Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей переживания одиночества у лиц пожилого возраста, с целью разработки рекомендации пожилым людям по преодолению переживаний.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
1) проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
2) разработать структуру эмпирического исследования;
3) подобрать методики исследования;
4) провести диагностику;
5) обработать полученные результаты;
6) интерпретировать полученные данные и проанализировать результаты;
7) осуществить математико-статистическую обработку данных;
8) сформулировать выводы;
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей переживания одиночества у лиц пожилого возраста…………………………………………..6
1.1 Понятие одиночества, типы, виды…………………………………………...6
1.2 Причины одиночества……………………………………………………….21
1.3 Особенности переживания одиночества на разных возрастных этапах…26
1.4 Современные исследования одиночества пожилых людей……………….33
Выводы по главе 1……………………………………………………………….42
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей одиночества…….44
2.1 Описание исследования……………………………………………………..44
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………46
2.3 Выводы по главе 2…………………………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………54
Приложение
Осознание контроля важно для поддержания надежды стариков на улучшение своих отношений с окружающими. С возрастом события, которые приводят к одиночеству, становятся для стариков все более печальными и в меньшей степени осознаваемыми (расставание становится окончательным окончание - безнадежным и неотвратимым; в то время как для молодых все можно повторить, вернуть, переиграть заново). Старые люди всегда объясняют проблемы влиянием неотвратимых факторов. Одиночество не всегда является обязательным спутником старения, но убеждение, что оно неизбежно может стать самосуществующим предсказанием. Однако стоит подчеркнуть, что в старости уединение имеет двоякий смысл: оно - символ независимости и автономии, но оно же и символ социального неприятия и одиночества. Совместное проживание стариков с детьми также вызывает у первых двоякое чувство: эта жизнь ассоциируется с любовью и заботой ближних, с одной стороны, и чувством зависимости, с другой стороны.
Если переживание одиночества становится мучительным, а пожилой человек сознательно ищет помощи в плане избавиться от нее, то зарубежные психологи строят психотерапевтическую работу с пожилыми одинокими пациентами с опорой на три фактора: социальное сравнение, повышение личностного самоконтроля и доступность доверенного лица.
Социальное сравнение помогает оценить одиночество свое и других, свои и чужие переживания по этому поводу. Личностный самоконтроль повышает чувство собственного достоинства и уверенности в успешности предполагаемых контактов. Наличие и доступность контакта сами по себе снижают переживание одиночества. И, наконец, эффективнейшим средством нивелирования переживания одиночества является коллективная деятельность, успешная, увлекательная и переживаемая как социально значимая[6].
Выводы по главе 1
1) Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже, несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования. Существует большое количество типологий одиночества.
2) Понятие о причинах одиночества менялось с течением времени. Многие философы, мыслители, такие, как Г. Торо, С. Къекегор, Э. Гуссерль, Т. Сартр, Миюскович пытались объяснить причины одиночества. Одна из причин одиночества - иная реальность партнера. Условно реальности можно разделить на четыре группы: сенсорная, унитарная, социальная и идейная. Как правило, большинство женщин живет в сенсорной реальности. Мужчинам более естественны унитарная и социальная реальности.
3) Одиночество типично для всех возрастов. Так переживание одиночества подростками сопровождает развитие ряда личностных новообразований и является обязательной составляющей комплекса психоэмоциональной реакций в ситуациях конфликта; в ряде личностных процессов одиночество служит психологическим стабилизатором или дестабилизатором эмоциональных реакций и т.д. Благодаря одиночеству подросток учится быть независимым от постоянного социального подкрепления. Одиночество подростка является результатом неправильной организации общения взрослыми и ведет к деформациям развития личности, побуждая подростка искать группы, компенсирующие дефицит общения.
4) Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов. Одиночество - это неоднозначное понятие для старости. Оно не связано с жизнью в затворничестве. Пожилые люди, способные обходиться без посторонней помощи в обиходе, более, чем молодые, приспособлены к тому, чтобы жить одним. Переживание одиночества связано с когнитивной оценкой качества и удовлетворенностью людьми своими социальными связями.
Одиночество угрожает фундаментальным ценностям, поэтому одинокий человек теряет чувство безопасности, не уверен в будущем, в итоге жизнь утрачивает свой колорит и соблазны. Даже свои эгоистические потребности человеку трудно удовлетворить вне общения с другими индивидами, поэтому одиночество является источником множества несчастий, тревоги и печали.
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОДИНОЧЕСТВА
2.1 Описание исследования
Исследование особенностей переживания одиночества у лиц зрелого возраста проводилось с сентября по ноябрь 2011года.
В исследовании приняли участие 10 человек зрелого возраста и 10 человек пожилого возраста.
Нами были использованы следующие методики:
1. "Шкала одиночества"
2. Анкета "Определения уровня одиночества"
Первая методика - «Шкала одиночества, или как вы себя чувствуете в этой жизни?» предложена тремя авторами - Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном, выясняет удовлетворенность в общении в пожилом возрасте. Представляет собой опросник, состоящий из 20 утверждений.
Цель методики - исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.
Обработка данных и интерпретация результатов:
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три. «Иногда» - на два, «редко» - на один и «никогда» - на 0 . Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.
Методика проводилась индивидуально. Каждого человека просили оценить ряд ситуации, учитывая их частоту встречаемости в жизни.
Набранная сумма баллов говорит о:
- высокой степени одиночества от 40 до 60 баллов,
- от20 до 40 баллов - средний уровень одиночества,
- от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.
