Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 23:19, дипломная работа
Цель исследования: разработать содержание педагогической работы родителей детей 4 года жизни по реализации задач образовательной области «Социализация» в условиях семьи.
Гипотеза исследования выразилась в предположении о том, что педагогическая работа родителей по реализации задач образовательной области «Социализация» требует обогащения и в отдельных случаях коррекции.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы роли семьи в социализации
дошкольников_____________________________________________________6
1.1. Понятие «социализация» детей дошкольного возраста и современные подходы к ее определению __________________________________________6
1.2. Роль семьи в социальном развитии детей
дошкольного возраста_____________________________________________14
1.3. Анализ задач образовательной области «Социализация» в программах дошкольного образования__________________________________________19
Выводы по 1 главе ________________________________________________48
Глава 2. Исследование реализации задач образовательной области «Социализация» в условиях семейного воспитания детей младшего дошкольного возраста ___________________________________________________________49
2.1. Анализ содержания педагогической работы родителей с детьми по реализации задач образовательной области «Социализация»________________49
2.2. Рекомендации по созданию условия социализации детей младшего дошкольного возраста в семье________________________________________56
Выводы по 2 главе________________________________________________68
Заключение______________________________________________________70
Список использованной литературы_________________________________74
Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).
О.В. Авраменко считает, что взаимодействие семьи и ДОУ - важнейшее условие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечивающую развитие внутренних сил и нравственное становление растущего человека [2].
Однако родители и воспитатели, семья и ДОУ часто не могут услышать и понять друг друга, а значит, помочь детям. Неспособность и нежелание многих воспитетелей видеть собственные педагогические ошибки, неумение анализировать конфликтные ситуации, вскрывать их истинные причины становятся источником конфронтации с родителями, постоянных претензий к последним, требований «принять меры», обвинений в нежелании помочь дошкольному учреждению. Родители реагируют на упреки в свой адрес по-разному. Одни безропотно их принимают и признают свою вину; другие оправдываются; третьи переходят «в наступление» и начинают обвинять воспитателей.. В последнем случае возникают всевозможные тяжбы, выяснения отношений, сведение счетов и т. д. В результате «военных действий» страдают дети, обе стороны допускают новые педагогические ошибки, нравственно деформирующие взаимоотношения между ними, усиливающие взаимное непонимание и отчуждение.
Наиболее полезна для детей позиция родителей - друзей и помощников ДОУ и позиция воспитателей - друзей и помощников семьи. А для установления правильных взаимоотношений с ДОУ необходимо личное общение родителей с учителями и взаимное информирование друг друга об успехах и неуспехах детей как в воспитании и развитии в ДОУ, так и в семье.
Т.И. Александрова отмечает, что помимо знания общих тенденций развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги для выработки стратегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи [4].
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы. Семья в социализации ребенка играет далеко не последнее место, а даже первое, именно семья готовит ребенка к «выходу в большой мир», именно здесь ребенку объясняют, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. На семье лежит огромная ответственность за будущее малыша и за то, как его примет общество.
1.3. Анализ задач образовательной области «Социализация» программах дошкольного образования
Социально-личностное развитие ребенка-дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его отграничить от остальных видов и направлений. Как отмечает Сушкова И. В., При анализе основных и парциальных программ дошкольного образования мы будем обращать внимание на то, какие цели и задачи данная решает программа в плане социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и какова роль в этом процессе семьи [43].
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся [37]:
Общая информация о названии разделов, раскрывающих задачи социально-личностного развития, авторах этих разделов, возрастных группах ДОУ, в которых реализуются данные задачи, методическом обеспечении комплексных и парциальных программ дошкольного образования представлена в табл. 1—2.
