Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:08, реферат
Психофизиология или физиологическая психология представляет собой самостоятельную область знания, изучающую закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека. Если психология (и, в частности, психология индивидуальных различий) исследует собственно психические явления, то психофизиология занимается выяснением биологических механизмов, лежащих в основе этих явлений, т.е. ее задачей является поиск естественнонаучных основ психики человека.
Введение.
Долгий путь в науку: самоопределение в психологии.
Способности и одаренность.
Теплов — психофизиолог.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Психофизиология или физиологическая психология представляет собой самостоятельную область знания, изучающую закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека. Если психология (и, в частности, психология индивидуальных различий) исследует собственно психические явления, то психофизиология занимается выяснением биологических механизмов, лежащих в основе этих явлений, т.е. ее задачей является поиск естественнонаучных основ психики человека.
Попытки исследовать те принципы организации индивидуальности, которые являются общими и для психических и для физиологических характеристик, предпринимаются столько времени, сколько человека интересуют психологические особенности, поэтому материал, которым сегодня обладает психофизиология, поистине необъятен. Это и представления о мозговых механизмах, являющихся материальным субстратом психической деятельности человека, и модели функциональных систем, лежащих в основе поведенческих актов, и данные о физиологических коррелятах психических явлений, относящихся к самым Разным психологическим особенностям человека, соответственно которым выделяются разные области психофизиологии (когнитивная психофизиология, социальная психофизиология и т.д.). В данной работе будет рассмотрено лишь одно направление психофизиологических исследований, которое с момента своего возникновения было непосредственно связано с изучением индивидуальных различий. Название этого направления - дифференциальная психофизиология.
Основные теоретические принципы построения психофизиологической теории индивидуальности были сформулированы в трудах Б.М.Теплова, и в его же лаборатории в начале 50-х годов проводятся первые экспериментальные работы, целью которых является исследование индивидуальных различий в психофизиологической организации человека. Позднее ученик и последователь Теплова, В.Д. Небылицын, назвал эту область исследования дифференциальной психофизиологией, и это название в настоящее время используют как общее для разных отечественных направлений, изучающих индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках.
Б.М.Теплов - крупнейший исследователь индивидуальных различий в отечественной и мировой науке, - ученый, обладавший огромной эрудицией в самых различных областях: истории и философии, искусстве и литературе, физиологии органов чувств и высшей нервной деятельности. Но прежде всего Б.М.Теплов был выдающимся психологом, осуществившим в своем творчестве синтез гуманитарного и естественно-научного знания и тем самым ярко воплотившим в своих работах существо психологии как науки, занимающей особое место в системе наук.
Б.М.Теплов - родоначальник единой аналитико-синтетической теории индивидуальных различий вообще и способностей - в особенности. В научном наследии Б.М.Теплова выделяется два основных направления:
1. Исследования Б.М.Теплова по психологии индивидуальных различий и способностей: "Способности и одаренность" (1941), "Психология музыкальных способностей" (1947), "Ум полководца" (1945), "Психологические взгляды Герцена" (1950) и др.
2.
Работы Б.М.Теплова с
Б.М.Теплов - создатель целостной и, как теперь очевидно при анализе всей его научной деятельности, новаторской концепции способностей и одаренности. Многие положения этой концепции, определения способностей и задатков вошли в словари и учебники; они широко известны. Мы остановимся главным образом на тех сторонах воззрений Теплова, которые получили дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение.
1. Долгий путь в науку: самоопределение в психологии.
Борис Михайлович Теплов родился в 1896 г. в Туле в дворянской семье. Его отец был не только видный инженер, но и член товарищества, владевшего фабрикой, почетный гражданин города Тулы, высокообразованный, незаурядный человек.
Бориса Михайловича с ранних лет учили французскому языку, и он стал владеть им в совершенстве, в гимназии отлично освоил немецкий язык. Наряду с гимназическим получил и музыкальное образование (настолько основательное, что, проявив музыкальные способности, в дальнейшем, уже будучи в Москве, он стал брать уроки игры на фортепиано у самого К.Н. Игумнова). Но все же детство его не назовешь счастливым. У него рано умерла мать. Когда ему было четыре года, пришла мачеха, у которой появились свои дети. Да и отец всегда был требовательным, строгим. Это не было беззаботное, теплое детство, скорее трудовое, даже суровое. Гимназист старших классов мечтал уехать из дома.
В
1914 г. Борис Михайлович поступил на
философское отделение
В 1916 г. он был призван в армию. После окончания школы прапорщиков получил назначение в один из пехотных полков на Западном фронте, где и пробыл до окончания войны, участвовал в боевых действиях.
С января 1918 г. Борис Михайлович стал служить в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка, возобновив одновременно занятия в университете. В феврале 1919 г. он был призван в Красную Армию, где его направили в Высшую школу военной маскировки (для командного состава), которую он окончил в 1921 г. Одновременно он продолжал учиться в университете и окончил его также в 1921 г.
Вскоре Б.М. Теплов был назначен начальником Отдела опытных (научных) станций, занимавшихся вопросами военной маскировки. Уже там смогли раскрыться его научные и организаторские способности. Он выдвинулся как один из создателей маскировочного дела в Красной Армии. Его интеллект, умение руководить, эрудиция, подлинно научный подход к проблемам обеспечивали высокую эффективность работы. Ему было присвоено воинское звание командира бригады (комбрига) - это было стремительное продвижение по службе.
