Исследование самооценки и уровня притязаний как фактор адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности адаптации и влияния самооценки на школьную мотивацию при переходе из начального звена в среднее.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в среднее звено школы.
2. Изучить характеристику школьной мотивации учащихся пятиклассников

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Состояние проблемы адаптации и школьной мотивации в процессе перехода учащегося из начального звена в основную школу
1.1. Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения………………………………………………………………………………5
1.2. Школьная мотивация и её особенности в среднем школьном возрасте …………………………………………………………………………………………9
1.3. Самооценка и развитие у младших подростков……………………………...14
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки и уровня притязаний как факторов школьной адаптации при переходе из младшего в среднее звено школы
2.1. Описание объекта и предмета исследования…………………………………18
2.2. Методы исследования и структура эксперимента…………………………..18
2.3. Изложение результатов исследования………………………………………..22
Выводы………………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………24
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
 
 
 

Кафедра психологии образования

Курсовая  работа

ИССЛЕДОВАНИЕ  САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ  КАК  ФАКТОР АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Состояние проблемы адаптации и школьной мотивации в процессе перехода учащегося из начального звена в основную школу

1.1. Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения………………………………………………………………………………5

1.2. Школьная мотивация и её особенности в среднем школьном возрасте …………………………………………………………………………………………9

1.3. Самооценка и развитие у младших подростков……………………………...14

Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки и уровня притязаний как факторов школьной адаптации при переходе из младшего в среднее звено школы

2.1. Описание объекта и предмета исследования…………………………………18

2.2.  Методы исследования и структура эксперимента…………………………..18

2.3. Изложение результатов исследования………………………………………..22

Выводы………………………………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………….23

Список  литературы…………………………………………………………………24

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5 

Введение

Актуальность  исследования

Переход ученика  из начальной школы в среднюю  совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. Поэтому этот этап является кризисным периодом в жизни каждого пятиклассника. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах, предъявляющих разные требования. Именно поэтому адаптация пятиклассников к новым условиям, связанными с переходом на новую ступень обучения – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжениям всех систем организма школьника. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по  отношению к учебной деятельности;

2) по  отношению к школе и предметам;

3) по  отношению к одноклассникам;

4) в  новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Взаимосвязи  внешних и внутренних условий мотивация учения также изменяется.

Объект  исследования: школьная мотивация учащегося

Предмет исследования: влияние самооценки на школьную мотивацию учащихся пятого класса средней общеобразовательной школы

Гипотеза исследования 1: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее, является самооценка учащегося, которая взаимосвязана со школьной мотивацией связанной с отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой.

Гипотеза  исследования 2: одним из факторов адаптации при переходе из начального звена в среднее,  является уровень притязаний  учащегося, который взаимосвязан со школьной мотивацией как отношением к школьным занятиям и общением, связанным со школьной средой.

Цель  исследования: Изучить особенности адаптации и влияния самооценки на школьную мотивацию при переходе из начального звена в среднее.

Задачи  исследования:

  1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в среднее звено школы.
  2. Изучить характеристику школьной мотивации учащихся пятиклассников
  3. Изучить формирование самооценки и уровня притязаний в младшем школьном возрасте.
  4. Провести исследование взаимосвязи  самооценки и  школьной  мотивации учащихся пятого класса средней общеобразовательной школы
  5. Провести анализ и обсуждение полученных результатов.

Методологическую  основу исследования составили:

1. Теоретические  методы - анализ, синтез, которые позволили  выявить специфические стороны  исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по адаптации пятиклассников.

2. Эмпирические  методы – тестирование. Использовались методика измерения самооценки (Дембо-Рубинштейн, модифицированной А. М. Прихожан) и

«Анкета для определения школьной мотивации» Н.Г.Лусканова

3. Методы математической статистики – корреляционный анализ Спирмена. 

ГЛАВА 1. Состояние проблемы адаптации и школьной мотивации в процессе перехода учащегося из начального звена в основную школу

    1. Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения

Период  адаптации в 5-м классе является одним  из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью  тех содержательных перемен, что  происходят в школьной среде и  внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

    - увеличение  объема и разнообразие содержания  образования;

    - увеличение  веса многопредметного обучения  и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены  систематически вступать в деловые  взаимодействия;

    - на  место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

    - завершение  перехода к кабинетной системе  обучения;

    - отсутствие  у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать  учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеяностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.

Выделяют  такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

    1. Интеллектуальная - низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной  мотивации, учебных умений и  навыков.

    2. Поведенческая  - несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, недисциплинированность, асоциальность)

    3. Коммуникативная  - затруднения в общении со  сверстниками и взрослыми (тревожность  замкнутость, чрезмерная зависимость).

    4. Эмоциональная  - тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Немалая роль в успешном прохождении периода  адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.[2;c.64]

Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно - то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или не успешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.

В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.

Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:

    - состояние  тревоги (идёт мобилизация защитных  сил организма);

    - резистентности (необходимость приспособления к  трудной ситуации);

    - истощение  (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).

В психолого-педагогической литературе часто школьникам возраста, переходного из младшей в среднюю школу, приписывают черты десятилетних детей (младших школьников) или двенадцатилетних (подростков). Как справедливо отмечает Г. А. Цукерман, возраст 10—12 лет оказался «ничьей землей» в возрастной психологии [6; c.22].

Возраст детей пятого класса можно назвать  переходным от младшего школьного к  младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным  обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.  Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей.

Внешне  это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. [5;c.83] Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.

В когнитивном  развитии в 10-12 лет отмечается переход  от стадии конкретных операций к стадии формальных операций, появлением способности вырабатывать стратегии поиска и организации информации. Хотя мышление учеников этого возраста еще не столь абстрактно и системно, как у более старших школьников, оно заметно отличается от мышления младших школьников: оно рефлексивно, т. е. ученики способны осознавать процессы своего мышления, умственные, речевые и мнемонические стратегии [3; c.75].

У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб  интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.

В связи  с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной  деятельности младшего подростка:

1. Замедляется  темп их деятельности (на выполнение  определённой работы теперь школьнику  требуется больше времени, в  том числе и на выполнение домашнего задания).

2. Дети  часто отвлекаются, неадекватно  реагируют на замечания.

3. Иногда  ведут себя вызывающе, бывают  раздражены, капризны, их настроение  часто меняется

Информация о работе Исследование самооценки и уровня притязаний как фактор адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы