Исследование реализации задач образовательной области «Социализация» в условиях семейного воспитания детей младшего дошкольного возрас

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 23:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать содержание педагогической работы родителей детей 4 года жизни по реализации задач образовательной области «Социализация» в условиях семьи.
Гипотеза исследования выразилась в предположении о том, что педагогическая работа родителей по реализации задач образовательной области «Социализация» требует обогащения и в отдельных случаях коррекции.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы роли семьи в социализации
дошкольников_____________________________________________________6
1.1. Понятие «социализация» детей дошкольного возраста и современные подходы к ее определению __________________________________________6
1.2. Роль семьи в социальном развитии детей
дошкольного возраста_____________________________________________14
1.3. Анализ задач образовательной области «Социализация» в программах дошкольного образования__________________________________________19
Выводы по 1 главе ________________________________________________48
Глава 2. Исследование реализации задач образовательной области «Социализация» в условиях семейного воспитания детей младшего дошкольного возраста ___________________________________________________________49
2.1. Анализ содержания педагогической работы родителей с детьми по реализации задач образовательной области «Социализация»________________49
2.2. Рекомендации по созданию условия социализации детей младшего дошкольного возраста в семье________________________________________56
Выводы по 2 главе________________________________________________68
Заключение______________________________________________________70
Список использованной литературы_________________________________74

Файлы: 1 файл

дипломная печать.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Эффективность воспитания детей в семье зависит  от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

О.В. Авраменко  считает, что взаимодействие семьи и ДОУ - важнейшее условие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся  единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечивающую развитие внутренних сил и нравственное становление растущего человека [2].

Однако родители и воспитатели, семья и ДОУ  часто не могут услышать и понять друг друга, а значит, помочь детям. Неспособность и нежелание многих воспитетелей видеть собственные педагогические ошибки, неумение анализировать конфликтные ситуации, вскрывать их истинные причины становятся источником конфронтации с родителями, постоянных претензий к последним, требований «принять меры», обвинений в нежелании помочь дошкольному учреждению. Родители реагируют на упреки в свой адрес по-разному. Одни безропотно их принимают и признают свою вину; другие оправдываются; третьи переходят «в наступление» и начинают обвинять воспитателей.. В последнем случае возникают всевозможные тяжбы, выяснения отношений, сведение счетов и т. д. В результате «военных действий» страдают дети, обе стороны допускают новые педагогические ошибки, нравственно деформирующие взаимоотношения между ними, усиливающие взаимное непонимание и отчуждение.

Наиболее полезна  для детей позиция родителей - друзей и помощников ДОУ и позиция воспитателей - друзей и помощников семьи. А для установления правильных взаимоотношений с ДОУ необходимо личное общение родителей с учителями и взаимное информирование друг друга об успехах и неуспехах детей как в воспитании  и развитии в ДОУ, так и в семье.

Т.И. Александрова отмечает, что помимо знания общих тенденций развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги для выработки стратегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи [4].

Исходя из всего  выше сказанного, можно сделать следующие выводы. Семья в социализации ребенка играет далеко не последнее место, а даже первое, именно семья готовит ребенка к «выходу в большой мир», именно здесь ребенку объясняют, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. На семье лежит огромная ответственность за будущее малыша и за то, как его примет общество.

 

1.3. Анализ задач образовательной области «Социализация» программах дошкольного образования

Социально-личностное развитие ребенка-дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его отграничить от остальных видов и направлений. Как отмечает Сушкова И. В., При анализе основных и парциальных программ дошкольного образования мы будем обращать внимание на то, какие цели и задачи данная решает программа в плане социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и какова роль в этом процессе семьи [43].

Проект стандарта  дошкольного образования, определяя  обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся [37]:

  • развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения — уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям — уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • создание коммуникативной компетентности ребенка — распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

Общая информация о названии разделов, раскрывающих задачи социально-личностного развития, авторах этих разделов, возрастных группах ДОУ, в которых реализуются данные задачи, методическом обеспечении комплексных и парциальных программ дошкольного образования представлена в табл. 1—2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Основные  комплексные программы дошкольного  образования

 

Название

Выходные данные

Название  разделов, в которых раскрываются задачи социально-личностного развития

Авторы  разделов

Возрастные группы ДОУ, в которых реализуются задачи социально-личностного развития

Методическое  обеспечение программы (по разделам, включающим задачи социально-личностного развития)

1

2

34

4

5

6

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой

М.: Карапуз-Дидактика, 2005

«Социальное развитие. Общение».

«Культурно-гигиенические навыки».

«Социальное развитие. Социальная компетентность».

Т.В. Антонова

Первая группа раннего возраста.

Вторая группа раннего возраста, первая младшая.

Вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе

 

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /

СПб.: Детство-Пресс

«Ребенок входит в мир социальных отношений». «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений

Т.И. Бабаева

Вторая младшая, средняя.

