Исследование самооценки и уровня притязаний как фактор адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности адаптации и влияния самооценки на школьную мотивацию при переходе из начального звена в среднее.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в среднее звено школы.
2. Изучить характеристику школьной мотивации учащихся пятиклассников

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние проблемы адаптации и школьной мотивации в процессе перехода учащегося из начального звена в основную школу
1.1. Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения………………………………………………………………………………5
1.2. Школьная мотивация и её особенности в среднем школьном возрасте …………………………………………………………………………………………9
1.3. Самооценка и развитие у младших подростков……………………………...14
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки и уровня притязаний как факторов школьной адаптации при переходе из младшего в среднее звено школы
2.1. Описание объекта и предмета исследования…………………………………18
2.2. Методы исследования и структура эксперимента…………………………..18
2.3. Изложение результатов исследования………………………………………..22
Выводы………………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………24
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей  складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

б) Чувство  компетентности

Успешная  учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается.

Дети  сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в  первую очередь, на ум и знания.

в) Влияние  семейного воспитания

Становление самооценки младшего школьника зависит  не только от его успеваемости и  особенностей общения учителя с  классом. Большое значение имеет  стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Самооценка  становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе — более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. 
 
 
 

ГЛАВА 2. Экспериментальное  исследование самооценки и уровня притязания как фактор школьной адаптации при  переходе из младшего в среднее звено школы

2.1. Описание объекта  и предмета исследования

Объект  исследования: школьная мотивация учащегося.

Предмет исследования: влияние самооценки на  школьную мотивацию учащихся пятого класса средней общеобразовательной школы.

Гипотеза  исследования 1: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее,  является самооценка учащегося, которая взаимосвязана со школьной мотивацией связанной с отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой.

Гипотеза исследования 2: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее,  является уровень притязаний  учащегося, который взаимосвязан со школьной мотивацией как отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой.

В исследовании принимали участие учащиеся 4 классов в возрасте от 9 до 11 лет, в каждом классе 19 человек.

4 «А»  - 10 девочек, 9 мальчиков

4 «Б»  - 9 девочек, 10 мальчиков

2.2. Методы исследования  и структура эксперимента

В исследованиях  использовалась методика Лускановой. Методика показывает отношение ребёнка к занятиям в школе и к общению, связанному со школой и школьной среде. Поэтому можно сказать, что она изучает социальную сторону мотивации учения, а именно эмоционально-оценочный компонент школьной мотивации.

В данной анкете 10 вопросов в которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный — 1 балл, положительный -3 балла). Учащиеся, набравшие 25—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24 балла характерны для средней нормы, 15—19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10—14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Снижение  уровня школьной мотивации может  служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.

Проведенные исследования позволили выявить  три уровня адаптации детей к  школе:

Высокий уровень — ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень — ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Низкий  уровень — ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.

Анкета  допускает повторные опросы, что  позволяет оценить динамику школьной мотивации.

В исследовании была использована методика Дембо-Рубинштейн. Она направлена на  выявление уровня самооценки и притязания ученика. Данные о самооценки говорят, что завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих,  заниженная самооценка (недооценка себя) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала  «Здоровье» рассматривается как  тренировочная и в общую оценку не входит. Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

Уровень притязаний, высоту самооценки значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать  среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний.

Высота  самооценки

Количество  баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая»  самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество  баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует  о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

В исследовании использовался критерий Фишера, применяется для проверки равенства дисперсий двух выборок. В работе ранжируются самооценка и притязание.

Корреляционный анализ Спирмена, т.к. метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить направление корреляционной связи между двумя признаками. Ранговая корреляция позволяет проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у одного и того же испытуемого. Ранжируются самооценка и мотивация, притязание и мотивация. Вычисление корреляции Спирмена:

Коэффициент корреляции Спирмена вычисляется по формуле:

    ,[1] где - ранг наблюдения в ряду , - ранг наблюдения в ряду .

F - критерий Фишера используют для сравнения дисперсий двух вариационных рядов. Он вычисляется по формуле:

,

где - большая дисперсия, - меньшая дисперсия. 
 
 

2.3.Изложение результатов исследования 

  Низкий  уровень Средний уровень Высокий уровень
Число

человек

% Число

человек

% Число

человек

%
Притязания 2 5 13 34 23 61
Самооценка 7 18 18 48 13 34
Степень расхождения Слабая Умеренная Высокая
9 24 27 71 2 5

 
 
 
 
 
  Уровень школьной мотивации
 
 
Высокий
Число человек %
19 50
Средний 12 32
Низкий 7 18

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

По итогам исследования можно говорить о прогнозе: 

  Число человек %
Продуктивный 5 13
Благоприятный 16 42
Неблагоприятный 9 24
Непродуктивный 6 16
Не  интерпритируется 2 5

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Изучив  данную тему можно говорить о том, что при переходе из начального звена  в среднее  ребенок вступает на новую ступень своей жизни. На этом этапе появляются новообразования, новая социальная ситуация, меняется ведущая деятельность. При переходе у школьника появляются новые учителя, предметы, обстановка. С течением всех этих обстоятельств нередко у учащихся меняется самооценка, которая влияет на отношение к учению, адаптации к условиям обучения.  В этот период за ним должны наблюдать педагоги, психологи и родители. Поставленные гипотезы, а именно:

Гипотеза  исследования 1: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее,  является самооценка учащегося, которая взаимосвязана со школьной мотивацией связанной с  отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой – не подтвердилась.

Гипотеза  исследования 2: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее,  является уровень притязаний  учащегося, который взаимосвязан со школьной мотивацией как отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой – подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Маркова  А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте-Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983.

2. Марцинковская  Т.Д. История детской психологии: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит.  Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

3. Мухина  В.С. Психология. М.: Просвещение, 2006.

4. Овчарова  Р.В. Справочная книга школьного  психолога. - М.: Просвещение, 2003

5. Харламов  И.Ф. Педагогика. - М.: Педагогика, 2003.

6. Цукерман  Г.И. Переход из начальной школы  в среднюю, как психологическая  проблема. // Вопросы психологии, 2001. - №5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложение 1. Вопросы анкеты «Анкета для определения уровня школьной мотивации» Н.Г. Лусканова

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь 
    школу или тебе хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно 
    приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только определенные 
    предметы?
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. У тебя в классе много друзей?

Информация о работе Исследование самооценки и уровня притязаний как фактор адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы