Но воображение ребенка этим не
ограничивается, это очень сложный и важный
процесс в жизни младшего школьника.
Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы их развития.
Известно, что воображение складывается в процессе развития его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. К младшему школьному возрасту воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению Е. Е. Кравцовой, определяется появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию. Своеобразие в развитии воображения у детей с задержкой психического развития создает трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению.
По данным Медведевой Е.А. было зафиксировано отставание младших школьников с задержкой психического развития в развитии воображения от их нормально развивающихся сверстников. Одной из особенностей в развитии воображения у детей с задержкой психического развития является слабая выраженность положительного мотивационно - потребностного компонента в творческой деятельности. Интерес к творческим заданиям наблюдается у некоторых. Было зафиксировано, что интерес к заданиям на творческое воображение зависит от сложности задания (повышается в тех случаях, когда задание доступно и резко падает, когда встречаются трудности). Это указывает на критичность детей в оценке своих возможностей и на боязнь ситуации неуспеха, связанные с неудачами в прошлом.
Важным моментом, пишет Медведева Е.А, является то, что структурные компоненты воображения на уровне эмоционально - чувственного и художественного опыта несовершенны. Такая способность, как целостное, образное видение воображаемой ситуации, у них сформирована недостаточно. Характерной особенностью воображения детей с задержкой психического развития является низкий уровень развития комбинаторных способностей.
Деятельность воображения сочетается с подражательностью, а интуиция с сознательным поиском средств выразительности образа. Дети испытывают сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и с созданием собственных замыслов и их реализацией в разных видах ролевых игр. Более того, разные виды опоры (наглядная и словесная) не являются для детей с задержкой психического развития «пусковым механизмом» для разворачивания творчества.