Старшая, подготовительная к школе

Методические советы к программе «Детство» / Отв. ред. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. СПб., 2001.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Метод, пособие для воспитателей / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. СПб., 1997.

Как жили люди на Руси / OJI. Князева. СПб., 2000.

Программа «Истоки»: Базис развития ребенка- дошкольника / Т.И. Алиева и др.; науч. ред. Л. А. Парамонова и др.

М.: Просвещение, 2003

«Социальное развитие»

— II —

Группы детей младенческого и раннего, младшего и старшего дошкольного возраста

Безопасность на улице: Программно-метод. пособие/Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Е.Ю. Протасова. М., 1999.

Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. М., 2002. Организация жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях (методико-педагогический аспект): Метод, рек. для работников дошкольных образовательных учреждений /

Л.А. Парамонова и др. М., 1997

Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4—7 лет.

М.: Просвещение, 2003

«Развитие» («Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада», «Познавательное развитие», «Художественная литература», «Театрализованная деятельность» и др.)

Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик и др.

Группы детей 4—7 лет

Пришли мне чтения доброго...: Пособие для чтения и рассказывания детям 4—6 лет. / З.А. Гриценко. М., 2004.

Растем, играя / В. А. Недоспасова. М., 2004.

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (Детский сад 2100»)

М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004

«Здравствуй, мир!».

«Социально-личностное развитие» («Это я»)

А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, М.В. Корепанова

Младший (3— 4 года), средний (4—5 лет), старший (5— 6 лет) дошкольный возраст

«Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2008.

Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч. 1,2,3) / А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. М., 2004.

Здравствуй, мир! Метод, рек. / А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. М., 2004.

Это — я. Тетрадь для старших дошкольников по социально-личностному развитию / М.В. Корепан ва, Е.В. Харлампова М., 2004.

Это я: Метод, реком. К программе по социально-личностному развитию дошкольников. / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. М., 2004.

Диагностика личностного развития дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»/ М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. М., 2005.

Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доро- нова и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. 2-е изд.

М.: Просвещение, 2004

«Программа работы» (раздел «Закладывать основы будущей личности...»)

С.Г. Якобсон

Первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе

Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Т.Н. Доронова и др.: сост. Т.Н. Доронова. М.. 1993.

Радуга: Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Т.Н. Доронова и др.; сост. Т.Н. Доронова. М.. 1993.

Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Т.Н. Доронова и др.; сост. Т.Н. Доронова. М., 1994.

Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5- 6 лет в детском саду / Т.Н. Доронова и др.; сост. Т.Н. Доронова. М., 1997.

Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6- 7 лет в детском саду / Т.Н. Доронова и др.; сост. Т.Н. Доронова. М., 1997.

Познаю мир: Метод, рек. для воспитателей / Т.И. Гризик. М., 2003

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др.

М.: Мозаика- Синтез, 2005

«Социализация ребенка».

«Воспитание культурно-гигиенических навыков».

«Ребенок и окружающий мир» («Явления общественной жизни»).

«Нравственное воспитание»

Т.В. Антонова,

 

Э.Я. Степаненкова,

 

 

 

О.В. Дыбина,

 

 

 

 

 

 

В.И. Петрова

Вторая группа детей раннего возраста. Первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью / Голицына Н.С. М., 2006

Нравственное воспитание в детском саду / Петрова В.И., Стульник Т.Д. М., 2006

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» 

М.: Просвещение, 2012

«Социализация»

«Труд»

«Безопасность»

 

От 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

Методические рекомендации. Пособие для воспитателей;

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов;

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал;

Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы;

От рождения до школы. Основная общеобразовательная  программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

«Безопасность»

«Социализация»

«Труд»

 

Первая группа детей раннего возраста

Вторая группа детей раннего возраста

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Основные парциальные  программы дошкольного образования

 

Название

Выходные

данные

Возрастные группы ДОУ, в которых реализуются задачи социально- личностного развития

Методическое обеспечение программы (по разделам, включающим задачи социально-личностного развития)

1

2

3

4

Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Под ред. Р.С. Буре

М.: МПГУ, 1997

Младшая, средняя,старшая, подготовительная к школе

Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного микроклимата в группе детского сада // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / В.Р. Лисина; под ред. Р.С. Буре. М., 1997. .

Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / М.В. Воробьева; под ред. Р.С. Буре. М., 1997.

Формирование гуманистической направленности поведения у детей средней группы // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / С.А. Улитко; под ред. Р.С. Буре. М., 1997.

Формирование у старших дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / В.Н. Давидович; под ред. Р.С. Буре. М., 1997.

Формирование самоконтроля в поведении у детей старшего дошкольного возраста // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / С.А. Дудникова; под ред. Р.С. Буре. М., 1997.

