Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа
Цель исследования: Изучить особенности адаптации и влияния самооценки на школьную мотивацию при переходе из начального звена в среднее.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в среднее звено школы.
2. Изучить характеристику школьной мотивации учащихся пятиклассников
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние проблемы адаптации и школьной мотивации в процессе перехода учащегося из начального звена в основную школу
1.1. Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения………………………………………………………………………………5
1.2. Школьная мотивация и её особенности в среднем школьном возрасте …………………………………………………………………………………………9
1.3. Самооценка и развитие у младших подростков……………………………...14
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки и уровня притязаний как факторов школьной адаптации при переходе из младшего в среднее звено школы
2.1. Описание объекта и предмета исследования…………………………………18
2.2. Методы исследования и структура эксперимента…………………………..18
2.3. Изложение результатов исследования………………………………………..22
Выводы………………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………24
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Кафедра психологии образования
Курсовая работа
ИССЛЕДОВАНИЕ
САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ
ПРИТЯЗАНИЙ КАК
ФАКТОР АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОГО
В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Состояние проблемы адаптации и школьной мотивации в процессе перехода учащегося из начального звена в основную школу
1.1. Психологические
основы адаптации младших подростков
к условиям обучения…………………………………………………………
1.2. Школьная
мотивация и её особенности в среднем
школьном возрасте ………………………………………………………………………………
1.3. Самооценка и развитие у младших подростков……………………………...14
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки и уровня притязаний как факторов школьной адаптации при переходе из младшего в среднее звено школы
2.1. Описание объекта и предмета исследования…………………………………18
2.2. Методы исследования и структура эксперимента…………………………..18
2.3. Изложение
результатов исследования………………………………………..
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение
5
Введение
Актуальность исследования
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. Поэтому этот этап является кризисным периодом в жизни каждого пятиклассника. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах, предъявляющих разные требования. Именно поэтому адаптация пятиклассников к новым условиям, связанными с переходом на новую ступень обучения – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжениям всех систем организма школьника. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:
1) по
отношению к учебной
2) по отношению к школе и предметам;
3) по отношению к одноклассникам;
4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Взаимосвязи внешних и внутренних условий мотивация учения также изменяется.
Объект исследования: школьная мотивация учащегося
Предмет исследования: влияние самооценки на школьную мотивацию учащихся пятого класса средней общеобразовательной школы
Гипотеза исследования 1: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее, является самооценка учащегося, которая взаимосвязана со школьной мотивацией связанной с отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой.
Гипотеза исследования 2: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее, является уровень притязаний учащегося, который взаимосвязан со школьной мотивацией как отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой.
Цель исследования: Изучить особенности адаптации и влияния самооценки на школьную мотивацию при переходе из начального звена в среднее.
Задачи исследования:
Методологическую основу исследования составили:
1. Теоретические методы - анализ, синтез, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по адаптации пятиклассников.
2. Эмпирические методы – тестирование. Использовались методика измерения самооценки (Дембо-Рубинштейн, модифицированной А. М. Прихожан) и
«Анкета для определения школьной мотивации» Н.Г.Лусканова
3. Методы
математической статистики – корреляционный
анализ Спирмена.
ГЛАВА 1. Состояние проблемы адаптации и школьной мотивации в процессе перехода учащегося из начального звена в основную школу
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:
- увеличение
объема и разнообразие
- увеличение
веса многопредметного
- на
место первой учительницы
- завершение перехода к кабинетной системе обучения;
- отсутствие
у школьников умения как
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеяностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная
- низкий уровень развития
2. Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, недисциплинированность, асоциальность)
3. Коммуникативная
- затруднения в общении со
сверстниками и взрослыми (
4. Эмоциональная - тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.[2;c.64]
Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно - то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или не успешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.
В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.
Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:
- состояние
тревоги (идёт мобилизация
- резистентности
(необходимость приспособления
- истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).
В психолого-педагогической литературе часто школьникам возраста, переходного из младшей в среднюю школу, приписывают черты десятилетних детей (младших школьников) или двенадцатилетних (подростков). Как справедливо отмечает Г. А. Цукерман, возраст 10—12 лет оказался «ничьей землей» в возрастной психологии [6; c.22].
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей.
Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. [5;c.83] Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.
В когнитивном развитии в 10-12 лет отмечается переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций, появлением способности вырабатывать стратегии поиска и организации информации. Хотя мышление учеников этого возраста еще не столь абстрактно и системно, как у более старших школьников, оно заметно отличается от мышления младших школьников: оно рефлексивно, т. е. ученики способны осознавать процессы своего мышления, умственные, речевые и мнемонические стратегии [3; c.75].
У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка:
1. Замедляется
темп их деятельности (на выполнение
определённой работы теперь
2. Дети
часто отвлекаются,
3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется