Психология управления
была призвана решить две задачи
1) подбор сотрудников
к функциям и друг к другу
соответственно их индивидуальным
особенностям
2) воздействие на
психику работников через стимулирование.
Организация – это
структура, в рамках которой проводятся
определенные мероприятия для достижений
определенных значимых целей, а также
одна из функций управления.
Психология управления
пересекается с различными областями
психологии. Так, например, общая психология
так же, как и психология управления, изучает
мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства
и т.п. Но, в отличие от общей психологии,
в которой основной проблемой является
проблема личности, в психологии управления
она рассматривается в прикладном аспекте:
как субъект и объект управления.
Синонимами понятия
«Психологии управления» являются понятия
«организационная психология», «психология
организаций», «менеджмент».
Система управленческой
деятельности опирается на два социально-психологических
феномена:
• собственно управление,
т.е. целенаправленное воздействие на
определенный объект;
• подчинение, т.е.
восприимчивость и подверженность целенаправленному
воздействию субъекта воздействия. В зависимости
от типологических черт само чувство подчинения
переживается разными людьми не одинаково.
Руководитель и подчиненный
не могут существовать друг от друга, поэтому
должна быть система согласованной деятельности,
опирающаяся на повторяющиеся циклы получения
и переработки информации, и обеспечивающаяся
за счет организации, регулирования, планирования
и контроля. Это и есть сущность или содержательная
сторона управления в поддержании целостности,
достижении целей, развитии организации.
Задачи психологии
управления:
• психологический
анализ деятельности специалистов-управленцев;
• изучение механизмов
психической регуляции трудовой деятельности
в нормальных и экстремальных условиях;
• исследование психических
особенностей лидерства;
• разработка психологических
рекомендаций по использованию психологических
знаний в процессе управления, в разрешении
конфликтов, изменении психологического
климата в организациях;
• изучение процессов
группового взаимодействия;
• исследование механизмов
мотивации человека.
Исследование психических
особенностей лидерства. Лидерство –
это процесс, посредством которого один
индивид влияет на поведение других и
организует их деятельность в соответствии
с поставленными организацией связями.
Руководители, отличаются по своим индивидуальным
стилем и подходам к управлению. Одно из
ключевых различий-то, насколько руководители
направляют своих подчиненных, т.е. степень,
в которой они указывают подчиненным,
как следует выполнять их работу. Другим
отличием является мера их автокритичности
или демократичности в процессе принятия
решений, т.е. в какой степени они разрешают
подчиненным участвовать в этом процессе,
для этого и нужно изучать психические
особенности лидерства.
Таким образом, основной
задачей является изучение и решение проблем
управленческой деятельности, которая
выполняется с помощью психологических
знаний и теорий.
5. Возникновение психики
в филогенезе
С появлением живой материи
характер взаимодействия организма с
окружающей средой изменился. Взаимодействие
в виде обмена веществ стало необходимым
условием сохранения жизни.
В процессе эволюции у живых
организмов сформировалась способность
выделять из окружающей среды нужные вещества
и реагировать на них, что сделало организм
активным в процессе обмена веществ.
Активность проявляется в особом
свойстве живых организмов - раздражимости.
Раздражимость - это допсихическая форма
отражения внешней среды, проявляющаяся
в реагировании на вещества, необходимые
для поддержания существования организма.
Условия жизни на этапе допсихического
отражения таковы, что организму нет необходимости
в особой ориентировочной поисковой деятельности,
а, следовательно, и в специальном органе,
обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась
способность к отражению только узкого
круга внешних воздействий - тех, от которых
зависит его существование. Такие воздействия
называются биотическими.
Ответная реакция также осуществляется
только на биотические раздражители. Допсихическое
отражение имеет место у растений и некоторых
элементарных форм жизни, промежуточных
между растительным и животным миром.
На этапе допсихической жизни
организмы способны только к конкретному
типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы - это
движения в определенном направлении
под влиянием биологически значимых раздражителей.
Примерами тропизмов являются:
- движение растений к солнцу
(фитотропизм);
- движение корней глубоко в
почву, где есть влага и вещества, необходимые
для жизни (геотропизм);
- движение к теплу (термотропизм).
Тропизмы могут быть положительными
- движения к условиям, необходимым для
жизни, или отрицательными - движения от
вредных для организма условий.
Организмы, обладающие раздражимостью,
живут в строго определенной среде, где
есть все необходимые для жизни условия.
Но в окружающей среде постоянно
происходят изменения, нарушающие сложившиеся
способы взаимодействия между организмом
и средой. Если тому или иному виду начинает
недоставать необходимых для обмена веществ
условий, ему предстоит либо вымереть,
либо изменить форму взаимодействия со
средой.
Эволюция психики и поведения
представляет собой череду подобных изменений.
Усложнение условий жизни (выход
из водной среды на сушу, недостаток пищевых
ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования
форм приспособительного поведения, расширения
отражательных функций и переход от элементарных
тропизмов к более сложным поведенческим
актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни
условий существования. Организмы начинают
реагировать не только биотические раздражения,
но и на те, которые сами по себе являются
индифферентными, абиотическими, но могут
сигнализировать появление биологически
значимых агентов. Они выполняют сигнальную
и ориентировочную функции в жизнедеятельности
организмов. Новая форма отражения получила
название чувствительность. У живых организмов
появилась способность к ощущениям как
к отражению различного рода воздействий
окружающей среды в их объективных свойствах
и связях с другими вещами. Так возникло
новое свойство органической материи
- психическое отражение, характерное
для животной формы жизни. Возникла психика как
особое свойство, заключающееся в активном
отражении объективной реальности и саморегуляции
на этой основе своего поведения. Мир объектов,
которые организм оказался способным
воспринимать, существенно расширился,
что повысило адекватность его ориентировки
в среде. Возникает и новый вид поведения
- активный поиск биологически значимого
объекта, о котором сигнализирует абиотический
раздражитель. Постепенно живые организмы
приобретают способность к закреплению
связей между нейтральными и значимыми
воздействиями, а впоследствии к их изменению
и формированию новых связей.