Таблица 1
Основные
комплексные программы
Название |
Выходные данные |
Название разделов, в которых раскрываются задачи социально-личностного развития |
Авторы разделов |
Возрастные группы ДОУ, в которых реализуются задачи социально-личностного развития |
Методическое обеспечение программы (по разделам, включающим задачи социально-личностного развития) |
1 |
2 |
34 |
4 |
5 |
6 |
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой |
М.: Карапуз-Дидактика, 2005 |
«Социальное развитие. Общение». «Культурно-гигиенические навыки». «Социальное развитие. Социальная компетентность». |
Т.В. Антонова |
Первая группа раннего возраста. Вторая группа раннего возраста, первая младшая. Вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе |
|
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / |
СПб.: Детство-Пресс |
«Ребенок входит в мир социальных отношений». «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений |
Т.И. Бабаева |
Вторая младшая, средняя. Старшая, подготовительная к школе |
Методические советы к программе «Детство» / Отв. ред. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. СПб., 2001. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Метод, пособие для воспитателей / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. СПб., 1997. Как жили люди на Руси / OJI. Князева. СПб., 2000. |
Программа «Истоки»: Базис развития ребенка- дошкольника / Т.И. Алиева и др.; науч. ред. Л. А. Парамонова и др. |
М.: Просвещение, 2003 |
«Социальное развитие» |
— II — |
Группы детей младенческого и раннего, младшего и старшего дошкольного возраста |
Безопасность на улице: Программно-метод. пособие/Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Е.Ю. Протасова. М., 1999. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. М., 2002. Организация жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях (методико-педагогический аспект): Метод, рек. для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.А. Парамонова и др. М., 1997 |
Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4—7 лет. |
М.: Просвещение, 2003 |
«Развитие» («Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада», «Познавательное развитие», «Художественная литература», «Театрализованная деятельность» и др.) |
Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик и др. |
Группы детей 4—7 лет |
Пришли мне чтения доброго...: Пособие для чтения и рассказывания детям 4—6 лет. / З.А. Гриценко. М., 2004. Растем, играя / В. А. Недоспасова. М., 2004. |
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (Детский сад 2100») |
М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004 |
«Здравствуй, мир!». «Социально-личностное развитие» («Это я») |
А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, М.В. Корепанова |
Младший (3— 4 года), средний (4—5 лет), старший (5— 6 лет) дошкольный возраст |
«Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2008. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч. 1,2,3) / А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. М., 2004. Здравствуй, мир! Метод, рек. / А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. М., 2004. Это — я. Тетрадь для старших дошкольников по социально-личностному развитию / М.В. Корепан ва, Е.В. Харлампова М., 2004. Это я: Метод, реком. К программе по социально-личностному развитию дошкольников. / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. М., 2004. Диагностика личностного развития дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»/ М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. М., 2005. |
Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доро- нова и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. 2-е изд. |
М.: Просвещение, 2004 |
«Программа работы» (раздел «Закладывать основы будущей личности...») |
С.Г. Якобсон |
Первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе |
Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Т.Н. Доронова и др.: сост. Т.Н. Доронова. М.. 1993. Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Т.Н. Доронова и др.; сост. Т.Н. Доронова. М.. 1993. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Т.Н. Доронова и др.; сост. Т.Н. Доронова. М., 1994. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5- 6 лет в детском саду / Т.Н. Доронова и др.; сост. Т.Н. Доронова. М., 1997. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6- 7 лет в детском саду / Т.Н. Доронова и др.; сост. Т.Н. Доронова. М., 1997. Познаю мир: Метод, рек. для воспитателей / Т.И. Гризик. М., 2003 |
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. |
М.: Мозаика- Синтез, 2005 |
«Социализация ребенка». «Воспитание культурно-гигиенических навыков». «Ребенок и окружающий мир» («Явления общественной жизни»). «Нравственное воспитание» |
Т.В. Антонова,
Э.Я. Степаненкова,
О.В. Дыбина,
В.И. Петрова |
Вторая группа детей раннего возраста. Первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе |
Ознакомление дошкольников с социальной действительностью / Голицына Н.С. М., 2006 Нравственное воспитание в детском саду / Петрова В.И., Стульник Т.Д. М., 2006 |
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» |
М.: Просвещение, 2012 |
«Социализация» «Труд» «Безопасность» |
От 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет |
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; Методические рекомендации. Пособие для воспитателей; Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов; Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал; Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы; | |
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. |
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. |
«Безопасность» «Социализация» «Труд» |
Первая группа детей раннего возраста Вторая группа детей раннего возраста Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа |
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. |
Таблица 2
Основные парциальные
