Исследования Теплова

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:08, реферат

Краткое описание

Психофизиология или физиологическая психология представляет собой самостоятельную область знания, изучающую закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека. Если психология (и, в частности, психология индивидуальных различий) исследует собственно психические явления, то психофизиология занимается выяснением биологических механизмов, лежащих в основе этих явлений, т.е. ее задачей является поиск естественнонаучных основ психики человека.

Оглавление

Введение.
Долгий путь в науку: самоопределение в психологии.
Способности и одаренность.
Теплов — психофизиолог.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Исследования Теплова в дифф.психофизиологии.doc

— 90.00 Кб (Скачать)
 
 

    Содержание:

    Введение.

    1. Долгий путь в науку: самоопределение в психологии.
    2. Способности и одаренность.
    3. Теплов — психофизиолог.

            Заключение.

            Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Психофизиология или физиологическая психология представляет собой самостоятельную область знания, изучающую закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека. Если психология (и, в частности, психология индивидуальных различий) исследует собственно психические явления, то психофизиология занимается выяснением биологических механизмов, лежащих в основе этих явлений, т.е. ее задачей является поиск естественнонаучных основ психики человека.

    Попытки исследовать те принципы организации  индивидуальности, которые являются общими и для психических и для физиологических характеристик, предпринимаются столько времени, сколько человека интересуют психологические особенности, поэтому материал, которым сегодня обладает психофизиология, поистине необъятен. Это и представления о мозговых механизмах, являющихся материальным субстратом психической деятельности человека, и модели функциональных систем, лежащих в основе поведенческих актов, и данные о физиологических коррелятах психических явлений, относящихся к самым Разным психологическим особенностям человека, соответственно которым выделяются разные области психофизиологии (когнитивная психофизиология, социальная психофизиология и т.д.). В данной работе будет рассмотрено лишь одно направление психофизиологических исследований, которое с момента своего возникновения было непосредственно связано с изучением индивидуальных различий. Название этого направления - дифференциальная психофизиология.

    Основные  теоретические принципы построения психофизиологической теории индивидуальности были сформулированы в трудах Б.М.Теплова, и в его же лаборатории в начале 50-х годов проводятся первые экспериментальные работы, целью которых является исследование индивидуальных различий в психофизиологической организации человека. Позднее ученик и последователь Теплова, В.Д. Небылицын, назвал эту область исследования дифференциальной психофизиологией, и это название в настоящее время используют как общее для разных отечественных направлений, изучающих индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках.

    Б.М.Теплов - крупнейший исследователь индивидуальных различий в отечественной и мировой  науке, - ученый, обладавший огромной эрудицией  в самых различных областях: истории  и философии, искусстве и литературе, физиологии органов чувств и высшей нервной деятельности. Но прежде всего Б.М.Теплов был выдающимся психологом, осуществившим в своем творчестве синтез гуманитарного и естественно-научного знания и тем самым ярко воплотившим в своих работах существо психологии как науки, занимающей особое место в системе наук.

    Б.М.Теплов - родоначальник единой аналитико-синтетической  теории индивидуальных различий вообще и способностей - в особенности. В  научном наследии Б.М.Теплова выделяется два основных направления:

    1. Исследования Б.М.Теплова по психологии индивидуальных различий и способностей: "Способности и одаренность" (1941), "Психология музыкальных способностей" (1947), "Ум полководца" (1945), "Психологические взгляды Герцена" (1950) и др.

    2. Работы Б.М.Теплова с сотрудниками по психофизиологии индивидуальных различий (отечественная школа дифференциальной психофизиологии), развивающие типологическую концепцию И.П.Павлова применительно к человеку и, соответственно, раскрывающие природные предпосылки индивидуальных различий (Б.М.Теплов, 1985).

    Б.М.Теплов - создатель целостной и, как теперь очевидно при анализе всей его  научной деятельности, новаторской концепции способностей и одаренности.  Многие положения этой концепции, определения способностей и задатков вошли в словари и учебники; они широко известны. Мы остановимся главным образом на тех сторонах воззрений Теплова, которые получили дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение.

    1. Долгий путь в  науку: самоопределение  в психологии.

    Борис Михайлович Теплов родился в 1896 г. в Туле в дворянской семье. Его отец был не только видный инженер, но и член товарищества, владевшего фабрикой, почетный гражданин города Тулы, высокообразованный, незаурядный человек.

