Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:35, научная работа
Целью данной работы является составить профессиограмму по профессии повар.
Задачи:
Теоретическое усвоение понятий, используемых при разработке профессиограммы;
Проведение исследования с целью получения эмпирического материала;
На основе собранного эмпирического материала, разработка краткой психологической профессиограмме профессии повар;
Разработка рекомендаций по улучшению психических свойств и качеств.
Введение 1
Историческая справка профессии повар. 3
Краткая схема профессиограммы. 5
Глава 1. Общая характеристика профессии 5
Глава 2. Общая характеристика трудовой деятельности человека 7
Глава 3. Требование профессии к человеку (Профессионально важные качества) 8
Глава 4. Результаты исследования 10
Тест Липмана 10
Опросник для выявления профессионально важных качеств, разработанный Тихоновым А. П и Колодий Л. Н. 12
Письменный опрос 16
Наблюдение. 17
Заключение 18
Приложение
Выводы: В ходе проведения теста Липмана и подсчетов результатов, видно что для профессии повар характерны такие группы психологический свойств персонала, как аттенциональные (внимание), наблюдательность, волевые, характерны для сложных видов деятельности.
Опросник для выявления профессионально важных качеств, разработанный
Тихонов А.П., Колодий Л.Н
Описание методики
Методика состоит из двух частей, каждая из которых содержит свою инструкцию, образец заполнения и стимульный материал.
Часть1 содержит опросник в виде таблицы (Табл.1) из 20 пар взаимнопротивоположных качеств, ориентированных на определение психологических “предпочтений” (по Майерс-Бриггс), сгруппированных по 5 вопросов на каждое “предпочтение”, соответствующее принятым в соционике понятиям:
с 1 по 5 – интуиция (А) / сенсорика (В);
с 6 по 10 – логика (А) / этика (В);
с 11 по 15 – экстраверсия (А) / интроверсия (В);
с 16 по 20 – рациональность (А) / иррациональность (В).
Выраженность этих качеств ранжируется в диапазоне от 1 до 3 в зависимости от необходимости наличия данного качества (по мнению эксперта) у представителя исследуемой профессии.
Часть2 содержит две таблицы (Табл.2 и Табл.3), содержащие “комплексные ПВК”, свойства и способности, необходимые для выполнения действий, связанных с исследуемой профессией.
Под “комплексними ПВК”
подразумеваются аспекты
В Табл.2 закодированы следующие аспекты:
101 - объектная логика (деловая логика);
102 - субъектная этика (этика отношений);
111 - субъектная логика (структурная логика);
112 - объектная этика (этика эмоци).
В Табл.3 закодированы следующие аспекты:
201 - объектная интуиция (интуиция возможностей);
202 - субъектная сенсорика (сенсорика ощущений);
211 - субъектная интуиция (интуиция времени);
212 - объектная сенсорика (волевая сенсорика).
Подобное противопоставление информационных аспектов соответствует концепции К.Г.Юнга о «ведущей» и «вытесненной» психических функциях.
Эксперту необходимо оценить (проранжировать) эти «комплексные» ПВК по степени необходимости для исследуемой профессии по каждой из двух таблиц.
Стимульный материал методики выполнен на 5 страницах формата А4, являющихся одновременно и бланком для ответов.
Процедура исследования заключается в предоставлении эксперту стимульного материала с просьбой внимательно прочитать инструкцию и обратить внимание на образцы заполнения бланков для ответов. Ориентировочное время заполнения – 20 минут.
Обработка результатов осуществляется следующим образом:
По Табл.1 определяются четыре психологических предпочтения, соответствующие определенному ТИМу;
По Табл.2 и Табл.3 определяются аспекты информационного потока, которые должны обрабатываться сильными функциями ТИМа.
Интерпретация Таблицы 1.
