Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей переживания одиночества у лиц пожилого возраста, с целью разработки рекомендации пожилым людям по преодолению переживаний.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
1) проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
2) разработать структуру эмпирического исследования;
3) подобрать методики исследования;
4) провести диагностику;
5) обработать полученные результаты;
6) интерпретировать полученные данные и проанализировать результаты;
7) осуществить математико-статистическую обработку данных;
8) сформулировать выводы;
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей переживания одиночества у лиц пожилого возраста…………………………………………..6
1.1 Понятие одиночества, типы, виды…………………………………………...6
1.2 Причины одиночества……………………………………………………….21
1.3 Особенности переживания одиночества на разных возрастных этапах…26
1.4 Современные исследования одиночества пожилых людей……………….33
Выводы по главе 1……………………………………………………………….42
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей одиночества…….44
2.1 Описание исследования……………………………………………………..44
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………………46
2.3 Выводы по главе 2…………………………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………54
Приложение
Основой непонимания своего партнера являются разница в воспитании, в предыдущем опыте общения и в нахождении каждого из партнеров в отличных друг от друга реальностях. Одна из причин одиночества - иная реальность партнера. Условно реальности можно разделить на четыре группы: сенсорная, унитарная, социальная и идейная.
Сенсорная реальность. Основными критериями сенсорной реальности являются: любовь, забота, жалость, гуманность, справедливость, вера, доброта и т.п.
Унитарная реальность. Для унитарной реальности основополагающие критерии: правила, принципы и нормы.
Социальная реальность. Логика, выводы, доказательства и практичность доминирующие критерии социальной реальности.
Идейная реальность. В идейной реальности главное - идеи и их реализация, осуществление любых, даже самых смелых фантазий.
Как правило, большинство женщин живет в сенсорной реальности. Мужчинам более естественны унитарная и социальная реальности. Творческие и креативные люди живут в идейной реальности, вот почему так часто их поступки, образ жизни и мышления для многих бывают не понятным. Из этого следует, человек, который живет в социальной реальности, с трудом сможет понять человека, живущего в идейной реальности. И наоборот.
То же самое происходит и в отношениях между мужчиной и женщиной, которые полюбили друг друга, но, живя в разных реальностях, часто не понимают друг друга. Но нельзя утверждать, что человек живет исключительно в одной реальности, в каждом человеке есть критерии и оси всех реальностей, но доминирующими являются критерии какой-то одной.
Научившись понимать реальность другого человека, своего партнера, можно найти «ключик» к его внутреннему миру и его восприятию жизни, и, познав его, через собственное понимание его достичь взаимного понимания с его стороны.
1.3 Особенности переживания одиночества на разных возрастных этапах
Р.В. Шмелев отмечает, что объективные факторы, связанные с научно-техническим прогрессом и урбанизацией способствуют появлению чувства одиночества. Достижения научно-технического прогресса, появление новых средств коммуникации, создание быстроходного транспорта повлияли на усиление изоляции человека, в первую очередь, в городах. Концентрация населения в большом городе (так называемое одиночество в толпе), создает анонимность общения. Пространственное единство остается в городе принудительной, разъединенной, мнимой общностью. Разобщенность людей в городе не может быть преодолена. Несмотря на то, что люди рядом друг с другом, они в то же время социально отделены, ибо их разобщение предопределено глубоким различием их социальных интересов. Для подавляющего большинства горожан состояние социальной изолированности и разобщенности остается жесткой реальностью.
Несмотря на то, что воспитание детей в большом городе имеет свои преимущества, мы вынуждены констатировать односторонность развития городских детей: развитие получают только те способности, которые заданы рамками жизни в большом городе. Им явно недостает жизненного опыта, общения с природой, занятий физическим трудом. Эти условия только обрекают городского ребенка на известную пассивность, но и создают предпосылки возникновения раннего переутомления, поэтому выросший в таких условиях человек лишен возможности правильно расходовать свои физические и нравственные силы.
В связи с этим следует отметить некоторые предпосылки возникновения одиночества у детей в семейных отношениях и проблемах, в частности - развод родителей. Разве имеет очень сильное влияние на формирование одиночества, как у детей, так и у взрослых. Ребенок чувствует, что с распадом семьи ослабевает его чувство общности с родителями, к смену ему приходит чувство ненужности, беспомощности. Нередко причину развода ребенок видит в себе и винит себя. Он замыкаете в себе, озлобляется. Нравственные устои семьи, ее ценности теряют для него всякую значимость. И даже повзрослев, он не сумеет избавиться от своего чувства одиночества, будет бояться контактов с другими людьми и ожидать от них предательства, объясняя все социальные затруднения своей жизни низкой оценкой в обществе. Следовательно, процесс развода резко прерывает непрерывность развития ребенка, а это, в свою очередь, приводит к нарушению социального и психологического функционирования ребенка, к его низкой самооценке[28] .
