Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 23:19, дипломная работа
Цель исследования: разработать содержание педагогической работы родителей детей 4 года жизни по реализации задач образовательной области «Социализация» в условиях семьи.
Гипотеза исследования выразилась в предположении о том, что педагогическая работа родителей по реализации задач образовательной области «Социализация» требует обогащения и в отдельных случаях коррекции.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы роли семьи в социализации
дошкольников_____________________________________________________6
1.1. Понятие «социализация» детей дошкольного возраста и современные подходы к ее определению __________________________________________6
1.2. Роль семьи в социальном развитии детей
дошкольного возраста_____________________________________________14
1.3. Анализ задач образовательной области «Социализация» в программах дошкольного образования__________________________________________19
Выводы по 1 главе ________________________________________________48
Глава 2. Исследование реализации задач образовательной области «Социализация» в условиях семейного воспитания детей младшего дошкольного возраста ___________________________________________________________49
2.1. Анализ содержания педагогической работы родителей с детьми по реализации задач образовательной области «Социализация»________________49
2.2. Рекомендации по созданию условия социализации детей младшего дошкольного возраста в семье________________________________________56
Выводы по 2 главе________________________________________________68
Заключение______________________________________________________70
Список использованной литературы_________________________________74
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду
Программа «Детство» — результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А. И. Герцена. Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации- индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.
Содержательно-целевой
компонент социально-
В реализации задач социально-личностного развития детей на первый план выступают [16]:
Раскрывая задачи работы педагога в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений», программа определяет круг представлений детей, их познавательных и практических умений. Данные представления и умения описаны в главах «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе».
Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника
Базисная часть программы «Истоки» отражает содержание дошкольного образования, предполагающего разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование универсальных способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям общества, предусматривает амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация базиса программы обеспечивает определенный уровень развития детей каждого психологического возраста, задает норму развития и основополагающие принципы, цели, задачи воспитания. Программа направлена на обеспечение равного старта развития всех детей, преемственности при переходе к следующему возрастному периоду [5].
Задачи развития детей в деятельности в данной программе раскрываются по линиям социального, познавательного, эстетического и физического развития.
Базис программы образует ряд компонентов: характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка; задачи развития и показатели; характеристики личности (компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения). Сюда относится раздел «Общие условия реализации программы», в котором представлены организация жизни детей в ДОУ, принципы создания развивающей среды, содержание и формы сотрудничества педагога с семьей и др. Воспитатель, ориентируясь на базис развития, творчески использует разные педагогические технологии.
Социально-личностное развитие в данной программе характеризуется общением ребенка с детьми и взрослыми, которое имеет в каждом психологическом возрасте своеобразные формы. Условия усвоения ребенком нравственных ценностей, традиций, любви к семье, Родине — общение и деятельность.
Содержательно-целевой
компонент социально-
Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет
Программа «Из детства – в отрочество» демонстрирует возможности обеспечения взаимосвязи и взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями в процессе воспитания, обучения и развития детей 4 – 7 лет. Правовая основа такого взаимодействия — документы международного (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка) и российского (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации») законодательства, фиксирующие право ребенка на: гуманистическое образование, охрану здоровья, отдых, участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством; бережное отношение к его индивидуальности и особенностям развития; защиту от физического и психического насилия, оскорбления, небрежного обращения.
В программе отражены задачи работы с детьми в ДОУ и семье по направлениям «Здоровье» (охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие, эмоциональное благополучие) и «Развитие» (развитие личности ребенка: компетентность, инициативность, самостоятельность, любознательность, способность к творческому самовыражению и приобщение его к общечеловеческим ценностям).
Совместная деятельность родителей с детьми в семье и в детском саду, как отмечают авторы программы, позволяет повысить качество образования и помогает: преодолеть авторитаризм, увидеть позиции ребенка; относиться к нему как к равному себе, понимать недопустимость сравнения его с другими детьми; учитывать сильные и слабые стороны; проявлять заинтересованность в его действиях, готовность к эмоциональной поддержке, устанавливать доверительные отношения с ним [17].
Программа декларирует необходимость: общих усилий семьи и оказании помощи ребенку; уважение и понимание между родителями и воспитателями, совместное обсуждение вопросов воспитания и развития ребенка; осознание особенностей возраста, уникальности личности ребенка, его индивидуальности; овладение искусством диалога с ребенком; уважение, восхищение его инициативой и самостоятельностью; формирование уверенности его в себе; проявление терпимости и деликатности в работе с ним; воспитание у детей уважения и доверия к родителям и педагогу и др.
В данной программе подчеркивается, что полноценное развитие ребенка-дошкольника осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям: социально-личностному, познавательному и эстетическому.