программы дошкольного
Название |
Выходные данные |
Возрастные группы ДОУ, в которых реализуются задачи социально- личностного развития |
Методическое обеспечение программы (по разделам, включающим задачи социально-личностного развития) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Под ред. Р.С. Буре |
М.: МПГУ, 1997 |
Младшая, средняя,старшая, подготовительная к школе |
Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного микроклимата в группе детского сада // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / В.Р. Лисина; под ред. Р.С. Буре. М., 1997. . Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / М.В. Воробьева; под ред. Р.С. Буре. М., 1997. Формирование гуманистической направленности поведения у детей средней группы // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / С.А. Улитко; под ред. Р.С. Буре. М., 1997. Формирование у старших дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / В.Н. Давидович; под ред. Р.С. Буре. М., 1997. Формирование самоконтроля в поведении у детей старшего дошкольного возраста // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / С.А. Дудникова; под ред. Р.С. Буре. М., 1997. Формирование коллективистической направленности у детей старшего дошкольного возраста // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Т.Б. Потапенко; под ред. Р.С. Буре. М., 1997. Индивидуальный подход к старшим дошкольникам в процессе воспитания гуманных отношений к окружающим // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Е.Э. Шишлова; под. ред. Р.С. Буре. М., 1997 |
Я, ты, мы: Социально- эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод. пособие O.Л. Князева, Р.Б. Стеркина |
М.: Просвещение, 2005 |
Младшая, средняя,старшая |
Какой ты?: Учебное наглядное пособие для детей мл. дошк. возраста. А—5 лет / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М., 2005. Что тебе нравится?: Пособие для детей средн. дошк. возраста 4—5 лет / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М., 2005. Веселые, грустные...: Пособие для детей средн. дошк. возраста. 4—5 лет / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М., 2005. Веселые, грустные...: Пособие для детей ст. дошк. возраста. 5—6 лет. / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина М., 1998. Как вести себя: Пособие для детей ст. дошк. возраста. 5—6 лет. / О.Л. Князева. М., 2005 Мы все разные: Пособие для детей ст. дошк. возраста. 5 - 6 лет. / О.Л. Князева. М., 2005 С кем ты дружишь? Пособие для детей ст. дошк. Возраста. 5 - 6 лет. / О.Л. Князева. М., 2005 |
Чувствую! Знаю! Поступаю!: Экспериментальная программа и методические рекомендации по формированию начал нравственного сознания детей 6-7 года жизни / И.В. Сушкова. |
Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. |
Старшая и подготовительная к школе |
Педагог и семья. М. , 2002 / Е.П. Арнаутова |
Я – человек. Программа социального развития ребенка. Козлова С.А. / М.А. Злобина. |
М.: Школьная пресса, 2010. |
Старшая и подготовительная к школе |
Деклараций прав ребенка. Права ребенка, Основные международные документы, — М, 1992, Козлова С.Л. Земля — наш дом, Рабочая тетрадь для ребенка дошкольника, — М, 2003, Козлова С.Л, Мой мир, — М., 2002, Козлова С.Л, Моя Родина, — М,, 2003, Козлова С.А., Козлова Т.В., Мишулина Л.В., Солодовникова О.В. Я имею право! - М., 2003. Кондрыкинская Л.А, Москвичонок. Программа ознакомления детей с Москвой. - М., 1999. Мир и человек. Географический атлас. — М., 1988. |
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста
Данная программа определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет и сохраняющее их физическое и психическое здоровье.
В основе программы
лежат фундаментальные
Первый — содержит характеристику детей четырех психологических возрастов: младенчества, раннего, младшего и старшего дошкольных возрастов.
Второй — посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей всех семи групп детского сада, структурированному по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое развитие.
Третий — представляет интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста и характеризующие нормальное развитие детей в дошкольном детстве.
Данная программа имеет яркую воспитательную направленность, представленную во всех разделах и раскрывающуюся через задачи личностно-ориентированного воспитания: формирование толерантности, чувства собственного достоинства, начал патриотизма и гражданской ответственности, уважения к традициям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.
Программа реализует деятельностный подход, который определяется изменением направленности отношения воспитателей и ребенка к организации разных видов деятельности (на первое место выступает не результат деятельности, а увлеченность ее процессом, ведущая к развитию самой деятельности, а значит, по мнению авторов, — к развитию ребенка).
Задачи, представленные в программе, предполагают три вектора решения:
Социально-личностное развитие дошкольников определяется широким диапазоном задач, представленных в разделе «Социальное развитие» («Социальная компетентность» и «Сюжетно-ролевая игра. Досуговая игра»). Задачи социального развития детей разных возрастных групп связываются авторами программы с понятием «социальная компетентность».
Авторы программы рассматривают сюжетно-ролевую игру как средство вхождения ребенка в мир человеческих отношений и познания социальной действительности. Поэтому раздел программы «Социальное развитие», помимо задач развития социальной компетентности, наполняется содержанием, отражающим педагогическую работу по социальному развитию детей в игровой деятельности. Кроме того характеристики социально-личностного развития ребенка представлены в данной программе в описании интегральных показателей развития детей каждой конкретной возрастной группы («Самообслуживание», «Общение», «Речь», «Познавательное развитие», «Эмоциональное состояние», «Здоровье»).