Теоретический анализ исследований по проблеме одиночества показал, что данное состояние впервые в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте (Р.С. Вейс, И.С. Кон, Г.С. Салливан, С.В. Малышева, Н.А. Рождественская, О.Б. Долгинова и другие), когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром. Ощущение бессмысленности своего существования актуализирует переживания одиночества, беспомощности, страха. Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. Одинокий среди взрослых и среди законопослушных сверстников, лишенный защиты от внешних притязаний, подросток, входя в асоциальную группу, приобретает реальную физическую, психологическую, моральную и даже материальную поддержку. Это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уверенность, что группа защитит его от обид и притеснений. Включаясь в субкультуру с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореализации и компенсации тех неудач, которые постигли его в законопослушном обществе; при этом в асоциальной среде максимально реализуется стремление подростка к самостоятельности (М.Н. Кабанова, В.В. Лунеев, В.Д. Пирожков, Д.И. Фельдштейн и другие).
В числе причин, ведущих к возникновению одиночества, можно назвать наличие конфликтных отношений с окружающими и глубокие эмоциональные переживания как главные признаки кризиса взросления (Л.С. Выготский); узость социальных контактов и отсутствие деятельности компенсаторного характера, субъективно проявляющиеся как состояние неудовлетворенности, скуки, тоски, поисков себя (Н.А. Безбородова, О.В. Лишин), недостаток социальных навыков (Х. Салливан); преобладание индивидуализации, персонализации над адаптацией (В.К. Калиненко, И.С. Кон, В.А. Петровский).
Переживание одиночества подростками сопровождает развитие ряда личностных новообразований и является обязательной составляющей комплекса психоэмоциональной реакций в ситуациях конфликта; в ряде личностных процессов одиночество служит психологическим стабилизатором или дестабилизатором эмоциональных реакций и т.д. Благодаря одиночеству подросток учится быть независимым от постоянного социального подкрепления.
В то же время одиночество затрудняет общение, препятствует установлению интимно - личностных отношений, затрудняет полноценные доверительные контакты, формирует негативный тип самовосприятия и приводит к ощущению психического надрыва, душевного нездоровъя. Ощущение одиночества у подростков часто сопровождается чувством собственной никчемности некомпетентности, ненужности, застенчивостью, неуверенностью в себе, низким уровнем самоуважения, склонностью к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, часто отнюдь не добровольному, появлением чувства, что тебя никто не понимает, повышенной конфликтностью.
Таким образом, большинство психологических проблем оказывается так или иначе связанным с трудностями общения, деформации, которого ведут к появлению неадекватных форм поведения. Изучая общение и деформации личностного развития, исследователи недостаточно вниманию уделяют одиночеству, которое имплицитно присутствует в качестве важнейшего переживания подростка, возникающего в результате деформаций его взаимоотношений с окружающими.
Возникновение в подростковом возрасте острого чувства одиночества влечет за собой дефицитное и дефектное общение, причем не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что-- следствием. Такие явления могут приводить к уходам из дома, бродяжничеству, школьным прогулам или отказу от обучения, лжи, агрессивному поведению, увлечению граффити (настенными рисунками и надписями непристойного характера), субкультурным девиациям (употреблению сленга, нанесению шрамов, татуировки и проч.). Подобные формы, по мнению Е.В. Эмановской, могут быть определены как асоциальное поведение.
Анализируя данные о подростках с отклоняющимся поведением, Е.Е. Рогова отмечает, что остро переживаемое чувство одиночества формирует субъективные предпосылки для возникновения асоциально - криминальных групп. Одиночество подростка является результатом неправильной организации общения взрослыми и ведет к деформациям развития личности, побуждая подростка искать группы, компенсирующие дефицит общения[28] .
Подросток реализует чувство взрослости, усваивает социально - моральные нормы отношений через дружбу со сверстниками, через стремление испытать настоящее чувство любви. Но поскольку и дружба, и «любовь» носят поверхностный характер, эти стремления удерживают подростков большими группами (9 - 12 человек), в которых партнеры могут меняться по нескольку раз, резкие слова об изменах, подлости и др. сменяются признаниями в верности и любви.