    Бориса  Михайловича с ранних лет учили  французскому языку, и он стал владеть им в совершенстве, в гимназии отлично освоил немецкий язык. Наряду с гимназическим получил и музыкальное образование (настолько основательное, что, проявив музыкальные способности, в дальнейшем, уже будучи в Москве, он стал брать уроки игры на фортепиано у самого К.Н. Игумнова). Но все же детство его не назовешь счастливым. У него рано умерла мать. Когда ему было четыре года, пришла мачеха, у которой появились свои дети. Да и отец всегда был требовательным, строгим. Это не было беззаботное, теплое детство, скорее трудовое, даже суровое. Гимназист старших классов мечтал уехать из дома.

    В 1914 г. Борис Михайлович поступил на философское отделение историко-филологического  факультета Московского университета, где стал специализироваться по психологии. На втором курсе, девятнадцатилетним, впервые переступил порог Психологического института при Московском университете, начал посещать "психологический практикум", которым руководил Г.И. Челпанов. Пройдут годы, и работа в этом Институте станет основным содержанием его жизни, его судьбой.

    В 1916 г. он был призван в армию. После  окончания школы прапорщиков  получил назначение в один из пехотных полков на Западном фронте, где и  пробыл до окончания войны, участвовал в боевых действиях.

    С января 1918 г. Борис Михайлович стал служить в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка, возобновив одновременно занятия в университете. В феврале 1919 г. он был призван в Красную Армию, где его направили в Высшую школу военной маскировки (для командного состава), которую он окончил в 1921 г. Одновременно он продолжал учиться в университете и окончил его также в 1921 г.

    Вскоре  Б.М. Теплов был назначен начальником  Отдела опытных (научных) станций, занимавшихся вопросами военной маскировки. Уже  там смогли раскрыться его научные и организаторские способности. Он выдвинулся как один из создателей маскировочного дела в Красной Армии. Его интеллект, умение руководить, эрудиция, подлинно научный подход к проблемам обеспечивали высокую эффективность работы. Ему было присвоено воинское звание командира бригады (комбрига) - это было стремительное продвижение по службе.

    Стараясь  возможно теснее связать свою работу в научно-исследовательских учреждениях  Красной Армии с психологической  наукой, Борис Михайлович установил  тесное сотрудничество с Психологическим институтом. Здесь с 1929 г. он руководил исследованиями по заданиям Высшего технического управления РККА. В 1933 г. был уволен в резерв РККА. Теперь главным местом работы до конца его дней стал Психологический институт.

    Первые психологические исследования Б.М. Теплова относились к области зрительных ощущений и восприятий: вопросы взаимодействия одновременных световых ощущений, соотношение пространственного и временного смешения цветов и др., имевшие существенное теоретическое значение, в частности, для цветоделения, а не только практическое - применительно к задачам военной маскировки. Эти исследования были образцом методической четкости, доказательности. К ним примыкают и проводившиеся несколько позднее работы в области слуховых восприятий. Да, так начинал Б.М. Теплов как психолог - с изучения простейших психических функций, применяя измерительные методики и добиваясь строгих количественных оценок. Но к этому отнюдь не сводились его психологические интересы.

    Уже с первых лет ухода его из военного ведомства в Психологический институт он стал систематически заниматься психологическими аспектами музыкальности. Переходом от прежних работ к новым стало для него углубленное изучение слуховых ощущений и восприятий, столь близких ему как музыканту. Сначала он подверг анализу музыкальный слух, а затем - и музыкальные переживания.

    Такое направление исследований явилось  выражением никогда не покидавшего  его увлечения музыкой. Музыка занимала большое место в его жизни. Он часто бывал на концертах в консерватории, многократно слушал оперы. А.А. Смирнов вспоминал: Б.М. Теплов еще во второй половине 20-х - начале 30-х гг. занялся изучением творческих особенностей семи московских певиц - исполнительниц партии Татьяны в "Евгении Онегине"; он посещал оперные представления и фиксировал во время действия своеобразие каждой из "семи Татьян". Эта работа докладывалась "на заседании в Академии художественных наук", но, к сожалению, до нас не дошла [2; 12].

