Проекция.
Это проектирование собственных нежелательных,
мыслей, чувств и/или импульсов на другого
человека, у которого нет этих мыслей и
желаний. Таким образом мы проектируем
негативное чувство, которое мы неприемлем
по отношению к себе на другого человека
у которого его нет.
Пример: человек, который никогда не слушает,
будет сердиться и обвинять супруга что
он его никогда не слушает. Хотя на самом
деле он его слушал все это время
Интеллектуализация.
Когда человек сталкивается с неприятной
ситуацией или новостью, человек будет
отделять себя эмоционально от ситуации
и сосредоточиться только «холодных»
и клинических аспектах ситуации.
Пример: человек, узнав, что он страдает
от неизлечимой болезни воли, вместо того,
чтобы реагировать с горем, будет узнавать
все о болезни или может перечислить все
бесплодные процедуры, которым он мог
подвергнуться.
Отмена.
Это бессознательная попытка отменить
или взять назад, чтобы свести на нет действие
или комментарии, которые привели к неприятным
чувствам тревоги или вины, которое могут
быть вредными и / или неприемлемыми для
другого человека. Это сделано, чтобы противодействовать
ущербу, который может быть сделан путем
предыдущего комментария или действия,
в надежде, что они будут уравновешивать
друг друга.
Пример: После оскорбления кого-то или
его имени, человек может попытаться отменить
свои действия проводя следующий час хваля
положительные качества человека.
7. Понятие самосознания
Самосознание – это высший уровень развития
сознания, благодаря которому человек
не только отражает внешний мир, но и выделяет
себя в этом мире, познает себя и формирует
отношение к самому себе.
Развитие самосознания заключается
в изменении уровня выделения
себя из среды (как организма, индивида,
личности),
в расширении границ контроля
над своей активностью (от овладения физиологическими
реакциями в раннем возрасте до полного
контроля над сознанием в йогических практиках),
- в приобретении способности
себя принимать, дифференцированно и адекватно
оценивать свои особенности (включая недостатки).
Самосознание часто
называют «Я-концепцией». Я-концепция – это
система представлений индивида о самом
себе. Она:
переживается как неповторимая,
определяет поведение индивида.
Уровень притязаний – степень трудности
целей, которые выбирает человек, руководствуясь
моделью желаемого будущего и приближаясь
к желаемому успеху.
Психологи исследуют формирование уровня
притязаний. Для этого подбираются несколько
искусственных дел, в которых испытуемые
не имеют опыта. Но оказалось, что каждый
человек приступает к работе с уже сложившимся
уровнем притязаний. Одни люди начинают
новую для них деятельность с очень низким
уровнем притязаний, другие ставят планку
притязаний очень высоко. Достигнутый
уровень притязаний широко иррадиирует
и переносится на другие дела. Желание
преуспеть во всех начинаниях – устойчивое
свойство личности.
В психологической литературе высказывается
идея о влиянии культурных факторов на
уровень притязаний. Ф.Хоппе (ученику К.Левина,
создателю экспериментальной методики
исследования уровня притязаний) зачастую
не удавалось получать низкие уровни притязаний
у своих испытуемых. В связи с этим Курт
Левин заметил, что людям западной культуры
присущ вектор, направленный вверх в выборе
целей – склонность намечать задачи, превосходящие
полученный результат, поддерживая свои
достижения вплоть до лимита своих возможностей
и способностей.
Уровень притязаний зависит также от темперамента,
способностей, самооценки, содержания
образа будущего и ряда других факторов.
Ригидные люди и экстраверты
склонны завышать или занижать уровень
притязаний, т.е. они неадекватно оценивают
свои возможности.
У тревожных людей уровень притязаний
соответствует реальному уровню развития
способностей и волевых качеств.
Неврастеники склонны ставить
перед собой более высокие цели по сравнению
с нормативной группой.
Истерики ставят перед собой
минимальные цели.
Нереалистично высокие или слишком низкие
цели приводят к формированию стратегии
самопоражения.
Диагностика уровня
притязаний.
Широко используют пробу Шварцландера
(Рис.1). Необходимо заранее подготовить
бланки с четырьмя прямоугольными секциями.
Задание преподносится как тест на моторную
координацию: нужно как можно быстрее
заполнить каждый квадрат крестиком «Х».
Рисунок 1 – Проба Шварцландера
Инструкция. «Вам необходимо
за 10 секунд проставить как можно большее
количество крестиков в квадраты. Прежде,
чем начнем работу в первой секции, спрогнозируйте
свой результат и определите, сколько
квадратов Вы беретесь заполнить. Запишите
это число в верхней большой ячейке. Работу
начнем по сигналу. В этом задании самое
важное – это точность прогноза, аккуратность
заполнения квадратов и быстрота работы.
Все ли понятно? Начали!».
Вторая проба проводится
по той же схеме, что и первая. Перед ее
началом дается такая инструкция: «Подсчитайте
количество заполненных Вами квадратов
и это число запишите в нижнем прямоугольнике
первой секции. Теперь вновь определите
с полной уверенностью, сколько крестиков
в следующей таблице Вы сможете расставить.
Запишите это число в большой ячейке второй
прямоугольной секции»
В третьей и четвертой
пробе время заполнения секций уменьшается
до 8 секунд. Эта информация испытуемому
не сообщается!!!
Обработка результатов
Исследование позволяет
выявить
уровень притязаний (высокий,
умеренный, низкий),
реалистичность уровня притязаний
(нереалистично высокий, нереалистично
низкий).
Уровень и реалистичность
определяются по коэффициенту целевого
отклонения (ЦО), для вычисления которого
применяется формула (Рис.2):
Рисунок 2 – Расчет
коэффициента целевого отклонения
Коэффициент ЦО определяется
по таблице стандартных значений (Рис.3)
Рисунок 3 – Таблица стандартных
значений
9. механизмы саморегуляции