Стараясь
возможно теснее связать свою работу
в научно-исследовательских
Первые психологические исследования Б.М. Теплова относились к области зрительных ощущений и восприятий: вопросы взаимодействия одновременных световых ощущений, соотношение пространственного и временного смешения цветов и др., имевшие существенное теоретическое значение, в частности, для цветоделения, а не только практическое - применительно к задачам военной маскировки. Эти исследования были образцом методической четкости, доказательности. К ним примыкают и проводившиеся несколько позднее работы в области слуховых восприятий. Да, так начинал Б.М. Теплов как психолог - с изучения простейших психических функций, применяя измерительные методики и добиваясь строгих количественных оценок. Но к этому отнюдь не сводились его психологические интересы.
Уже с первых лет ухода его из военного ведомства в Психологический институт он стал систематически заниматься психологическими аспектами музыкальности. Переходом от прежних работ к новым стало для него углубленное изучение слуховых ощущений и восприятий, столь близких ему как музыканту. Сначала он подверг анализу музыкальный слух, а затем - и музыкальные переживания.
Такое направление исследований явилось выражением никогда не покидавшего его увлечения музыкой. Музыка занимала большое место в его жизни. Он часто бывал на концертах в консерватории, многократно слушал оперы. А.А. Смирнов вспоминал: Б.М. Теплов еще во второй половине 20-х - начале 30-х гг. занялся изучением творческих особенностей семи московских певиц - исполнительниц партии Татьяны в "Евгении Онегине"; он посещал оперные представления и фиксировал во время действия своеобразие каждой из "семи Татьян". Эта работа докладывалась "на заседании в Академии художественных наук", но, к сожалению, до нас не дошла [2; 12].
В течение ряда лет он читал курс лекций по психологии специально для преподавателей музыки. При этом он заинтересованно общался с аудиторией, вникал в практический опыт своих слушателей, готовил ответы на вопросы, которые ему ставили. Именно при чтении этого курса и зародилась у него идея психологически исследовать проблему музыкальных способностей.
Имеется достаточно свидетельств тому, что его влекли к себе в психологии не столько элементарные психические свойства и их предпосылки (хотя в силу разных обстоятельств ему пришлось в жизни больше всего этим заниматься), сколько высшие потенции человека. Это подтверждают и две ставшие знаменитыми его работы: "Психология музыкальных способностей", написанная во второй половине 30-х гг. и защищенная в качестве докторской диссертации в 1940 г., и "Ум полководца", написанная в 1942 г. Эти работы подводили итоги исследованиям, направленным на раскрытие собственно человеческого, личностного в людях.
Главное в замысле обеих работ - изучение индивидуальных различий. Трудно сказать, когда именно уловил, осознал Борис Михайлович жизненное значение и актуальность проблемы индивидуальных различий. Возможно, что установка на индивидуальность пришла к нему как своеобразная реакция на происходящее вокруг: он мог почувствовать надобность сосредоточиться на ней, необходимость поставить ее в центр внимания под действием впечатлений от подавления, нивелирования личностей, т.е. от того, что происходило в социуме. Как бы то ни было, но остается фактом, что в эпоху, когда господствующая идеология поставила целью "формирование нового человека", когда от педагогов, как и от писателей, требовалось быть "инженерами человеческих душ", когда утверждалось, что исходно все равны, когда в слове "одаренность" стали видеть нечто идеалистическое, о чем педагогу лучше не знать, именно в такие годы Б.М. Теплов решился направить свою научную работу в русло изучения индивидуальных различий.
Этому направлению работ он остался верен до конца. Первое собрание своих трудов он назвал "Проблемы индивидуальных различий" (М., 1961).
Тогда, во второй половине 30-х гг., он не собирался вступать в идеологические или философские споры относительно неодинаковости людей и значения индивидуальных различий. Он задумал и стал осуществлять чисто эмпирические, опирающиеся на факты изыскания, которые могли бы противостоять возможным претензиям самых требовательных психологов. Он взялся за собственно исследовательский труд по психологии индивидуальных различий в определенном виде деятельности (в занятиях музыкой), по всем канонам современной ему психологии, - не слишком подчеркивая, а скорее приглушая, сохраняя в подтексте, его гуманистический пафос.
2. Способности и одаренность.
Первая статья Б.М. Теплова по проблеме способностей и одаренности была опубликована в журнале "Советская педагогика" за 1940 г. (до этого в течение нескольких лет, после постановления ЦК ВКП(б) о педологии никто из советских психологов не упоминал о таких понятиях); более полный ее вариант с изменением названия был напечатан в 1941 г. в "Ученых записках Института психологии". Статья представляла собой извлечение из вводной части его докторской диссертации. Эта теоретическая статья, где были представлены основные понятия, относящиеся к области способностей, и дана критика некоторых ошибочных точек зрения, была по тому времени в высокой степени новаторской.
Способности
рассматривались Б.М. Тепловым в
плане индивидуально-
Через всю статью проходит мысль, что способности существуют только в развитии, что нельзя говорить о способности, достигшей предела развития (достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы "пределы" развития способностей повысились).
Понятие "одаренность" Б.М. Теплов определял как "качественно своеобразное сочетание способностей" Тем самым указывая, что различия по одаренности выступают не только в том, что у одного человека одаренность преимущественно в какой-то области, а у другого - в другой, но и в том, что люди, проявляющие себя в одной и той же области деятельности, отличаются по составу, структуре своих способностей. Отсюда следует, что успешное творческое выполнение деятельности происходит по-разному на основе внутренних свойств, отличающих индивидуальность.