Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 19:13, курсовая работа
Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие коллектива.
1.2 Понятие социально-психологического климата.
1.3 Структура социально-психологического климата.
1.4 Модели социально-психологического климата.
1.5 Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива.
1.6 Что такое конфликт.
1.7 Виды конфликта.
1.8 Структура конфликта. Стадии протекания конфликта.
1.9 Способы разрешения конфликтов.
1.10 Позитивное значение организационного конфликта.
Глава 2. Практическая часть
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
Для общей оценки некоторых
основных проявлений
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 - свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 - свойство проявляется в
+1 - свойство проявляется
0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 -достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
- 2 - свойство проявляется в
- 3 - свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического
климата коллектива, надо сложить все
положительные и отрицательные баллы.
Полученный результат может служить условной
характеристикой психологического климата
большей или меньшей степени благоприятности.
«+» особенности | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | «-» особенности | |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение. | Преобладает подавленное настроение. | ||||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях | Преобладает конфликтность в отношениях | ||||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. | Группировки конфликтуют между собой. | ||||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. | ||||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива. | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство. | ||||||||
Преобладает
одобрение и поддержка, упреки и
критика высказываются с |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. | ||||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. | В коллективе каждый считает свое мнение главным и не обращает внимания на мнения товарищей. | ||||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного». | В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения. | ||||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои. | Достижения
или неудачи всего коллектива
не находят отклика у его |
Продолжение
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться. | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность. | |||||||
Коллектив активен, полон энергии. | Коллектив пассивен, инертен. | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело. | Коллектив не возможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах. | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив подразделяется
на «привилегированных»
и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их. | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его замечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. |
В целом результат
хороший, 25 баллов. Психологический
климат коллектива хороший, коллектив
дружный, общие проблемы решаются вместе,
новичкам помогают, выступают всегда все
вместе в защиту своего коллектива.
Конфликтные
ситуации и пути их
разрешения.
Для достоверности
информации приведём несколько примеров
конфликтов в СХПК колхозе «Новленский»:
1 ситуация
Кассир Копейкина Т.В отказалась перепечатать некоторые документы, которые прислала ей бухгалтер по учёту основных средств, хотя кассир имела обязанности секретаря. Отказ был сделан в грубой форме из-за плохих личных отношений. Бухгалтер обратился к главному бухгалтеру с просьбой разрешить конфликт. Нужно решить, как должен поступит главный бухгалтер, и какие методы управления конфликтами нужно выбрать?
Субъекты: кассир, бухгалтер по учёту основных средств.
Объекты: должностные обязанности, личные отношения.
Инцидент: отказ в грубой форме выполнить перепечатывание документов.
Решение ситуации: провести беседу с кассиром, напомнить работнику о его обязанностях, обязать работника выполнить свои обязанности.
Методы: принуждение,
взаимодействие.
Ситуация 2
Бухгалтер по учёту МТЦ Сропкинова Т.И подрабатывала в столовой, убирала помещение. Начальник столовой, находясь с ней в родственных отношениях, ставил в табель учета рабочего, временя большее количество отработанных часов, и это заметила бухгалтер по начислению заработной платы
Наумова В.Е и высказала недовольство Сропкиновой Т.И.
В результате возник конфликт. Кто должен разрешить его, и каким способом?
Субъекты: Сропкинова Т.И, Наумова В.И.
Объекты: заработная плата, родственные отношения.
Инцидент: недовольство Наумовой из-за неверного учета рабочего времени.
Решение: руководителям
предприятия и подразделения
провести беседу с участниками конфликта,
а руководителю предприятия ещё
провести беседу с начальником столовой
и объявить ему выговор. Пересчитать
заработную плату.
Ситуация 3
В СХПК колхозе «Новленский» произошел конфликт между директором Разживиным О.В и главным бухгалтером Писаревой Н.А из-за того, что главный бухгалтер не подготовила вовремя документы для отправки в налоговую инспекцию. Она мотивировала это тем, что у неё много дел, и она не успела. Директор накричал на неё. Как уладить конфликт, и кто в нем виноват?
Субъекты: директор, главный бухгалтер.
Объекты: должностные обязанности.
Инцидент: недовольство директора в грубой форме из-за неподготовленных вовремя документов.
Решение: провести беседу с главным бухгалтером по поводу невыполненных обязанностях, провести проверку объема работ главного бухгалтера. Если объём работ большой, то можно распределить между работниками бухгалтерии. Если маленький – сделать главному бухгалтеру выговор. Подготовить документы для налоговой инспекции. Извиниться директору перед главным бухгалтером за грубость.
Метод: взаимодействие.
Ситуация 4
Заместитель главного бухгалтера Угрюмова Т.А вынуждена была из-за своего слабого характера выполнять часть работы, которая входила в обязанности главного бухгалтера. Нужно было сделать квартальный отчет, а заместитель главного бухгалтера заболела. Главный бухгалтер не стала делать свою работу, обвинив своего заместителя, когда та не вышла на работу. Возникла ссора. Как найти решение возникшей ситуации?
Субъекты: заместитель главного бухгалтера, главный бухгалтер.
Объекты: должностные обязанности.
Инцидент: ссора из-за несделанного квартального отчёта.
Решение: провести беседу с каждой из сторон, напомнить главному бухгалтеру о его обязанностях, сделать выговор, заместителю быть тверже, не выполнять обязанности главного бухгалтера.
Метод: сотрудничества,
взаимодействия.
Ситуация 5
Бухгалтер по заработной плате Наумова В.И неправильно начислила зарплату главному бухгалтеру. Находясь в очень плохих личных отношениях, главный бухгалтер обвинила Наумова В.И, что она это сделала умышленно. Как разрешить конфликт?
Субъекты: главный бухгалтер, бухгалтер по заработной плате.
Объекты: межличностные отношения.
Инцидент: ссора из-за неправильного начисления зарплаты.
Решения: провести беседу с каждой из сторон, посоветовать бухгалтеру по заработной плате качественнее выполнять свои обязанности.
Метод: взаимодействия.
Информация о работе Исследование морально-психологического климата в коллективе