Формирование коллективистической направленности у детей старшего дошкольного возраста // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Т.Б. Потапенко; под ред. Р.С. Буре. М., 1997. Индивидуальный подход к старшим дошкольникам в процессе воспитания гуманных отношений к окружающим // Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Е.Э. Шишлова; под. ред. Р.С. Буре. М., 1997

Я, ты, мы: Социально- эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод. пособие O.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

М.: Просвещение, 2005

Младшая, средняя,старшая

Какой ты?: Учебное наглядное пособие для детей мл. дошк. возраста. А—5 лет / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М., 2005.

Что тебе нравится?: Пособие для детей средн. дошк. возраста 4—5 лет / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М., 2005.

Веселые, грустные...: Пособие для детей средн. дошк. возраста. 4—5 лет / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М., 2005.

Веселые, грустные...: Пособие для детей ст. дошк. возраста. 5—6 лет. / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина М., 1998.

Как вести себя: Пособие для детей ст. дошк. возраста. 5—6 лет. / О.Л. Князева. М., 2005

Мы все разные: Пособие для детей ст. дошк. возраста. 5 - 6 лет. / О.Л. Князева. М., 2005

С кем ты дружишь? Пособие для детей ст. дошк. Возраста. 5 - 6 лет. / О.Л. Князева. М., 2005

Чувствую! Знаю! Поступаю!: Экспериментальная программа и методические рекомендации по формированию начал нравственного сознания детей 6-7 года жизни / И.В. Сушкова.

Елец: ЕГУ  им. И.А. Бунина, 2005.

Старшая и подготовительная к школе

Педагог и семья. М. , 2002 / Е.П. Арнаутова

Я – человек. Программа социального развития ребенка. Козлова С.А. / М.А. Злобина.

М.: Школьная пресса, 2010.

Старшая и подготовительная к школе

Деклараций  прав ребенка. Права ребенка, Основные международные документы, — М, 1992,

Козлова С.Л. Земля — наш дом, Рабочая тетрадь для ребенка дошкольника, — М, 2003,

Козлова С.Л, Мой мир, — М., 2002,

Козлова С.Л, Моя Родина, — М,, 2003,

Козлова С.А., Козлова Т.В., Мишулина Л.В., Солодовникова О.В. Я имею право! - М., 2003.

Кондрыкинская Л.А, Москвичонок. Программа ознакомления детей с Москвой. - М., 1999.

Мир и человек. Географический атлас. — М., 1988.


 

Примерная общеобразовательная  программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста

Данная программа  определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет и сохраняющее их физическое и психическое здоровье.

В основе программы  лежат фундаментальные закономерности развития ребенка, состоит она из трех блоков [35].

Первый — содержит характеристику детей четырех психологических возрастов: младенчества, раннего, младшего и старшего дошкольных возрастов.

Второй — посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей всех семи групп детского сада, структурированному по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое развитие.

Третий — представляет интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста и характеризующие нормальное развитие детей в дошкольном детстве.

Данная программа  имеет яркую воспитательную направленность, представленную во всех разделах и  раскрывающуюся через задачи личностно-ориентированного воспитания: формирование толерантности, чувства собственного достоинства, начал патриотизма и гражданской ответственности, уважения к традициям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.

Программа реализует деятельностный подход, который определяется изменением направленности отношения воспитателей и ребенка к организации разных видов деятельности (на первое место выступает не результат деятельности, а увлеченность ее процессом, ведущая к развитию самой деятельности, а значит, по мнению авторов, — к развитию ребенка).

Задачи, представленные в программе, предполагают три вектора  решения:

  • непосредственные воспитывающие и обучающие воздействия педагога на детей;
  • организация педагогом ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой;
  • организация педагогом предметной среды, инициирующей детское экспериментирование и постановку проблем.

Социально-личностное развитие дошкольников определяется широким диапазоном задач, представленных в разделе «Социальное развитие» («Социальная компетентность» и «Сюжетно-ролевая игра. Досуговая игра»). Задачи социального развития детей разных возрастных групп связываются авторами программы с понятием «социальная компетентность».

Авторы программы  рассматривают сюжетно-ролевую игру как средство вхождения ребенка в мир человеческих отношений и познания социальной действительности. Поэтому раздел программы «Социальное развитие», помимо задач развития социальной компетентности, наполняется содержанием, отражающим педагогическую работу по социальному развитию детей в игровой деятельности. Кроме того характеристики социально-личностного развития ребенка представлены в данной программе в описании интегральных показателей развития детей каждой конкретной возрастной группы («Самообслуживание», «Общение», «Речь», «Познавательное развитие», «Эмоциональное состояние», «Здоровье»). 

Информация о работе Исследование реализации задач образовательной области «Социализация» в условиях семейного воспитания детей младшего дошкольного возрас