Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:08, реферат
Психофизиология или физиологическая психология представляет собой самостоятельную область знания, изучающую закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека. Если психология (и, в частности, психология индивидуальных различий) исследует собственно психические явления, то психофизиология занимается выяснением биологических механизмов, лежащих в основе этих явлений, т.е. ее задачей является поиск естественнонаучных основ психики человека.
Введение.
Долгий путь в науку: самоопределение в психологии.
Способности и одаренность.
Теплов — психофизиолог.
Заключение.
Список литературы.
Уже
через несколько лет
Теперь на основе теоретического и экспериментального изучения свойств нервной системы, опираясь на факты, он мог выступить против представлений о желательности и возможности формировать человеческую натуру. У некоторых психологов (как и у идеологов той поры) была установка: все в человеческой психике можно и нужно изменять, переделывать, формировать. Применительно к своему объекту изучения, во всеоружии компетентности Б.М. Теплов уже мог независимо и твердо сказать: "Иногда полагают, что надо отыскивать пути изменения свойств нервной системы в желательную сторону. Такую точку зрения нельзя считать правильной. Во-первых, мы еще ничего не знаем о путях и способах изменения свойства нервной системы, но твердо знаем, что это изменение может совершаться лишь очень медленно и в результате изменения каких-то биологически существенных условий жизни. Во-вторых, неизвестно, что следует считать "желательными" свойствами нервной системы" [3; 189]. И далее разъясняет на конкретном примере: "Слабая нервная система - это нервная система малой работоспособности (в физиологическом смысле!), но высокой чувствительности. Кто возьмется решить в общей форме, какая нервная система лучше: более чувствительная, но менее работоспособная, или менее чувствительная, но более работоспособная?" (там же). Он недвусмысленно указывает: "Изменение свойств нервной системы должно вести в конце концов к нивелированию индивидуальности, к желанию сделать всех людей одинаковыми" (там же). И еще раз подчеркивает: "Общество заинтересовано в богатстве и разнообразии индивидуальностей у социально ценных личностей, в расцвете индивидуальностей, а не в нивелировании их" [3; 189].
Это не было прямым спором с коллегами, ведь он писал уже не о способностях и одаренности. Это было достаточно мощное противодействие спекуляциям относительно безмерных возможностей формирования психических свойств, противодействие, позволявшее психологии в целом сохранять свое научное лицо.
В
дальнейшем идейная атмосфера стала
относительно более свободной, и
Б.М. Теплов мог бы вернуться к
продолжению своей излюбленной
темы
на собственно психологическом уровне.
Но он уже был общепризнанным авторитетом
в физиологии высшей нервной деятельности,
высококомпетентным в электрофизиологии,
в области математической статистики
(показательна его статья о факторном
анализе) - он уже не мог оставить возглавляемую
им большую коллективную работу.
С
точки зрения личной судьбы Б.М. Теплова
вряд ли можно назвать естественным
или тем более благоприятным
для него принятое им самоограничение
- прежде всего изучить физиологические
предпосылки индивидуальных различий.
Скорее в этом можно видеть некоторый
драматизм его судьбы, когда психологу
по призванию пришлось отойти, хотя по
замыслу и временно, но на деле до конца
жизни, в смежную область науки.
Заключение.
Есть некая загадочность в Теплове-психологе. С одной стороны, перед нами ученый, тяготеющий к лабораторным изысканиям, к точным методам, с преимущественным интересом к первоосновам психики. С другой - он обобщает материалы о личности выдающихся музыкантов, об интеллекте и чертах характера крупнейших полководцев. Его работы такого плана поражают полнотой привлекаемых материалов, глубиной анализа: подлинная психология личности, основанная на систематизации жизненных фактов (черпаемых, в частности, из мемуарной литературы). Обе линии работ могли быть представлены в одном и том же труде (например, в монографии "Психология музыкальных способностей"), но все же это были совсем разные типы исследования. Нельзя не удивляться тому, что один и тот же ученый мог столь совершенно владеть спецификой таких разных форм исследовательской работы и с воодушевлением заниматься каждой из них.
И
такое противоречие: в каждой из
отмеченных линий работ Б.М. Теплов
выступал как ученый-классик, добивавшийся
фундаментальности и
И вместе с тем во всех его трудах было нечто общее, "тепловское". В основных жанрах его работ: 1) лабораторно-экспериментальных, психофизиологических, 2) описательно-аналитических по психологии личности, 3) по истории психологии - главенствующим является интерес к реалиям, к самим фактам. Наиболее органичными для Б.М. Теплова были собирание и систематизация психологически значимых материалов. "Почерк автора" - во внимании к конкретике, в тщательности анализа исходных данных (полученных ли в опытах, содержащихся ли в литературных источниках).
При этом ему был в высокой степени присущ здравый смысл - неприятие чрезмерного теоретизирования. Ему были чужды абстрактные философствования, словесные построения, становящиеся самоцелью, уводящие от реальных проблем, он умел отличать психологически значимое от надуманного, схоластического. Его здравые, трезвые оценки отдельных работ и возникавших тенденций развития психологии во многом опирались на особую чуткость к потребностям жизни, практики.
В
свете всего сказанного удивительные
повороты его творческого пути, недостаток
цельности в его научном
Бориса Михайловича отличала совершенно исключительная широта интересов. Он был на самом современном уровне осведомленности в области общественных и биологических наук - систематически следил за научной литературой, за периодикой. Но наука не была единственным центром его познавательных, духовных устремлений: огромное место в его жизни занимал мир искусства.
В центре всех интересов Бориса Михайловича - не только в науке, искусстве, но и в жизни - был человек, индивидуальность. Он подолгу, превышая обычные нормы, беседовал с отдельными сотрудниками, аспирантами, испытуемыми. У него был особый дар и в живом общении понимать людей, находить индивидуальный подход к каждому. Да, его талант, его характер были таковы, что он мог на высшем профессиональном уровне разрабатывать узко специальные вопросы сенсорики, столь же квалифицированно и углубленно, но уже имея дело с совсем иной психологической реальностью и используя другие методы, проникать в особенности психики одаренных личностей, мог создать перелом в изучении типов нервной системы человека, выполнять добросовестнейшие работы по истории психологии, и он же - проявил себя выдающимся организатором, замечательным научным руководителем.
Автор "Психологии музыкальных способностей" и "Ума полководца", квалифицированнейший знаток истории психологии, он, казалось бы, мог написать труд по психологии индивидуальности, который стал бы событием в нашей науке. Такой труд был запланирован, к нему он тянулся, но откладывал работу над ним, так как логика возглавляемых им исследований требовала дальнейшего углубления в психофизиологию. Жизнь оборвалась неожиданно... Он умер в 1965 г.
Нет надобности "спрямлять" научные искания Б.М. Теплова, например, усматривать только преемственность в его переходе от психологии способностей к изучению свойств нервной системы (хотя и сквозные линии здесь прослеживаются). Судя по всему, определенная разобщенность его работ, их разноплановость, о которых шла речь, были также следствием богатства его натуры, откликающейся на "все впечатленья бытия".
Велика,
необычайна была одаренность Б.М. Теплова.
Годы его творческой работы пришлись
на эпоху, когда о ценности индивидуальности
не принято было говорить... У него
была трудная жизнь, но он многое успел
сделать в науке и многое из
начатого им продолжили его ученики. Не
случайно, что проблемой, на которой он
сосредоточился, которая была ему особенно
близка и которую он считал наиболее значимой,
была подлинно гуманистическая проблема
индивидуальных различий.
Список литературы: