Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности адаптации и влияния самооценки на школьную мотивацию при переходе из начального звена в среднее.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в среднее звено школы.
2. Изучить характеристику школьной мотивации учащихся пятиклассников
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние проблемы адаптации и школьной мотивации в процессе перехода учащегося из начального звена в основную школу
1.1. Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения………………………………………………………………………………5
1.2. Школьная мотивация и её особенности в среднем школьном возрасте …………………………………………………………………………………………9
1.3. Самооценка и развитие у младших подростков……………………………...14
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки и уровня притязаний как факторов школьной адаптации при переходе из младшего в среднее звено школы
2.1. Описание объекта и предмета исследования…………………………………18
2.2. Методы исследования и структура эксперимента…………………………..18
2.3. Изложение результатов исследования………………………………………..22
Выводы………………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………24
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
б) Чувство компетентности
Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается.
Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания.
в) Влияние семейного воспитания
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Самооценка
становится, в целом, более соответствующей
действительности, суждения о себе — более
обоснованными. В то же время здесь наблюдаются
значительные индивидуальные различия.
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование самооценки и уровня притязания как фактор школьной адаптации при переходе из младшего в среднее звено школы
2.1. Описание объекта и предмета исследования
Объект исследования: школьная мотивация учащегося.
Предмет исследования: влияние самооценки на школьную мотивацию учащихся пятого класса средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования 1: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее, является самооценка учащегося, которая взаимосвязана со школьной мотивацией связанной с отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой.
Гипотеза исследования 2: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее, является уровень притязаний учащегося, который взаимосвязан со школьной мотивацией как отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой.
В исследовании принимали участие учащиеся 4 классов в возрасте от 9 до 11 лет, в каждом классе 19 человек.
4 «А» - 10 девочек, 9 мальчиков
4 «Б» - 9 девочек, 10 мальчиков
2.2. Методы исследования и структура эксперимента
В исследованиях использовалась методика Лускановой. Методика показывает отношение ребёнка к занятиям в школе и к общению, связанному со школой и школьной среде. Поэтому можно сказать, что она изучает социальную сторону мотивации учения, а именно эмоционально-оценочный компонент школьной мотивации.
В данной анкете 10 вопросов в которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный — 1 балл, положительный -3 балла). Учащиеся, набравшие 25—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24 балла характерны для средней нормы, 15—19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10—14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.
Проведенные исследования позволили выявить три уровня адаптации детей к школе:
Высокий уровень — ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень — ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Низкий уровень — ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.
В исследовании была использована методика Дембо-Рубинштейн. Она направлена на выявление уровня самооценки и притязания ученика. Данные о самооценки говорят, что завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих, заниженная самооценка (недооценка себя) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал определить:
Уровень притязаний, высоту самооценки значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.
В исследовании использовался критерий Фишера, применяется для проверки равенства дисперсий двух выборок. В работе ранжируются самооценка и притязание.
Корреляционный анализ Спирмена, т.к. метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить направление корреляционной связи между двумя признаками. Ранговая корреляция позволяет проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у одного и того же испытуемого. Ранжируются самооценка и мотивация, притязание и мотивация. Вычисление корреляции Спирмена:
Коэффициент корреляции Спирмена вычисляется по формуле:
,[1] где - ранг наблюдения в ряду , - ранг наблюдения в ряду .
F - критерий Фишера используют для сравнения дисперсий двух вариационных рядов. Он вычисляется по формуле:
,
где
- большая дисперсия,
- меньшая дисперсия.
2.3.Изложение
результатов исследования
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||||
Число
человек |
% | Число
человек |
% | Число
человек |
% | |
Притязания | 2 | 5 | 13 | 34 | 23 | 61 |
Самооценка | 7 | 18 | 18 | 48 | 13 | 34 |
Степень расхождения | Слабая | Умеренная | Высокая | |||
9 | 24 | 27 | 71 | 2 | 5 |
Уровень школьной мотивации | ||
Высокий |
Число человек | % |
19 | 50 | |
Средний | 12 | 32 |
Низкий | 7 | 18 |
Выводы
По итогам исследования
можно говорить о прогнозе:
Число человек | % | |
Продуктивный | 5 | 13 |
Благоприятный | 16 | 42 |
Неблагоприятный | 9 | 24 |
Непродуктивный | 6 | 16 |
Не интерпритируется | 2 | 5 |
Заключение
Изучив данную тему можно говорить о том, что при переходе из начального звена в среднее ребенок вступает на новую ступень своей жизни. На этом этапе появляются новообразования, новая социальная ситуация, меняется ведущая деятельность. При переходе у школьника появляются новые учителя, предметы, обстановка. С течением всех этих обстоятельств нередко у учащихся меняется самооценка, которая влияет на отношение к учению, адаптации к условиям обучения. В этот период за ним должны наблюдать педагоги, психологи и родители. Поставленные гипотезы, а именно:
Гипотеза исследования 1: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее, является самооценка учащегося, которая взаимосвязана со школьной мотивацией связанной с отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой – не подтвердилась.
Гипотеза
исследования 2: одним из факторов адаптации
при переходе из начального звена в среднее,
является уровень притязаний учащегося,
который взаимосвязан со школьной мотивацией
как отношением к школьным занятиям и
общением, связанным со школьной средой
– подтвердилась.
Список использованной литературы:
1. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте-Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983.
2. Марцинковская
Т.Д. История детской
3. Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2006.
4. Овчарова
Р.В. Справочная книга
5. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Педагогика, 2003.
6. Цукерман
Г.И. Переход из начальной
Приложение 1. Вопросы анкеты «Анкета для определения уровня школьной мотивации» Н.Г. Лусканова