Социальную среду авторы программы считают источником психического развития ребенка, который «врастает» в культуру и познает самого себя через другого человека. Семья, как первая социальная общность, закладывает основы личностных качеств ребенка, обеспечивает опыт общения и эмоциональных, интимных отношений, чувство доверия к миру и близким людям и др. В детском саду социальная жизнь ребенка расширяется, общение и взаимодействие становятся разнообразнее, усложняются. Ребенок учится признавать авторитеты, следовать нормам и образцам поведения, задаваемы взрослыми и присваивает их.
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»)
Социально-личностное развитие ребенка-дошкольника в Комплексной программе развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») представлено рядом направлений: ознакомление с окружающим миром («Здравствуй, мир!») / А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасова; введение в художественную литературу / О.В. Чиндилова; риторика общения / З.И. Курцева. Под ред. Т.А. Ладыженской; социально-личностное развитие («Это я») / М.В. Корепанова. В последней редакции программы (2008) для каждого возраста (3 - 4, 4 - 5, 5 - 6 лет) в особый раздел выделена работа по воспитанию и развитию личностных качеств дошкольников.
Программа базируется на учете психологических новообразований дошкольного детства: первого схематичного абриса детского мировоззрения и первичных этических инстанций (Л.С. Выготский), соподчинения мотивов (А.А. Леонтьев); произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец); личного сознания.
По мнению авторов программы, содержание и дидактику дошкольного образования определяют следующие линии развития детей: формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации, мотивационной готовности.
Программой отражены психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей от 3 до 6 лет. Ее создание обусловлено необходимостью создания «единой цепи непрерывного и образования, звенья которой связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого» [22]. Цель программы — обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования. Цель дошкольного образования — создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала дошкольника, облегчающего переход из детского сада в школу, сохраняющего и развивающего познавательный интерес.
Как максимально значимая в программе заявлена проблема синхронизации процессов обучения и воспитания, их взаимодополнение , взаимообогащения, в связи с чем ребенок становится субъектом собственной жизнедеятельности.
Задачи, решаемые данной программой: создание развивающей среды; охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их физической культуры; разработка содержания раскрытия личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы; формирование опыта самопознания.
Игровые технологии обучения — ведущие в разделах учебно-воспитательного блока программы, а предлагаемые знания выступают как средства развития личности ребенка.
Задачи социально-личностного развития отражены в разделе «Познавательная деятельность», состоящего из взаимосвязанных направлений, реализующих основные линии развития ребенка и имеющих разные цели.
Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Цели программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни; своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание; предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Специфика программы базируется на принципах уважения к свободе, достоинству и правам ребенка; создания условий для развития индивидуальности каждого ребенка; обеспечения атмосферы психологического комфорта для детей; учета возрастных психологических особенностей при отборе содержания и методов воспитания и наличия «свободного педагогического пространства» для личности и индивидуальности воспитателей. Основными характеристиками программы, направленной на создание целостной организации жизнедеятельности детей в ДОУ, являются ее массовость, личностно-ориентированный подход к , образованию и развитию детей, а также идеи о творческом характере развития, о том, что ребенок — субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру.
Социально-личностные аспекты сбережения здоровья детей отражены в программе в контексте задач обучения ребенка выполнению культурно-гигиенических действий, формирования навыков самообслуживания, личной гигиены, воспитания бережного отношения к здоровью.
Социальное развитие детей в соответствии с данной программе обеспечивается посредством формирования бережного, уважительного отношения к миру рукотворных предметов, сфере человеческого труда; экологического отношения к природе; заинтересованного отношения к произведениям искусства; уважения и доверия ко взрослым; уважения и терпимости к сверстникам.
Программа акцентирует внимание воспитателей на значимости личностно-ориентированного стиля общения взрослого с детьми обеспечения соблюдения прав ребенка детьми и взрослыми, его защищенности. В ней отражены технологии создания в группе доброжелательных взаимоотношений, способствующих формированию доверительного отношения к взрослым. В тексте программы подчеркивается значимость положительного отношения детей к воспитателю, как к авторитету в сфере знаний, навыков, способов деятельности; уважения воспитателем активности и инициативности ребенка, его интересов, желаний в познании, деятельности и общении. Отношение к сверстникам формируется в ходе организуемой педагога совместной деятельности детей, а атмосфера доброжелательности культивируется посредством рекомендуемых программой традиций жизни группы — праздников, досугов, гостеприимства и др [38].
Важным моментом социально-личностного развития дошкольников авторы программы «Радуга» считают становление познавательного, созидательного отношения к миру, уважительного отношения к культуре других народов, эмоциональной и эстетической отзывчивости к действительности.
Программа воспитания и обучения в детском саду
Данная программа
— усовершенствованная и
Цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Они реализуются в игровой, учебной, художественной, питательной, элементарно-трудовой деятельности детей. Занятия рассматриваются программой как важная, но не преобладающая форма обучения детей, которая не отличается школьно-урочным характером, не предполагает стереотипного выполнения заданий по инструкции взрослого [37].