История психологии. Когнитивная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Как и все подлинные новации в истории психологии, когнитивная психология не появилась на пустом месте. Ее истоки можно проследить в более ранних концепциях. Некоторые исследователи говорят, что «когнитивная психология одновременно и самая новая, и самая древняя традиция в истории психологии» (Heamshaw. 1987. P. 272). Это означает, что интерес к проблеме сознания присутствовал в психологии со дня ее появления, задолго до того, как она стала наукой.

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 54.34 Кб (Скачать)

 

Проекция.

Это проектирование собственных нежелательных, мыслей, чувств и/или импульсов на другого человека, у которого нет этих мыслей и желаний. Таким образом мы проектируем негативное чувство, которое мы неприемлем по отношению к себе на другого человека у которого его нет.                         

Пример: человек, который никогда не слушает, будет сердиться и обвинять   супруга что он его никогда не слушает. Хотя на самом деле он его слушал все это время

 

Интеллектуализация.

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией или новостью, человек будет отделять себя эмоционально от ситуации и сосредоточиться только «холодных» и клинических аспектах ситуации.                                                                

Пример: человек, узнав, что он страдает от неизлечимой болезни воли, вместо того, чтобы реагировать с горем, будет узнавать все о болезни или может перечислить все бесплодные процедуры, которым он мог подвергнуться.

 

Отмена.

Это бессознательная попытка отменить или взять назад, чтобы свести на нет действие или комментарии, которые привели к неприятным чувствам тревоги или вины, которое могут быть вредными и / или неприемлемыми для другого человека. Это сделано, чтобы противодействовать ущербу, который может быть сделан путем предыдущего комментария или действия, в надежде, что они будут уравновешивать друг друга.                                                                    

Пример: После оскорбления кого-то или его имени, человек может попытаться отменить свои действия проводя следующий час хваля положительные качества человека.

 

 

7. Понятие самосознания

 
          Самосознание – это высший уровень развития сознания, благодаря которому человек не только отражает внешний мир, но и выделяет себя в этом мире, познает себя и формирует отношение к самому себе. 
 
          Развитие самосознания заключается

  • в изменении уровня выделения себя из среды (как организма, индивида, личности),

  • в расширении границ контроля над своей активностью (от овладения физиологическими реакциями в раннем возрасте до полного контроля над сознанием в йогических практиках),

  • в приобретении способности себя принимать, дифференцированно и адекватно оценивать свои особенности (включая недостатки). 

Самосознание часто называют «Я-концепцией». Я-концепция – это система представлений индивида о самом себе. Она:

      • относительно устойчива,

      • не всегда осознается,

      • переживается как неповторимая,

      • определяет поведение индивида.

 
          Уровень притязаний – степень трудности целей, которые выбирает человек, руководствуясь моделью желаемого будущего и приближаясь к желаемому успеху. 
 
          Психологи исследуют формирование уровня притязаний. Для этого подбираются несколько искусственных дел, в которых испытуемые не имеют опыта. Но оказалось, что каждый человек приступает к работе с уже сложившимся уровнем притязаний. Одни люди начинают новую для них деятельность с очень низким уровнем притязаний, другие ставят планку притязаний очень высоко. Достигнутый уровень притязаний широко иррадиирует и переносится на другие дела. Желание преуспеть во всех начинаниях – устойчивое свойство личности.  
 
          В психологической литературе высказывается идея о влиянии культурных факторов на уровень притязаний. Ф.Хоппе (ученику К.Левина, создателю экспериментальной методики исследования уровня притязаний) зачастую не удавалось получать низкие уровни притязаний у своих испытуемых. В связи с этим Курт Левин заметил, что людям западной культуры присущ вектор, направленный вверх в выборе целей – склонность намечать задачи, превосходящие полученный результат, поддерживая свои достижения вплоть до лимита своих возможностей и способностей. 
 
          Уровень притязаний зависит также от темперамента, способностей, самооценки, содержания образа будущего и ряда других факторов.

  1. Ригидные люди и экстраверты склонны завышать или занижать уровень притязаний, т.е. они неадекватно оценивают свои возможности.

  1. У тревожных людей уровень притязаний соответствует реальному уровню развития способностей и волевых качеств.

  1. Неврастеники склонны ставить перед собой более высокие цели по сравнению с нормативной группой.

  1. Истерики ставят перед собой минимальные цели.

 
          Нереалистично высокие или слишком низкие цели приводят к формированию стратегии самопоражения. 
 

 

 

 

Диагностика уровня притязаний. 
 
          Широко используют пробу Шварцландера (Рис.1). Необходимо заранее подготовить бланки с четырьмя прямоугольными секциями. Задание преподносится как тест на моторную координацию: нужно как можно быстрее заполнить каждый квадрат крестиком «Х».

 

 
         Рисунок 1 – Проба Шварцландера

 

Инструкция. «Вам необходимо за 10 секунд проставить как можно большее количество крестиков в квадраты. Прежде, чем начнем работу в первой секции, спрогнозируйте свой результат и определите, сколько квадратов Вы беретесь заполнить. Запишите это число в верхней большой ячейке. Работу начнем по сигналу. В этом задании самое важное – это точность прогноза, аккуратность заполнения квадратов и быстрота работы. Все ли понятно? Начали!». 

Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается такая инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и это число запишите в нижнем прямоугольнике первой секции. Теперь вновь определите с полной уверенностью, сколько крестиков в следующей таблице Вы сможете расставить. Запишите это число в большой ячейке второй прямоугольной секции»

В третьей и четвертой пробе время заполнения секций уменьшается до 8 секунд. Эта информация испытуемому не сообщается!!! 

 

Обработка результатов 

Исследование позволяет выявить

  • уровень притязаний (высокий, умеренный, низкий),

  • реалистичность уровня притязаний (нереалистично высокий, нереалистично низкий).

Уровень и реалистичность определяются по коэффициенту целевого отклонения (ЦО), для вычисления которого применяется формула (Рис.2):

 

 
Рисунок 2 – Расчет коэффициента целевого отклонения

Коэффициент ЦО определяется по таблице стандартных значений (Рис.3) 

Рисунок 3 – Таблица стандартных значений

9. механизмы саморегуляции

 


Информация о работе История психологии. Когнитивная психология