    В течение ряда лет он читал курс лекций по психологии специально для преподавателей музыки. При этом он заинтересованно общался с аудиторией, вникал в практический опыт своих слушателей, готовил ответы на вопросы, которые ему ставили. Именно при чтении этого курса и зародилась у него идея психологически исследовать проблему музыкальных способностей.

    Имеется достаточно свидетельств тому, что  его влекли к себе в психологии не столько элементарные психические  свойства и их предпосылки (хотя в  силу разных обстоятельств ему пришлось в жизни больше всего этим заниматься), сколько высшие потенции человека. Это подтверждают и две ставшие знаменитыми его работы: "Психология музыкальных способностей", написанная во второй половине 30-х гг. и защищенная в качестве докторской диссертации в 1940 г., и "Ум полководца", написанная в 1942 г. Эти работы подводили итоги исследованиям, направленным на раскрытие собственно человеческого, личностного в людях.

    Главное в замысле обеих работ - изучение индивидуальных различий. Трудно сказать, когда именно уловил, осознал Борис  Михайлович жизненное значение и актуальность проблемы индивидуальных различий. Возможно, что установка на индивидуальность пришла к нему как своеобразная реакция на происходящее вокруг: он мог почувствовать надобность сосредоточиться на ней, необходимость поставить ее в центр внимания под действием впечатлений от подавления, нивелирования личностей, т.е. от того, что происходило в социуме. Как бы то ни было, но остается фактом, что в эпоху, когда господствующая идеология поставила целью "формирование нового человека", когда от педагогов, как и от писателей, требовалось быть "инженерами человеческих душ", когда утверждалось, что исходно все равны, когда в слове "одаренность" стали видеть нечто идеалистическое, о чем педагогу лучше не знать, именно в такие годы Б.М. Теплов решился направить свою научную работу в русло изучения индивидуальных различий.

    Этому направлению работ он остался  верен до конца. Первое собрание своих  трудов он назвал "Проблемы индивидуальных различий" (М., 1961).

    Тогда, во второй половине 30-х гг., он не собирался вступать в идеологические или философские споры относительно неодинаковости людей и значения индивидуальных различий. Он задумал и стал осуществлять чисто эмпирические, опирающиеся на факты изыскания, которые могли бы противостоять возможным претензиям самых требовательных психологов. Он взялся за собственно исследовательский труд по психологии индивидуальных различий в определенном виде деятельности (в занятиях музыкой), по всем канонам современной ему психологии, - не слишком подчеркивая, а скорее приглушая, сохраняя в подтексте, его гуманистический пафос.

    2. Способности и  одаренность.

    Первая  статья Б.М. Теплова по проблеме способностей и одаренности была опубликована в журнале "Советская педагогика" за 1940 г. (до этого в течение нескольких лет, после постановления ЦК ВКП(б) о педологии никто из советских психологов не упоминал о таких понятиях); более полный ее вариант с изменением названия был напечатан в 1941 г. в "Ученых записках Института психологии". Статья представляла собой извлечение из вводной части его докторской диссертации. Эта теоретическая статья, где были представлены основные понятия, относящиеся к области способностей, и дана критика некоторых ошибочных точек зрения, была по тому времени в высокой степени новаторской.

    Способности рассматривались Б.М. Тепловым в  плане индивидуально-психологических  различий. Дифференциальный момент он ввел в само определение понятия: "Во-первых, под способностями  разумеются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого..." [3, 16]. Далее в определении же отмечается, что способности "не сводятся" к знаниям, навыкам и умениям. Последнее означает, что, как ни велико для субъекта деятельности значение того, что можно усвоить, перенять, нельзя не учитывать и собственно внутренние индивидуальные предпосылки психологических свойств, влияющие на успешность деятельности.

    Через всю статью проходит мысль, что способности  существуют только в развитии, что  нельзя говорить о способности, достигшей  предела развития (достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы "пределы" развития способностей повысились).

    Понятие "одаренность" Б.М. Теплов определял  как "качественно своеобразное сочетание  способностей" Тем самым указывая, что различия по одаренности выступают  не только в том, что у одного человека одаренность преимущественно в какой-то области, а у другого - в другой, но и в том, что люди, проявляющие себя в одной и той же области деятельности, отличаются по составу, структуре своих способностей. Отсюда следует, что успешное творческое выполнение деятельности происходит по-разному на основе внутренних свойств, отличающих индивидуальность.

Информация о работе Исследования Теплова