История психологии. Когнитивная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Как и все подлинные новации в истории психологии, когнитивная психология не появилась на пустом месте. Ее истоки можно проследить в более ранних концепциях. Некоторые исследователи говорят, что «когнитивная психология одновременно и самая новая, и самая древняя традиция в истории психологии» (Heamshaw. 1987. P. 272). Это означает, что интерес к проблеме сознания присутствовал в психологии со дня ее появления, задолго до того, как она стала наукой.

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 54.34 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 
     
 

(наименование кафедры)

 
     
     
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Институт

 

курс

 

группа

     
     
 
 

(код и наименование  направления подготовки/специальности)


 
     
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

   
     
 

На тему

   
   

(наименование темы)

 
     
     
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель

           
     

(должность)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
                 
 

 

 

 
 

 

 

Архангельск 20___

 

 

 

 

 

1.История психологии. Когнитивная  психология

 

Истоки когнитивной психологии

   

Как и все подлинные новации в истории психологии, когнитивная психология не появилась на пустом месте. Ее истоки можно проследить в более ранних концепциях. Некоторые исследователи говорят, что «когнитивная психология одновременно и самая новая, и самая древняя традиция в истории психологии» (Heamshaw. 1987. P. 272). Это означает, что интерес к проблеме сознания присутствовал в психологии со дня ее появления, задолго до того, как она стала наукой. Проблема сознания обсуждается в работах Платона и Аристотеля, равно как и в исследованиях современных представителей эмпирической и ассоциативной школ.

Когда психология оформилась в самостоятельную дисциплину, интерес к проблеме сознания сохранился. Вильгельма Вундта можно считать одним из предтеч когнитивной психологии, поскольку он неоднократно подчеркивал творческий характер сознания. Структурализм и функционализм также имеют дело с сознанием — первый с его элементами, а второй — с функционированием. И лишь бихевиоризм отошел от этой традиции, изгнав тему сознания из области психологии почти на 50 лет.

Возрождение интереса к этой теме (что можно считать формальным началом когнитивной психологии) можно проследить, начиная с 50–х годов. Представитель бихевиоризма Э. Р. Гатри под конец своей научной карьеры подверг критике механистическую модель психики и утверждал, что поведенческие стимулы далеко не всегда можно свести к совокупности физических факторов. Он высказал смелое для тех лет предположение: для того, чтобы оценить подлинное значение тех или иных стимулов для реагирующего организма, психологи должны описывать их в перцептивных или когнитивных терминах (Guthrie. 1959). Невозможно оперировать с понятием значения в поведенческих терминах, поскольку это психический или когнитивный процесс.

Еще одним предшественником когнитивного движения можно считать радикальный бихевиоризм Э. С. Толмена. Этот исследователь признавал важность рассмотрения когнитивных переменных и в немалой степени способствовал отказу от подхода «стимул — реакция». Толмен также ввел в употребление идею когнитивных карт, отстаивал применимость категории цели по отношению к действиям животных и подчеркивал необходимость использования промежуточных переменных для операционального определения внутренних, ненаблюдаемых состояний.

Еще одним предшественником когнитивной психологии можно считать швейцарского психолога Жана Пиаже  (1896–1980), проведшего ряд весьма значительных исследований по детской психологии, но не в терминах психосексуального или психосоциального развития, как это было у Фрейда и Эриксона, а с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка. Уже самые ранние работы Пиаже, которые проводились в 20–е и 30–е годы, оказали значительное воздействие на европейскую психологию. Этот подход не получил столь большого распространения в США, поскольку существенно расходился с господствующей догмой бихевиоризма. Однако акцент, который Пиаже делал именно на когнитивных моментах психического развития ребенка, обратил на себя внимание сторонников когнитивного движения.

Как только когнитивный подход начал распространяться в Америке, значение работ Пиаже сразу стало очевидным. Пиаже оказался первым европейским психологом, получившим от Американской психологической ассоциации награду «За выдающийся вклад в развитие науки», в 1969 году. Даже то обстоятельство, что работы Пиаже были посвящены преимущественно детской психологии, способствовало дальнейшему расширению спектра применимости когнитивного подхода.

 

 

 

 

2. Вклад Б.Г. Ананьева в психологию

 

Б. Г. Ананьев — один из замечательных представителей советской психологической науки. В числе его трудов — несколько крупных монографий, вошедших в золотой фонд отечественной психологии. В центре его научных интересов всегда был человек — его разносторонние психические проявления, начиная от процессов ощущений и кончая процессами речи и мышления, сознания и деятельности, их развития на разных ступенях онтогенеза.

Как ученый Б. Г. Ананьев сформировался в Институте по изучению мозга и психической деятельности им. В. М. Бехтерева, где вся работа была последовательной реализацией основного принципа его создателя — принципа комплексного, целостного подхода к изучению человека с использованием данных (теории и практики) различных наук — антропологии, анатомии и физиологии, психологии и патопсихологии, педагогики, социологии и др.