Психологи Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова такое поведение или деятельность по поиску друга или любимого характеризовали как «ориентировочно пробовательное». Максимализм в оценке отношений друг с другом и с родителями приводит к субъективному чувству одиночества. Например, друг уехал, жизнь потеряла смысл или отец уже неделю не пишет, значит я ему не нужен и т. п. Обособление, отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни.
Таким образом, переживание одиночества (уединение, обособление, отчуждение) детьми в возрасте 11--14 лет столь поверхностно, что можно говорить о старшем дошкольнике как о более насыщенном психологически в этих своих переживаниях. Именно поэтому родители, даже если замечали за своим ребенком в дошкольном возрасте некоторые сложности в контактах с другими, его переживания, высказывания относительно непонимания и отвержения другими, то в подростковом возрасте проявления этих переживаний носят совершенно другой характер[12] .
Из физиологии известно, что человек может обходиться без воды в течение десяти суток, а без пищи -- до тридцати дней. Однако девяносто процентов жертв кораблекрушении гибнут в первые три дня. Долгое время причина гибели людей на море в столь короткие промежутки времени оставалась не вполне ясной. Французский врач А. Бомбар, сам переплывший с целью эксперимента на резиновой лодке Атлантический океан, выдвинул гипотезу, согласно которой причиной гибели людей является страх и полное одиночество. М. Сифр, спелеолог, проведший 63 дня в условиях сильной сенсорной депривации, отмечал у себя ухудшение памяти, снижение способности к осмыслению и обобщению чувственных восприятий, появление галлюцинаций. Д. Спокам, совершивший в одиночку кругосветное путешествие на яхте, писал, что чувствовал себя бесконечно одиноким, как насекомое, «плывущее на соломинке», что его часто охватывал страх. Р. Бэрд после трех месяцев одиночества в Антарктиде оценил свое состояние как депрессивное. Наиболее четко влияние изоляции на развитие психозов прослеживается у заключенных, вынужденных длительное время отбывать наказание в камерах одиночного заключения. Так, Ч. Диккенс, посетивший заключенных в одиночных камерах, сделал весьма яркое признание. «Я считаю, - писал он, - что одиночное заключение так болезненно действует на рассудок, что он теряет способность воспринимать грубую действительность внешнего мира с его кипучей деятельностью» [24, с.122].
В контексте этих рассуждений несомненный интерес представляет биологическая трактовка феномена одиночества. Американский биолог Р. Оди задался вопросом, имеет ли то, что кажется глубоко человеческим переживанием одиночества, свои аналоги и корни среди животных. И выяснил, что биологические корни - наиболее существенные. Тем не менее, человек может быть более одинок, чем животное, т. к. у него есть разные способы испытать одиночество.
В качестве подхода для определения биологических корней одиночества Оди указывает на сенсорную депривацию и приводит примеры вынужденной изоляции. Оказывается, что изоляция даже на несколько часов вызывает заметное психическое расстройство: помрачается сознание, человек легче поддается внушению, становится более подавленным, у него уменьшается способность ясно мыслить. Короче говоря, нормальное функционирование мозга зависит, оказывается, от достаточного уровня и разнообразия воздействующих раздражителей, позволяющих находиться в постоянном контакте с внешним миром, реальностью.
Есть много данных, свидетельствующих о том, что животные очень страдают, будучи изолированными. У приматов, находящихся в условиях сенсорной депривации, наблюдалось психическое расстройство, и такие особи становились совершенно неполноценными. Видимо, индивидуальное сознание, делает вывод Оди, хотя бы отчасти является продуктом составляющих психики, находящихся во взаимодействии.
В этой связи отметим, что у человека и животных существуют индивидуальные различия в потребностях в обратной связи с обществом (у человека) или в знакомой среде и запахах (у животных). Потребности различаются в «зависимости от психического типа или национальной культуры человека. Так, человек в Японии постоянно чувствует себя частью какой-то группы: то ли семьи, то ли общины, то ли фирмы. Он не выносит уединения, отрешится всегда быть вместе с другими[24] .
Дети привыкли видеть в родителях опору и не всегда вовремя замечают, что наступил новый этап отношений, новое распределение ролей, когда они должны заботиться о своих родителях. Некоторые видят причину всех бед в "разрушении" больших семей и вспоминают о прежнем патриархальном укладе семьи, где не было одинокой старости. На данный момент, в науке мало изучены вопросы, касающиеся людей пожилого возраста, большинство исследований посвящены детям, юношам, периоду зрелости. Но остро встает проблема приспособления пожилых к новому социальному статусу, проблема существования данной категории людей без родственников, и значит - острее будет ощущаться проблема одиночества людей пожилого возраста
Информация о работе Исследование особенностей переживания одиночества у лиц пожилого возраста