Появление чувствительности
определило более высокий, качественно
новый уровень отражения объективной
действительности и выступает как объективный
критерий возникновения психики. Разнообразие
внешних условий жизни, их постоянное
изменение стали причиной дальнейшего
развития психики, появления ее новых,
более совершенных форм
.
6. Действия механизмов психологической
защиты
Механизмы
психологической защиты - это методы, которые используются на
бессознательном уровне, чтобы иметь дело
с тем, что является неприятным, неприемлемым
и угрожающим. В этой следующей статье,
мы поймем их цель, а также дадим вам примеры
общих механизмов психологической защиты,
используемых в повседневной жизни.
Защитные механизмы, также известны как
способы сохранить лицо, используются
в качестве временной договоренности,
и помогают справится с делом, которое
неприятно, неприемлемо, и опасно. Они
известны как спасающие престиж, потому
что они буквально используются, чтобы
‘спасти нашу репутацию’ вслед
за любой угрожающей ситуацией и новостями,
поскольку действительность слишком трудно
принять и иметь дело в пределах всей ее
интенсивности.
Каковы механизмы психологической защиты.
Зигмунд Фрейд предложил понятия сознание, бессознательное
и подсознание, и продолжал говорить о концепции
защитных механизмов как неотъемлемой
части бессознательной психики. Он сказал,
что в нашей повседневной жизни, мы время
от времени сталкиваемся с определенными
отрицательными стимулами, которые могут
стать слишком опасными, если принимать
всю их интенсивность на себя. Эти стимулы
могут вызывать коррозию эго человека
и делают жизнь невозможной, вызывая тяжелые
психические стрессы, в их наиболее коррозионной
форме, могут даже привести к нервному
срыву. Именно из-за этого, мы подавляем
эти неприятные мысли и ситуации, в нашем
подсознании, даже не осознавая этого,
и даже не знаем об их существовании, пока
они не всплывут в виде необъяснимого
поведения (сновидений, оговорок и т.д.).
10 часто используемых методов
защиты.
Репрессии.
Репрессия используется, чтобы подсознательно
оттолкнуть воспоминания о тревожащих
мыслях, импульсах и событиях в подсознательное. Так
как это делается бессознательно, люди
не контролируют это, поэтому, довольно
вероятно воспоминания могут измениться
в течении времени.
Пример: Солдат может подавлять воспоминания
о смерти, кровопролитии и уничтожении
на поле боя.
Отказ.
Защитный механизм, который отказывается
принять реальность и признавать очевидную
правду. Это отказ признать, что что-то
болезненное или неприятное произошло,
или происходит в данный момент. Люди,
которые слышали о известие о смерти своих
близких, часто испытывают отрицание.
Пример: алкоголик может находиться в
отрицании, что он пристрастился к алкоголю
и может продолжать говорить себе, что
он делает что-то хорошее в своей личной
и профессиональной жизни.
Смещение.
Люди выражают их разочарование, импульсы
и чувства на других, менее угрожающий
объект, который не является источником
их разочарования. Потому что они не могут
использовать негативные эмоции и ответные
меры против фактического источник их
разочарования (так как это может привести
к негативным последствиям), они буквально
вытесняют их негативные чувства на других,
менее опасных объектов.
Пример: босс кричит на сотрудников, работник
не может сказать что-нибудь против из-за
страха, что он потеряет свою работу, так
что он вымещает свой гнев на кого-то менее
угрожающего, на его жену дома.
Регрессия.
Регрессом является метод, который используется
для регрессирования или возражению к
более ранней стадии развития, когда сталкиваются
с неприятными или неприемлемыми ситуациями.
Стадии, на который регрессируют, может
зависеть от человека к человеку.
Пример: отказ купить игрушку может привести
маленького ребенка к истерике и обиде.
Сверх-компенсация.
Перед лицом проблемы человек выставляет
дополнительное количество усилий для
преодоления или компенсирования ситуации.
Эти усилия настолько высокие, что значительно
превышают первоначальный результат.
Пример: человек, который не пришел на
урок приложит столько усилий, что он не
только получит хорошую оценку, но, вероятно,
получит первое место в классе.
Сублимация.
Это пере направление неприемлемых мысли,
эмоции и импульсов в более приемлемые
формы. Этот защитный механизм может помочь
человеку сосредоточиться на более позитивных
аспектах жизни, заставив его найти лучшую
перспективу.
Пример: человек, который имеет проблемы
с гневом, записывается в секцию кикбоксинга,
так что его гнев можно использовать в
спорте
Рационализация.
Рационализация предполагает переосмыслить
неприятное или неприемлемое поведение
и чувства, рациональным образом и обесценить
истинные причины поведения. Этот защитный
механизм предотвращает беспокойство
и защищает свою самооценку.
Пример: студент, который получил очень
низкие оценки в тесте может рационализировать,
говоря, что учитель намеренно дал ему
низкие оценку, потому что она ненавидит
его. Или вор оправдывает кражу говоря,
что человек был богат и заработал деньги
нечестно.