Уже в самом начале научной творческой деятельности, относящейся к 1927—1928 гг, Б. Г. Ананьев стал изучать вопросы психологии искусства. Этому были посвящены экспериментальные исследования о влиянии музыки на поведение человека. В статье «О социальной полезности музыканта» Б. Г. Ананьев попытался раскрыть личность как целое. Главное и существенное в указанной статье заключается в том, что автор рассматривает музыку и музыкальную деятельность исполнителя в их единстве, а влияние музыки на человека — с точки зрения ее общественной ценности, направляющей и оздоравливающей личность, ее чувства.

В первые годы научной деятельности в Институте мозга им. В. М. Бехтерева (1927—1928) Б. Г. Ананьев выполняет работы по изучению условнорефлекторной деятельности человека, динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей. В конце 20-х гг. в Институте мозга еще было живо рефлексологическое направление В. М. Бехтерева, и, естественно, Б. Г. Ананьев испытал на себе влияние этого направления. В тот же период он начинает работать над вопросами научной организации труда, которые стали особенно актуальными в годы первой пятилетки. Результаты этой работы опубликованы в ряде статей.

В 1933 г. Б. Г. Ананьев вместе с Л. Ю. Богомаз, А. Н. Давыдовой, Л. И. Сергеевым и другими приступает к проведению цикла педагогических исследований, уже здесь проявились его способности организатора научного коллектива. Работа проводилась в экспериментальных школах сектора психологии Института мозга. Некоторые результаты этих исследований вошли в монографию «Психология педагогической оценки». В ней были поставлены не только вопросы, нашедшие разрешение, но и вопросы, которые впоследствии подверглись изучению и развитию в руководимом Б. Г. Ананьевым ленинградском Научно-исследовательском институте педагогики Академии педагогических наук РСФСР. В монографии были поставлены вопросы о целостном изучении психического развития школьника в процессе обучения; было установлено, что педагог является лицом, активно формирующим умственное развитие школьника, систему его знаний, мировоззрение, характерологические качества и ряд других черт личности учащегося. В ней раскрывалось единство внешних и внутренних условий педагогического процесса (обучения и учения) — учитель — урок — ученик, которые даны в их динамической взаимообусловленности.

В 1937 г. Б. Г. Ананьев становится руководителем сектора психологии в Институте мозга им. В. М. Бехтерева. Соответственно научному направлению всего Института мозга, одной из задач которого было комплексное изучение человека, различных форм его психической деятельности в норме и патологии, Б. Г. Ананьев определяет и научные проблемы сектора психологии. Эти проблемы были непосредственно связаны с нейрофизиологией, физиологией высшей нервной деятельности и патопсихологией. Б. Г. Ананьев организует экспериментальные лаборатории по изучению зрительных ощущений и восприятий; обонятельно-вкусовой чувствительности; тактильно-осязательной и болевой чувствительности; слухоречевых ощущений и восприятий; по детской психологии.

Б. Г. Ананьев придавал большое значение изучению истории психологии. В 1937 г. он намечает пути изучения и систематики истории отечественной психологии. Вместе с тем он ставит задачи восстановления прошлого русской психологии, научно-материалистических истоков ее формирования. Б. Г. Ананьев подчеркивал необходимость критики вредных антимарксистских, антиленинских концепций в психологии. Указанные задачи сформулированы им в статье «Задачи изучения истории русской психологии».

В 1940 г. Б. Г. Ананьев подготовил двухтомный труд, посвященный формированию научной психологии в XVIII и XIX вв. в России. В 1947 г. этот труд вышел в сокращенном издании и до настоящего времени сохранил ценность, заключающуюся в его историографических принципах: 1) борьбе за марксистско-ленинскую историографию психологии против извращения истории данной науки буржуазными авторами; 2) борьбе за правильное и полное освещение роли русской и советской научной психологии, формировавшихся на основе русского философского материализма, а также крупнейших открытий в области естествознания.

Велика роль Б. Г. Ананьева в организации Научно-исследовательского института по социальной психологии при университете, в котором были объединены инженерная, социальная, дифференциальная, возрастной психологии и антропологии лаборатории.

Весь научный путь Б. Г. Ананьева — это непрерывное деяние и развитие. Б. Г. Ананьев показал прогрессивный ход развития советской психологии на основе неврологии и физиологии высшей нервной деятельности человека. Он указывал, что усвоение и использование научных достижений советской неврологии и смежных наук, а также основ марксистско-ленинской методологии является необходимым условием научной доказательности и точности в анализе психических процессов.

Редкая одаренность и исключительное трудолюбие, преданность науке делают Бориса Герасимовича выдающимся представителем советской и мировой психологии.

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика психологии управления

Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому в психологической науке появился и успешно развивается новый предмет – психология управления.

Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».

В 20-е гг. известный французский инженер А. Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – «психология управления».

Цель психологии управления – разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Содержание психологии управления – разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом. Источники психологии управления:

• практика управления;

• развитие психологической науки;

• развитие социологии организаций.

Информация о работе История психологии. Когнитивная психология