1 – 5 вопрос |
6 – 10 вопрос |
11 – 15 вопрос |
16 – 20 вопрос | |
1 |
Сенсорика |
Логика |
Интроверсия |
Иррациональность |
2 |
Интуиция |
Этика |
Экстраверсия |
Иррациональность |
3 |
Интуиция |
Этика |
Интроверсия |
Рациональность |
4 |
Сенсорика |
Этика |
Интроверсия |
Иррациональность |
5 |
Сенсорика |
Логика |
Интроверсия |
Иррациональность |
6 |
Сенсорика |
Логика |
Экстраверсия |
Рациональность |
7 |
Сенсорика |
Логика |
Экстраверсия |
Иррациональность |
8 |
Сенсорика |
Этика |
Экстраверсия |
Иррациональность |
9 |
Сенсорика |
Логика |
Экстравесия |
Иррациональность |
Интерпретация Таблицы 2
Самое необходимое |
Необходимое |
Желательное |
Не обязательное | |
1 |
Объектная логика |
Субъектная логика |
Объектная этика |
Субъектная этика |
2 |
Объективная логика |
Субъектная логика |
Объектная этика |
Субъектная этика |
3 |
Объективная логика |
Субъектная этика |
Субъектная логика |
Объектная этика |
4 |
Объективная логика |
Субъектная логика |
Объектная этика |
Субъектная логика |
5 |
Объективная логика |
Субъектная логика |
Субъектная этика |
Объектная этика |
6 |
Объективная логика |
Субъектная логика |
Субъектная этика |
Объектная этика |
7 |
Объективная логика |
Субъектная этика |
Объектная этика |
Субъектная логика |
8 |
Объективная логика |
Субъектная этика |
Объектная этика |
Субъектная логика |
9 |
Объективная логика |
Субъектная логика |
Субъектная этика |
Объектная этика |
Интерпретация Таблицы 3
Самое необходимое |
Необходимое |
Желательное |
Не обязательное | |
1 |
Субъектная сенсорика |
Объектная интуиция |
Объектная сенсорика |
Субъектная интуиция |
2 |
Субъектная сенсорика |
Объектная интуиция |
Объектная сенсорика |
Субъектная интуиция |
3 |
Субъектная сенсорика |
Объектная интуиция |
Субъектная интуиция |
Объектная сенсорика |
4 |
Субъектная сенсорика |
Объектная интуиция |
Субъектная интуиция |
Объектная сенсорика |
5 |
Субъектная сенсорика |
Объектная сенсорика |
Субъектная интуиция |
Объектная интуиция |
6 |
Субъектная сенсорика |
Субъектная интуиция |
Объектная интуиция |
Объектная сенсорика |
7 |
Субъектная сенсорика |
Субъектная интуиция |
Объектная интуиция |
Объектная сенсорика |
8 |
Объектная интуиция |
Субъектная сенсорика |
Субъектная интуиция |
Объектная сенсорика |
9 |
Субъектная интуиция |
Объектная сенсорика |
Объектная интуиция |
Субъектная сенсорика |
Вывод: После проведения исследования по опроснику для выявления профессионально важных качеств, разработанный Тихонов А.П., Колодий Л.Н, можно сказать, что для профессии повар характерны такие профессионально важные качества, как сенсорика, экстраверсия, логика, иррациональность, и самое необходимое это деловая логика и сенсорика ощущений.
Письменный опрос.
Респонденты выделили такие профессионально важные качества, как ответственность, внимательность, скорость, стрессоустойчивость, сдержанность, хорошая память, обдуманность, терпение, уверенность, грамотность действий. Вредные условия по их мнению: жара, работа на ногах. Обязанности у поваров такие, как составление заявок на продукты и разработка и проработка меню, соблюдение приготовления по технологиям, чистота на рабочем месте. Отдача блюд в соответствии с технологическими картами. Из всех опрошенных, только один не уверен в правильности выбраной профессии, а остальные с удовольствие работают поварами.
Бланк наблюдения за деятельностью повара.
Действие |
|
Подготовка рабочего место |
|
Приготовление заготовок |
|
Размораживание или мытье продуктов |
|
Приготовление |
|
Нарезка продуктов |
|
Оформление блюда |
|
Уборка рабочего место |
|
Инвентаризация |
Заключение по профессиограмме.
Профессионально важные качества повара: ответственность, внимательность, скорость, стрессоустойчивость, сдержанность, хорошая память, обдуманность, терпение, уверенность, грамотность действий, сенсорика ощущений, логика, экстраверсия. Вредные условия по их мнению: жара, работа на ногах. Обязанности у поваров такие, как составление заявок на продукты и разработка и проработка меню, соблюдение приготовления по технологиям, чистота на рабочем месте. Отдача блюд в соответствии с технологическими картами. Из всех опрошенных, только один не уверен в правильности выбраной профессии, а остальные с удовольствие работают поварами. Действия повара: подготовка рабочего места, приготовление заготовок, размораживание и мытье продуктов, приготовление, нарезка продуктов, оформление блюда, уборка рабочего места.