Так же в нашей работе мы использовали анкету "Определения уровня одиночества". В этой анкете респондентам предлагалось ответить на 10 вопросов, относящиеся к определению уровня своего одиночества "Определения уровня одиночества".
Обработка данных и интерпретация результатов:
"да" - 1 балл, "нет" -0 баллов. Полученные баллы суммируются.
Набранная сумма баллов говорит о:
- от 8 до 10 баллов - высокий уровень одиночества,
- от 4 до 7 баллов - средний уровень одиночества,
- от 2 до 3 баллов - низкий уровень одиночества
2.2 Анализ и интерпретация результатов
По методике «Шкала одиночества» испытуемые показали следующие результаты:
Таблица 1. Методика "Шкала одиночества"
Группа
Уровень одиночества
|
Группа 1 Пожилые люди (10 человек) |
Группа 2 Зрелые люди (10 человек) |
Высокий уровень одиночества |
4 чел (40%)
|
2 чел(20%) |
Средний уровень одиночества |
5 чел(50%) |
5 чел(50%) |
Низкий уровень одиночества |
1 чел(10%) |
3 (30%) |
Для большей наглядности результаты можно представить в виде гистограммы:
Гистограмма 1. Методика "Шкала одиночества"
Анализируя таблицу результатов респондентов (таблица 1), можно сказать, что в 1 группе (пожилые люди):
40% - пожилые люди с высоким уровнем переживания одиночества, которые получили от 40 до 60 баллов.
50% - пожилые люди со средним уровнем переживания одиночества, которые имеют от 20 до 40 баллов.
10 % - пожилые люди с низким уровнем переживания одиночества, которые имеют от 0 до 20 баллов.
Во 2 группе (зрелые люди):
20% - люди с высоким уровнем переживания одиночества, которые получили от 40 до 60 баллов.
50% - люди со средним уровнем переживания одиночества, которые имеют от 20 до 40 баллов.
30%- люди с низким уровнем переживания одиночества, которые имеют от 0 до 20 баллов.
Делаем математическую обработку данных с целью подтверждения гипотезы. Математический критерий обработки – угловое преобразование Фишера
Н0: доля лиц, с высоким уровнем одиночества в первой группе не превосходит долю лиц с высоким уровнем одиночества во второй группе.
Н1: доля лиц, с высоким уровнем одиночества в первой группе превосходит долю лиц с высоким уровнем одиночества во второй группе.
φ (40%) =1,369
φ (20%) =0,927
φэмп. = (φ1 - φ2) × n1 × n2 /n1+ n2
n1 - количество наблюдений в 1-ой группе
n2 - количество наблюдений во 2-ой группе
φ эмп.=1
1,64 при p < 0,05
φ кр. =
2,31 при p < 0,01
φэмп. < φкр. – принимаем H0, при p ≤ 0,01 – доля лиц, с высоким уровнем одиночества в первой группе не превосходит долю лиц с высоким уровнем одиночества во второй группе.
Результаты по анкете, направленной на определение уровня одиночества, представлены в следующей таблице:
Таблица 2. Анкета "Определения уровня одиночества"
Группа Уровень одиночества
|
Группа 1 Пожилые люди (10 человек) |
Группа 2 Зрелые люди (10 человек) |
Высокий уровень одиночества |
4 чел(40%) |
2 чел(20%) |
Средний уровень одиночества |
4 чел(40%) |
4 чел(40 ) |
Низкий уровень одиночества |
2 чел(20%) |
4 чел(40) |
Анализируя таблицу результатов респондентов (таблица 2),получили следующие данные:
1 группа (пожилые люди):
40% -высокий уровень одиночество у пожилых людей.
40% - средний уровень одиночества у пожилых людей.
20%- низкий уровень одиночество у пожилых людей.
2 группа (зрелые люди):
20% -высокий уровень одиночества у лиц зрелого возраста.
40% -средний уровень одиночества у лиц зрелого возраста.
40%- низкий уровень одиночества у лиц зрелого возраста.
Делаем математическую обработку данных с целью подтверждения гипотезы. Математический критерий обработки – угловое преобразование Фишера
Н0: доля лиц, с высоким уровнем одиночества в первой группе не превосходит долю лиц с высоким уровнем одиночества во второй группе.
Н1: доля лиц, с высоким уровнем одиночества в первой группе превосходит долю лиц с высоким уровнем одиночества во второй группе.
φ (40%) =1,369
φ (20%) =0,927
φэмп. = (φ1 - φ2) × n1 × n2 /n1+ n2
n1 - количество наблюдений в 1-ой группе
n2 - количество наблюдений во 2-ой группе
φ эмп.=1
1,64 при p < 0,05
φ кр. =
2,31 при p < 0,01
φэмп. < φкр. – принимаем H0, при p ≤ 0,01 – доля лиц, с высоким уровнем одиночества в первой группе не превосходит долю лиц с высоким уровнем одиночества во второй группе.
2.3. Выводы по главе 2
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: среди людей пожилого и зрелого возраста большинство испытывают средний уровень одиночества (Шкала одиночества).
По результатам анкеты в группе пожилых людей равное количество людей с высоким и средним уровнем одиночества. В группе зрелых людей одинаковые значения по среднему и низкому уровням одиночества.
Математическая обработка данных показала, что в группе пожилых людей доля лиц с высоким уровнем одиночества не превосходит долю лиц с высоким уровнем одиночества в группе зрелых людей, из чего следует, что наша гипотеза, а именно: для пожилых людей характерна более высокая степень одиночества, чем в зрелом возрасте не нашла своего подтверждения.
Информация о работе Исследование особенностей переживания одиночества у лиц пожилого возраста